Деловая психология

Глава 4 Принятие решений


Принятие решений в ряде случаев приобретает специфические признаки в зависимости от вида проблемной ситуации и условий управленческой деятельности.

Различают три вида проблемных ситуаций:

1. Детерминированные. Это ситуации, в которых события и явления увязаны линейной причинно-следственной связью (самый простой пример: если солнце садится, скоро будет темно).

2. Вероятностные. Это ситуации, в которых наступление того или иного события, проявление свойства может осуществиться с той или другой степенью вероятности (например: падающая монета или кубик с цифрами).

3. Стратегические. Это ситуации, в которых определенное явление может или должно произойти в отдаленном будущем (например: выполнение годового плана, получение диплома, защита диссертации и т. д.).

В реальной жизни все эти виды ситуаций могут переплетаться между собой на оси времени и событий и определяют движение управленческой информации в разных конкретных циклах и стадиях.

Управленческие решения могут различаться по ряду признаков. На их основе составляются варианты классификации решений.

 

Составим одну из них по следующим признакам:

1) по степени охвата и сложности объекта;

2) по длительности времени, в течение которого действует принятое решение. В этой связи решения могут быть кратковременные, или оперативные, и долговременные. Можно говорить о том, что особенности поставленных целей обусловливают тактические и стратегические ориентиры управления;

3) по значению, месту и роли решения в жизни общества. Одни решения затрагивают коренные проблемы всего общества (пример: передача власти органам самоуправления), другие затрагивают отдельные стороны каких-либо сфер жизни регионов или подразделений;

4) по объему и направленности решений. Одни формируют общую цель, другие могут быть более конкретными и детализированными;

5) по степени директивности выполнения. В этом измерении решения могут варьировать от строго обязательных до советов и пожеланий.

 

Любое управленческое решение в процессе его выработки, принятия и передачи к исполнению должно отвечать некоторым важным требованиям, которые необходимо учитывать руководителям.

Принятие решений 2
Выделим основные. Прежде всего, управленческое решение должно быть объективно и научно обоснованно. В этой связи давайте вспомним о строгости формирования информационной модели ситуаций, на уровне...
Принятие решений 3
По мнению зарубежных специалистов, при постановке цели решения каждый руководитель должен ответить на три вопроса: 1. Какой выбор я пытаюсь сделать? 2. Почему эти решения необходимы? 3. Каким было...
Принятие решений 4
Чтобы современные руководители обрели культуру оправданного риска, они должны заполучить соответствующую свободу действий с высоким индексом самостоятельности. Без нее голая теория остается имитац...
Тест №31
Заканчивая рассмотрение данного раздела, имеющего особое значение для всех, кто задумывается над вопросами служебного роста и карьеры и имеет желание стать эффективным, преуспевающим руководителем...
Тест №31 (2)
9. Считаете ли вы, что в детстве слишком долго находились под влиянием матери? а) Да; б) нет. 10. На что во время знакомства вы в первую очередь обращаете внимание: а) на внешность нового знакомог...
Психологические особенности подготовки и проведения деловых бесед и переговоров
Практика убедительно свидетельствует, что успех или неудача любого общения во многое зависит от соответствующей подготовки к нему. Поэтому принято выделять подготовительную фазу (докоммуникативную...
Установления контакта
Начинается общение с установления контакта. Деловое общение с одним собеседником начинается с традиционных приветственных слов. С первых минут контакт должен показать, что работник открыт для обще...
Ориентация
Установление психологического контакта переходит в следующий этап делового общения - ориентацию, которая позволяет определить стратегию и тактику разговора, в ходе которого следует обсуждение проб...
Эмпатия
Характеризуют как эмоциональное понимание. Она связана с умением поставить себя на место другого, учесть его состояние, мотивы поведения. Умение взглянуть на ситуацию и самого себя чужими глазами...
Идентификация
Или отождествление себя с другими, состоит в воображаемой постановке себя на место партнера по общению, взятие на себя роли, которую выполняет этот партнер, построение своего поведения таким же сп...
Рефлексия
В переводе с латинского - обращение назад, она тоже предполагает постановку вопроса: А если бы на его месте был я? Но она означает не просто понимание собеседника, а осознание человеком того, как...
Процесс общения
В процессе общения важно, чтобы партнер по общению понял себя. В этой связи руководитель должен найти возможно более доступную для собеседника форму самовыражения и позаботиться о самоограничении....
Умение выйти из контакта
Не менее важным в общении руководителя является умение выйти из контакта. Для этого необходимо не только найти наиболее подходящий момент, но и знать, как это сделать. Существуют различные типы вы...
Внимание
1) типичная ошибка для российских участников переговоров -слишком большой количественный состав делегаций; 2) помните, что делегация должна работать, как единая команда. Установите рабочие отношен...
Ведение. Рассадка
- глава делегации садится в центре, напротив него – глава партнерской делегации; - справа от главы - второе лицо в делегации, слева - переводчик. Требования к характеру беседы: - спокойный тон, да...
Проведите анализ переговоров после их завершения
– что, какие действия способствовали успеху (неуспеху) переговоров; – какие возникали трудности, как эти трудности преодолевались; – что не было учтено при подготовке к переговорам, почему; – каки...
Тест №32
Выделяют четыре основных стиля делового общения партнера при проведении переговоров. Прежде чем мы поговорим о них, вам предлагается определить собственный стиль с помощью следующего теста (№ 32)....
Тест №32 (2)
24. Меня раздражает слишком подробный анализ. 25. Я остаюсь невозмутимым, если на меня оказывают давление. 26. Я очень ценю опыт. 27. Я прислушиваюсь к мнению других. 28. Говорят, что я быстро соо...
Тест №32 (3)
51. Факты говорят сами за себя. 52. Я использую свое воображение насколько это возможно. 53. Меня раздражает длительная, кропотливая работа. 54. Мой мозг никогда не перестает работать. 55. Важному...
Стиль 1
Основное внимание уделяется действиям (ориентация на действия). Для людей этого стиля характерно обсуждение результатов, конкретных вопросов, поведения, продуктивности, эффективности, продвижения...
Стиль 2 
Основное внимание уделяется процессу (ориентация на процесс). Для людей этого стиля характерно обсуждение: фактов, процедурных вопросов, планирования, организации, контролирования, проверки, апроб...
Стиль 3
Основное внимание уделяется человеческим взаимоотношениям, проблемам (ориентация на людей). Для людей этого стиля характерно обсуждение: людей в целом, человеческих нужд, человеческих мотивов, раб...
Стиль 4 
Основное внимание уделяется человеческим взаимоотношениям, проблемам людей и т. п. (ориентация на людей). Для людей этого стиля характерно обсуждение: концепций, нововведений, творческого подхода,...
Как лучше строить деловое общение, если:
1. Ваш партнер принадлежит к людям стиля 1: - прежде всего, сконцентрируйте внимание на результатах (сформулируйте заключение сразу после изложения позиции); - сформулируйте ваши предложения (при...
Мотивы
Вступая в контакт с людьми, современному руководителю, если он желает добиться успехов, необходимо понять мотивы общения его собеседников. Мотивы общения могут быть совпадающими и противодействующ...
Мотив-долг
Характеризует общение, реально мотивированное соображениями и чувствами долга, чести, совести, мировоззрения, нравственных и политических убеждений, высоких гражданских идеалов. Человек общается п...
Мотив-потребность
Проявляется в общении, мотивы которого осложнены или психологически обусловлены биологическими, материальными или духовными потребностями личности. Примером тому могут служить энергичные контакты...
Мотив-интерес
Преобладает в общении, мотивы которого осложнены или психически обусловлены интересами, любопытством, любознательностью, страстями людей. Сила и направленность может быть различной. В практике общ...
Мотив-привычка
Характерен для общения на основе привычек и склонностей людей. Последнее влияет и на выбор темы, целей и партнеров общения. Различие полезных и вредных привычек, мотивирующих общение, приводит к р...
Мотив-каприз
Представлен в общении, мотивированном капризами, прихотями, аффективными вспышками и т. д. Мотивы этой группы относятся к числу жизненных, эгоистичных и обычно характерны для людей невоспитанных,...
Индивидуально-половые особенности
Также влияют на общение. Общеизвестно, что женщины более коммуникабельны и чутки к состоянию собеседника и к отношениям с ним, более доверчивы к добрым и хорошим словам. В виду своих психологическ...
Общительность-замкнутость
Характеризует легкость или трудность установления контактов с людьми, в основном незнакомыми. Общительные, в отличие от замкнутых, стремятся к межличностным контактам, сопереживают происходящее с...
Вздорный человек, "нигилист"
Такой собеседник часто выходит за профессиональные рамки беседы. В ходе беседы он нетерпелив, несдержан и возбужден. Своей позицией и подходом он смущает собеседников и неосознанно наводит их на т...
Позитивный человек
Это, конечно, самый приятный тип собеседника, добродушный и трудолюбивый, он позволяет спокойно и обоснованно провести дискуссию и вместе с ним подвести итоги беседы. По отношению к нему нужно зан...
Всезнайка
Этот думает, что он все знает наилучшим образом. Обо всем у него есть свое мнение, он всегда требует слова. В общении с ним следует придерживаться нижеперечисленных правил: - посадить его рядом с...
Болтун
Часто бестактно и без всякой видимой причины прерывает ход беседы. Не обращает внимания на время, которое тратит на свои выпады. Как к нему относиться? Вам помогут следующие рекомендации: – как и...
Трусишка
Этот тип собеседника отличается недостатком уверенности в публичных выступлениях. Он охотнее промолчит, боясь сказать что-нибудь такое, что, по его мнению, может выглядеть глупо или даже смешно. С...
Хладнокровный неприступный собеседник
Такой человек замкнут, часто чувствует себя вне времени и пространства, а также вне темы и ситуации конкретной деловой беседы, так как все это ему кажется недостойным его внимания и усилий. Что де...
Незаинтересованный собеседник
Тема беседы (переговоров) его вообще не интересует. Он бы охотнее проспал все переговоры. Поэтому необходимо: – задавать ему вопросы информативного характера; – придать теме беседы интересную и пр...
"важная птица"
Такой собеседник не выносит критики – ни прямой, ни косвенной. Он чувствует и ведет себя как личность, стоящая выше остальных собеседников. Существенными элементами вашей позиции по отношению к та...
Почемучка
Кажется, что этот собеседник только для того и создан, чтобы сочинять и задавать вопросы, независимо от того, имеют ли они реальную основу или надуманы. Он просто сгорает от желания спрашивать все...
Тест №33
Предлагаемый тест (№ 33) поможет проанализировать линию вашего поведения на совещаниях (переговорах). Для каждого утверждения необходимо выбрать один из пяти вариантов ответа – нет, так не бывает;...
Тест №33 (2)
21. Всегда продумываю то, что могли бы ответить на тот или иной вопрос другие и ищу аргументы. 22. Я помогаю людям советом как организовать свой труд. 23. Увлекаясь своими проектами, своими планам...
Этикет в деятельности современного делового человека
В последние годы активно разрабатываются проблемы служебной и административной этики, этики хозяйственного руководителя. Главное внимание обращается на обоснование принципов и норм нравственного п...
Управленческая этика
Это система теоретико-прикладных этических знаний и практических рекомендаций, ориентированных на качественное исполнение административно-хозяйственных функций. Она включает в себя образцы лучшего...
Этикет
Слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе. Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от...
Манеры
Способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика. В обществе х...
Деликатность
Обязательным условием общения является деликатность. Деликатность не должна быть излишней, превращаться в льстивость, приводить к ничем неоправданному восхвалению увиденного или услышанного. Не на...
Тактичность и чуткость
Содержание следующих двух благородных человеческих качеств – тактичности и чуткости ~- внимание, глубокое уважение к внутреннему миру тех, с кем мы общаемся, желание и умение их понять, почувствов...
Скромность
Человек, который говорит только о себе, только о себе и думает, - утверждает Д. Карнеги. - А человек, который думает только о себе - безнадежно некультурен. Он некультурен, как бы высокообразован...
Англия
В Англии очень важны манеры держаться за столом. Поэтому надо соблюдать основные правила этого ритуала. Никогда не кладите руки на стол, держите их на коленях. Приборы не снимаются с тарелок, так...
Германия
Надо называть титул каждого, с кем разговариваете. Если титул неизвестен, то можно обращаться так: Herr Doctor!. Слово доктор не зарезервировано, как у нас только для медиков, а употребляется в лю...
Испания
Если вас просят остаться на завтрак - не принимайте этого приглашения: оно является простой формальностью. Если его повторяют – снова откажитесь. Только после третьего раза можно принять приглашен...
Голландия
В отличие от Испании, в этой стране нужно соблюдать исключительную точность во времени при каждой встрече или приглашении. Следует избегать рукопожатий, не делать комплиментов. Вообще голландцы лю...
Азиатские страны
На востоке суп подают в конце обеда; во многих южных странах и в среднеазиатских республиках гостей часто принимают во дворе, который является по их обычаям продолжением дома; в турецкой семье мог...
Светский этикет 
Это не что иное, как знание приличий, умение держать себя в обществе так, чтобы заслужить всеобщее одобрение; и никакими из своих действий не оскорбить кого бы то ни было. Вот несколько принципов,...
Светский этикет 2
В случае, когда нужно надевать смокинг, это специально указывается в приглашении (cravate noire, black tie). Цвет мужских носков должен быть в любом случае темнее, чем костюм, что создает переход...
Светский этикет 3
Визитные карточки, на которых указано одновременно имя и фамилия мужа и жены, рассылаются или завозятся, главным образом, дамам. На визитных карточках, написанных не на русском языке, отчество не...
Светский этикет 4 
Интеллигентность заключена не только (и даже - не столько!) в знаниях, но и в способности к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя с...
Тест №34
Предлагаемый тест (№ 34) послужит не только для проверки личной организованности, но и будет средством, которое может побудить к постижению секретов самоорганизации, к выработке организационных на...
Тест №34 (2)
5. Вас окружают различные вещи, которыми вы часто пользуетесь. Каковы ваши принципы расположения вещей? а) Каждая вещь лежит там, где ей хочется; б) придерживаюсь принципа: каждой вещи – свое мест...
Тест №34 (3)
10. Какую систему фиксации поручений, заданий и просьб вы используете? а) Записываю в своем еженедельнике, что выполнить и когда; б) фиксирую наиболее важные поручения, просьбы, задания в своем еж...
Способы психологической защиты
В ситуациях, когда интенсивность потребности нарастает, а условия ее удовлетворения отсутствуют, поведение регулируется с помощью механизмов психологической защиты. Ф. В. Бассин определяет психоло...
Способы психологической защиты 2
Как показано экспериментами Зейгарник, именно незавершенные действия (и сопутствующие им обстоятельства) запоминаются лучше завершенных и, что особенно важно, запоминаются непроизвольно. В работах...
Отрицание
Сводится к тому, что информация, которая тревожит и может привести к конфликту, не воспринимается. Имеется в виду конфликт, возникающий при появлении мотивов, противоречащих основным установкам ли...
Вытеснение
Наиболее универсальный способ избегания внутреннего конфликта путем активного выключения из осознания неприемлемого мотива или неприятной информации. Например, особо неудобные для нас факты особен...
Проекция
Бессознательный перенос (приписывание) собственных чувств, желаний и влечений, в которых человек не хочет себе сознаться, понимая их социальную неприемлемость, на другое лицо. Например, когда чело...
Идентификация
Бессознательный перенос на себя чувств и качеств, присущих другому человеку и недоступных, но желательных для себя. У детей - это простейший механизм усвоения норм социального поведения и этически...
Рационализация
Псевдоразумное объяснение человеком своих желаний, поступков, в действительности вызванных причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. В частности она связана с попыткой снизить...
Замещение
Замена действия, направленного на недоступный объект, на действие с доступным объектом. Замещение разряжает напряжение, созданное недоступной потребностью, но не приводит к желаемой цели. Когда че...
Изоляция, или отчуждение
Обособление внутри сознания травмирующих человека факторов. При этом доступ неприятных эмоций к сознанию блокируется, так что связь между каким-то событием и его эмоциональной окраской не отражает...
Тест №35
Одни люди играючи решают самые сложные проблемы. Других способно положить на лопатки и незначительное осложнение. К какому типу относитесь вы? Чтобы ответить на этот вопрос, выберите один из трех...
Вместо заключения
Хочется искренне надеяться, что внимательно прочитавший данную книгу, не остался тем, кем был до этого и хоть на самую малость, но стал другим, задумался над сложными и, вместе с тем, очень важным...
Тест №36
Работая с завершающим эту книгу тестом (№ 36), позволяющим определить уровень личной самооценки, выберите один из пяти вариантов ответа - очень часто, часто, иногда, редко, никогда. 1. Мне хочется...
Интерпретация тестов и опросников
Работая с завершающим эту книгу тестом (№ 36), позволяющим определить уровень личной самооценки, выберите один из пяти вариантов ответа - очень часто, часто, иногда, редко, никогда. 1. Мне хочется...
Тест № 1.
КАКОГО ПОЛА ВАШЕ МЫШЛЕНИЕ? Для того чтобы подсчитать баллы, воспользуйтесь следующей формулой: для мужчин для женщин а) + 10 баллов; а) + 12 баллов; б) + 5 баллов; б) + 5 баллов; в) - 5 баллов, в)...
Тест № 2. 
НАСКОЛЬКО ВЫ ЧУВСТВЕННЫ? При подсчете баллов каждый положительный ответ приносит единицу, каждый отрицательный - ноль. От 7 до 14 – вы очень чувственный человек; вы получаете большое удовольствие...
Тест № 3. 
ВНИМАТЕЛЬНЫ ЛИ ВЫ? По одному баллу оцениваются ответы да на вопросы 2,3,4,5, 6, 8, 9, 13, 14, 15 и ответы нет на вопросы 1, 7, 10, 11, 12. 11 и более баллов – вы удивительно внимательны и проницат...
Тест № 4. 
КАКАЯ У ВАС ПАМЯТЬ? Вычислите продуктивность своего запоминания: число правильно воспроизведенных слов умножьте на 100 и разделите на 20. Получите процент продуктивности запоминания: 90-100 % - от...
Тест № 5
ВЫ СКЛОННЫ ДЕЙСТВОВАТЬ ИЛИ РАЗМЫШЛЯТЬ? Каждый положительный ответ приносит один балл, каждый отрицательный - ноль. Однако, в вопросах с 12 по 16 - все наоборот: да - 0 баллов, нет - 1 балл. От 12...
Тест № 6. 
УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ ИЗЛАГАТЬ СВОИ МЫСЛИ? Вы получаете по 1 баллу за ответы нет на 5, 11, 12 и 13-й вопросы и по 1 баллу за ответы да на все остальные вопросы. От 12 до 16 баллов – отличный результат; от...
Тест № 7. 
ЧТО ВЫ ЗА ПТИЦА? С помощью теста вы можете соотнести себя с тремя достаточно разными и яркими личностными портретами, названными условно Голубь, Страус и Ястреб. Обработайте результаты своих ответ...
Тест № 7 (2)
СТРАУС Страус - человек холодный, расчетливый, осторожный и предпочитает держаться от всего на расстоянии. Ему нужно пространство вокруг себя, а не кто-то под боком. Если кто-то подходит к нему сл...
Тест № 8.
УРОВЕНЬ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА. В один балл оцениваются ответы да на вопросы 2, 6, 7, 8, 14, 16,18, 19, 21, 22 и ответы нет на вопросы: 1, 3, 4, 5, 9, 10, 11, 12,13, 15,17,20. Свыше 15 баллов...
Тест № 9.
ТЕСТ СПИЛБЕРГЕРА-ХАНИНА. ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ (УРОВЕНЬ РЕАКТИВНОЙ И ЛИЧНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ). С помощью данного теста определяется уровень тревожности на момент его выполнения (РТ), отражающ...
Тест № 10.
СИЛА ВОЛИ И ВНИМАНИЕ. Ответ да оценивается в 2 балла; не знаю (или бывает, случается) - в 1 балл; нет - в 0 баллов. От 0 до 12 баллов – с силой воли дела обстоят у вас неважно. Вы просто делаете т...
Тест № 11.
ОПРОСНИК Г. АЙЗЕНКА. Одним из самых популярных и известных психологических тестов по праву считается личностный опросник, разработанный английским психологом Г. Айзенком. Из 57 вопросов – 24 напра...
Тест № 11 (2)
Подсчитывая свой результат по данной шкале, воспользуйтесь следующим ключом - начислите по 1 баллу за ответы да на вопросы 2, 4, 7, 9,11,14,16, 19,21,23, 26, 28,31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47,50,5...
Тест № 11 (3)
Выделяют три основных значения: - высший уровень совместимости (среднее значение угла близко к 180 градусам) - в такой паре партнеры психофизиологически идеально дополняют друг друга; - средний ур...
Тест № 12.
СИЛЬНЫЙ ЛИ У ВАС ХАРАКТЕР? Для подсчета баллов и определения своего результата воспользуйтесь следующим ключом: 1. а-0,б-1,в-2; 2. да-0, нет-1; 3. а - 1, б-1,в-0; 4. да-2, нет-0; 5. да-0, нет-2; 6...
Тест № 12 (2)
Меньше 15 баллов - увы, человек вы слабохарактерный, не уравновешенный и, пожалуй, беззаботный. В случающихся с вами неприятностях готовы винить кого угодно, кроме себя. И в дружбе, и в работе на...
Тест № 13.
ЕСТЬ ЛИ У ВАС СПОСОБНОСТИ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ? Для подсчета баллов и определения своего результата воспользуйтесь следующим ключом: 1. а - 6, б - 0, в - 3; 2. а-0, б-3, в-6; 3. а-6, б-3, в-0; 4....
Тест № 14.
КТО ВЫ: КАПИТАН? РУЛЕВОЙ? ПАССАЖИР? За каждый ответ да на вопросы 1,3,5,7,9,11,13 и ответ нет на вопросы 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 15 поставьте себе по 10 баллов. За ответы не знаю - по 5 баллов. По...
Тест № 15.
КАК ВЫ К СЕБЕ ОТНОСИТЕСЬ? Для подсчета баллов и определения своего результата воспользуйтесь следующим ключом: 1. а-1, б-3, в-5; 2. а - 5, б - 1, в - 3; 3. а-5, б-1, в-3; 4. а - 3, б - 4, в - 1, г...
Тест № 16.
ВАШИ КОМПЛЕКСЫ. Для подсчета баллов и определения своего результата воспользуйтесь следующим ключом: 1. а - 0, б - 3, в - 5; 16. а - 0, б - 3, в - 5 2. а - 5, б - 3, в - 0; 17. а - 0, б - 3, в - 5...
Тест № 16 (2)
От 41 до 80 баллов – у вас есть все возможности самому прекрасно справляться со своими комплексами. В общем-то, они не очень мешают жить. Чем больше набрали баллов, тем меньше они мешают. Тревожит...
Тест № 17.
ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ СЕБЯ? За каждый ответ нет на вопросы с 1 по 9-й получаете 5 баллов, за ответы да на вопросы 1 и 10-й - 5 баллов (соответственно за остальные ответы да и нет - 0 баллов). От 35 до 50 б...
Тест № 18.
КАКОВ ВАШ УРОВЕНЬ ВЛАДЕНИЯ НЕВЕРБАЛЬНЫМИ КОМПОНЕНТАМИ В ПРОЦЕССЕ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ? Чем меньше утвердительных ответов на вопросы, тем лучше человек владеет невербальными средствами общения. Если на...
Тест № 19.
ПРИЯТНО ЛИ С ВАМИ ОБЩАТЬСЯ? Если вы ответили положительно (да) на вопросы 1,2,3,6, 7,8, 9, 10, 11, можете засчитать себе по одному баллу за каждый из них. От 1 до 3 баллов – трудно сказать: то ли...
Тест № 20.
КОММУНИКАБЕЛЬНЫ ЛИ ВЫ? Ответ да оценивается в 2 балла; иногда - в 1 балл; нет - в 0 баллов. Общее число баллов суммируется и по классификатору определяется, к какой категории людей вы относитесь....
Тест № 21.
ОПРОСНИК КОС (КОММУНИКАТИВНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ СКЛОННОСТЕЙ). Для того чтобы подсчитать свой результат по шкале коммуникативные склонности, воспользуйтесь следующим ключом: поставьте себе по 1 бал...
Тест № 22.
ЛИДЕРСТВО Вы можете начислить по 1 баллу за ответы а на 1, 2, 4, 5, 7, 10, 11,12,15,20,21,22,23,24,26,28,31,32,33,34,37,39,41, 42, 43, 44,46, 48-й вопросы и по 1 баллу за ответы б на 3, 6, 8, 9, 1...
Тест № 23.
МНОГОУРОВНЕВЫЙ ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК АДАПТИВНОСТЬ Данный опросник имеет несколько структурных уровней, что позволяет получить информацию различного объема и характера. Для обработки результатов необ...
Тест № 23 (2)
Подсчитав сырые баллы, переведите их в стены: 21 и более баллов - 1 стен; 19-20 баллов - 2 стена; 17-18 баллов - 3 стена; 15-16 баллов - 4 стена; 13-14 баллов - 5 стенов; 11-12 баллов -6 стенов; 9...
Тест № 24.
НАСКОЛЬКО ВЫ КОНФЛИКТНЫ? Каждый ответ а оценивается в 4 балла; б - в 2 балла; в -в 0 баллов. От 42 до 60 баллов - вы тактичны, не любите конфликтов, даже если можете их сгладить, избегаете критиче...
Тест № 25.
ОПРОСНИК ТОМАСА-КИЛМЕННА Для того чтобы выяснить, какие стили поведения в конфликтной ситуации (и в какой степени) характерны лично для вас, необходимо обработать свои ответы, используя следующий...
Тест № 26.
СПРАВЛЯЕТЕСЬ ЛИ ВЫ СО СТРЕССОМ? Ответ да оценивается в 1 балл; нет - в 5 баллов. Менее 30 баллов - вы вообще не поддаетесь стрессу. От 30 до 49 баллов - легко относитесь к стрессовым ситуациям. От...
Тест № 27.
КУДА ВЫ ИДЕТЕ; К СТРЕССУ ИЛИ ОТ НЕГО? Ответ А оценивается в 6 баллов; Б - в 4 балла; В - в 2 балла. От 26 до 36 баллов – вы очень быстро идете к стрессу. У вас могут даже появиться симптомы таких...
Тест № 28.
КАКОЙ ВЫ ПСИХОЛОГ? Для подсчета баллов и определения своего результата воспользуйтесь следующим ключом: 1. а-2, б-4, в- 1 2. а-2, б-1, в-4 3. а-1, б-2, в-4 4. а-4, б - 1; 5. а-1, б-2; 6. а-4, б-2,...
Тест № 29.
СТЕПЕНЬ ВАШЕЙ РЕФЛЕКСИВНОСТИ В ПРЕДМЕТНОЙ СФЕРЕ. Для подсчета баллов и определения своего результата воспользуйтесь следующим ключом: 1. а - 1, б - 0; 9. а - 0, б - 2; 2. а-0, б - 1; 10. а - 0, б...
Тест № 30.
КАКОЙ ВЫ РУКОВОДИТЕЛЬ? Для подсчета баллов и определения своего результата воспользуйтесь следующим ключом: 1. да - 1, нет - 0; 8. да - 0, нет - 2; 2. да - 0, нет - 1; 9. да - 1, нет - 0; 3. да -...
Тест № 31.
МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ БЫТЬ РУКОВОДИТЕЛЕМ? Для подсчета баллов и определения своего результата воспользуйтесь следующим ключом: 1. а - 5, б - 0; 11. а - 5, б - 0; 2. а - 5, б - 0; 12. а - 0, б - 5; 3. а - 5...
Тест № 32.
ВАШ СТИЛЬ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ. С помощью приведенного ниже ключа подсчитайте количество баллов по каждому стилю (каждый выбор в паре равен 1 баллу). Тот стиль, по которому вы набрали наибольшее колич...
Тест № 33.
УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ ВЕСТИ ДЕЛОВОЕ ОБСУЖДЕНИЕ? Ответ нет, так не бывает оценивается в 1 балл; нет, как правило, так не бывает - в 2 балла; неопределенная оценка - в 3 балла; да, как правило, так бывает -...
Тест № 34.
ОРГАНИЗОВАННЫЙ ЛИ ВЫ ЧЕЛОВЕК? Для подсчета баллов и определения своего результата воспользуйтесь следующим ключом: 1. а - 1, б - 0, в - 6, г - 2; 2. а - 6, б - 0, в - 3, г - 0; 3. а - 4, б - 6, в...
Тест № 35.
СПОСОБНЫ ЛИ ВЫ РЕШИТЬ СВОИ ПРОБЛЕМЫ? Для подсчета баллов и определения своего результата воспользуйтесь следующим ключом: 1. а-3,б- 1, в-2; 2. а - 4, б - 0, в - 2; 3. а-0, б-2, в-4; 4. а-3, б-0, в...
Тест № 36
ОПРОСНИК ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ Для того чтобы определить уровень самооценки, необходимо сложить баллы по всем 32 суждениям: очень часто - 4 балла; часто - 3 балла; иногда - 2 балла; ре...
Краткий словарь психологических терминов
ОПРОСНИК ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ Для того чтобы определить уровень самооценки, необходимо сложить баллы по всем 32 суждениям: очень часто - 4 балла; часто - 3 балла; иногда - 2 балла; ре...
А
АБСТРАКЦИЯ (лат. abstractio - отвлечение) - мысленное выделение какого-либо признака или свойства предмета, явления с целью его более детального изучения. АВТОРИТАРНЫЙ (лат. autoritas - влияние, в...
Б
БАРЬЕР ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ (франц. barriere - преграда, препятствие) - внутреннее препятствие психологической природы (нежелание, боязнь, неуверенность и т. п.), мешающее человеку успешно выполнить не...
В
ВАЛИДНОСТЬ (англ. valid - пригодный) - качество метода психологического исследования, выражающееся в его соответствии тому, для изучения и оценки чего он изначально был предназначен. ВЕДУЩИЙ ТИП О...
Г
ГАЛЛЮЦИНАЦИИ (лат. hallucinatio - бред, видение) - нереальные, фантастические образы, возникающие у человека во время болезней, влияющих на состояние его психики (см. также аутизм, бред). ГЕНИАЛЬН...
Д
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (лат. deviatio - отклонение) - поведение с отклонением от принятых в обществе правовых или нравственных норм (основные виды такого поведения - преступность и уголовно не наказ...
Ж
ЖЕЛАНИЕ - состояние актуализированной, то есть начавшей действовать, потребности, сопровождаемое стремлением и готовностью сделать что-либо конкретное для ее удовлетворения. ЖЕСТ - движение рук че...
3
ЗАДАТКИ – предпосылки к развитию способностей (их биологический или социальный фундамент). Могут быть врожденными или приобретенными. ЗАМЕЩЕНИЕ (сублимация) - один из защитных механизмов, представ...
И
ИДЕНТИФИКАЦИЯ (лат. identificare - отождествлять) - в психологии - установление сходства одного человека с другим, направленное на его вспоминание и собственное развитие идентифицирующегося с ним...
К
КАТАРСИС (греч. katharsis - очищение) - психоаналитический (см. психоанализ) термин, обозначающий душевное облегчение, наступающее у человека после сильных эмоциональных переживаний типа аффекта и...
Л
ЛАБИЛЬНОСТЬ (лат. labilis - скользящий, неустойчивый) - свойство нервных процессов (нервной системы), проявляющееся в способности проводить определенное количество нервных импульсов за единицу вре...
М
МАЛАЯ ГРУППА – небольшая по численности совокупность людей, включающая от 2–3 до 20–30 человек, занятых общим делом и имеющих прямые личные контакты друг с другом. МАНИПУЛИРОВАНИЕ (лат. manipulati...
Н
НАБЛЮДЕНИЕ - метод психологического исследования, рассчитанный на непосредственное получение нужной информации через органы чувств. НАВЫК – сформированное, автоматически осуществляемое действие, н...
О
ОБОБЩЕНИЕ - выделение общего из множества частных явлений. Перенос однажды сформированных знаний, умений и навыков на новые задачи и ситуации (см. абстракция). ОБРАЗ - субъективная обобщенная карт...
П
ПАМЯТЬ - процессы запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки человеком разнообразной информации. ПАМЯТЬ ГЕНЕТИЧЕСКАЯ - память, обусловленная генотипом, передаваемая из поколения в поко...
Р
РАЗДРАЖИТЕЛЬ - любой фактор, воздействующий на организм и способный вызвать в нем какую-либо реакцию. РАССЕЯННОСТЬ - неспособность внимания сконцентрироваться на объекте. РЕАКЦИЯ (лат. re - против...
С
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ (лат. actualis - действительный, настоящий) - стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. САМООБЛАДАНИЕ - способность человека...
Т
ТАЛАНТ (греч. talanton - первоначально вес, мера, потом в переносном значении - уровень способностей) - высокий уровень развития способностей человека, прежде всего специальных, обеспечивающий дос...
У
УБЕЖДЕННОСТЬ - уверенность человека в своей правоте, подтверждаемая соответствующими аргументами и фактами. УМЕНИЕ - способность выполнять определенные действия с хорошим качеством и успешно справ...
Ф
ФАНАТИЗМ (лат. fanum - жертвенник) - чрезмерная увлеченность человека чем-либо, сопровождаемая снижением контроля за своим поведением, некритичностью в суждениях об объекте своей увлеченности. ФАС...
Х
ХАРАКТЕР (греч. charakter - печать, чеканка) - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, определяя типичные для нее спо...
Ц
ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ - сенсорная, мысленная достройка совокупности некоторых воспринимаемых элементов объекта до его целостного образа. ЦЕЛЬ - осознанный образ предвосхищаемого результата, на до...
Ч
ЧЕРТА ЛИЧНОСТИ - устойчивое свойство личности, определяющее характерное для нее поведение и мышление. ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ - способность организма запоминать и реагировать на воздействия среды, не име...
Э
ЭВРИСТИКА - наука о творчестве; теория и практика организации избирательного поиска при решении сложных интеллектуальных задач. ЭГО (лат. ego - Я) - один из компонентов структуры личности в теории...






Справка
Теория принятия решений — область исследования, вовлекающая понятия и методы математики, статистики, экономики, менеджмента и психологии с целью изучения закономерностей выбора людьми путей решения разного рода задач, а также способов поиска наиболее выгодных из возможных решений. Принятие решения — это процесс рационального или иррационального выбора альтернатив, имеющий целью достижение осознаваемого результата. Различают нормативную теорию, которая описывает рациональный процесс принятия решения и дескриптивную теорию, описывающую практику принятия решений.
Продолжение









Содержание раздела