Новый продукт, не связанный с традиционным



Уровень идентификации
Число предприятий
Неидентифицирован
4
Вербальный
10
Инвестиционное предложение
20
Инвестиционный проект
13
Бизнес – план
7
Стратегический план
0

Такая типология, безусловно, не единственно возможная, и существуют разные точки зрения на возможные определения приведенных понятий, однако мы считаем важным выделить в качестве основного признака отдельных категорий – глубину проработки и обоснования спроса на инвестиции. Именно это служит базой для диалога с инвестором, позволяя ему в той или иной степени оценивать ожидаемую доходность и риски, связанные с вложениями ресурсов в данное предприятие.
Почти все предприятия группы демонстрировали потребность во внешних инвестициях. Около половины предприятий группы имеет бизнес-планы и инвестиционные проекты, которые были неоднократно представлены инвесторам. Не оценивая качество подготовки этих документов, отметим их явную производственную направленность – инвестиции требуются для приобретения нового оборудования, строительства производственных и вспомогательных объектов, ввода производственных линий.
Общей чертой практически всех представленных проектов является недостаточная проработка вопросов маркетинга – предприятия плохо представляют себе состояние рынка сбыта продукции, которая должна производиться на новом оборудовании, требования и предпочтения потребителей, возможности продвижения продуктов.
Только три предприятия из обследованных заказывали проведение маркетинговых исследований при разработке инвестиционных планов. Это предприятия пищевой и легкой промышленности, наиболее близкие к конечным потребителям.
Самое сложное положение у машиностроительных предприятий, чьи традиционные потребители и заказчики утрачены. В отличие от производств, ориентированных на потребительский рынок, машиностроительные предприятия вынуждены осуществлять почти полную смену ассортимента выпускаемой продукции, в том числе смену профиля и отрасли. В то же время при выборе вариантов нового ассортимента они оказались в информационном вакууме, который заполняется случайным образом.
Для того, чтобы иметь возможность сравнивать разнообразные стратегии, мы воспользовались известной матрицей продукт/рынок (табл. 3.2). В данной таблице обобщены фактически осуществленные в течение 1993–1997 гг. инвестиции по обследованной группе предприятий.

Количество инвестиционных проектов не совпадает с количеством предприятий, так как часть из них не осуществляла инвестиций, а часть осуществила несколько проектов.

Таблица 3.2.
Стратегия развития "товар-рынок"

Количество инвестиционных проектов
Традиционный продукт
Новый продукт, связанный с традиционным
Новый продукт, не связанный с традиционным
Всего
Традиционный рынок
А 8
Б 9
В 4
21
Новый, связанный с традиционным
Г -
Д 1
Е -
1
Новый, не связанный с традиционным
Ж 1
З 4
К 7
12
Всего проектов
9
13
11
33


Безусловно, состав обследуемой группы предприятий накладывает ряд ограничений на интерпретацию полученных результатов. Для того, чтобы получить более представительный массив данных, мы подготовили аналогичную таблицу по инвестиционным проектам, намеченным к реализации в рамках Федеральной комплексной целевой программы "Сибирь" (см. табл. 3.3).

Среди всего множества проектов мы выбрали проекты, представленные предприятиями обрабатывающей промышленности.
Как можно заметить, основные инвестиционные приоритеты по обеим группам проектов довольно близки.
Наибольшее количество проектов направлено на производство новых, но связанных с ранее выпускаемыми продуктами на традиционных рынках, например, выпуск молочными заводами кетчупа, майонеза, мелкая фасовка ранее выпускаемых продуктов.
Следующая крупная группа – традиционный продукт на традиционном рынке. Сюда попали довольно разнородные проекты, связанные либо с расширением выпуска продукции, либо с мероприятиями по совершенствованию технологии, что предполагает конкурентоспособную продукцию и наличие платежеспособного спроса. В то же время, в этой группе есть иные проекты, направленные на "восстановление производства" и "поддержку предприятия".


Таблица 3.3
Стратегия развития "товар-рынок"
(ФЦКП "Сибирь")

Количество инвестиционных проектов
:радиционный продукт
Новый продукт, связанный с традиционным
Новый продукт, не связанный с традиционным
Всего
Традиционный рынок
А 32
Б 39
В 3
74
Новый, связанный с традиционным
Г -
Д 10
Е 1
11
Новый, не связанный с традиционным
Ж 3
З 21
К 14
38
Всего проектов
35
70
18
123


Другая крупная группа проектов направлена на создание новых, но связанных с традиционными рынками продуктов и выход на новые рынки, как правило, либо рынки потребительских товаров (что типично для оборонных предприятий), либо зарубежные рынки; либо же происходит смена оптовых потребителей на розничных. Например, перепрофилирование гидролизного завода на производство ликеро-водочной продукции.
Теоретически, наиболее устойчивый доход приносит деятельность в квадрате А. Однако в наших условиях ситуация принципиально иная – этот квадрат отражает пассивную стратегию, которая либо не приводит к успеху без государственной поддержки, либо отражает условия монополии производителя. Единственный, по нашему мнению, вариант успеха на традиционных рынках с традиционным продуктом в условиях сокращающегося спроса – резкое сокращение издержек. Реализация этого направления, хотя и реализуется, но не затрагивает пока организации производства (происходит уменьшение бремени социальной и бытовой инфраструктуры).
Более рискованно движение по направлению к квадрату К (диверсификация). Надо сказать, что больше половины предприятий нашей группы пытались производить новые продукты на новых рынках. Однако только для небольшого числа предприятий такая стратегия оказалась успешной, основная же часть предприятий вернулась к производству (хотя и в сокращенных объемах) традиционной продукции с некоторыми элементами квадратов Г и Б, то есть к более знакомым рынкам и продуктам.
При исследовании направленности фактически реализованных инвестиций, мы обнаружили определенную отраслевую зависимость.
Предприятия сырьевой группы в большей степени ориентировались на "юго-запад" (квадраты Г, Ж), продвигая традиционную продукцию на новые рынки, прежде всего зарубежные.
Машиностроительные предприятия демонстрировали наибольший разброс, при этом в рамках одного и того же предприятия осуществлялось одновременно несколько различных проектов. Именно предприятия машиностроения наиболее часто пытались производить новую продукцию для новых рынков.
Предприятия отраслей, ориентированных на конечный потребительский спрос (легкая и пищевая), большую часть инвестиций осуществляли в "северо-западном" углу (А, Б, Г, Д).
Таким образом, если предложенные предприятиями инвестиционные проекты будут осуществлены, то большая часть предприятий сохранит присутствие на традиционных рынках с традиционной продукцией либо связанной с таковой, и меньшая часть предприятий ориентируется на производство новых продуктов. Следовательно, цели предприятий – потенциальных реципиентов инвестиций связаны преимущественно с поддержанием или некоторым изменением сложившейся номенклатуры продукции. Устойчивость номенклатуры продукции, в свою очередь, определяется имеющимися производственными мощностями, освоенными технологиями и квалификационной структурой работников.

Попытки разорвать этот замкнутый круг в большей степени носят вынужденный характер и типичны прежде всего для предприятий, полностью или значительно утративших потребителей традиционной продукции, но сохранивших производственные мощности и кадры. Например: производство стеклянных бутылок на заводе, производившем телевизоры; производство лапши на оборонном предприятии.
Изложенное выше, таким образом, не дает оснований признать, что произведенные инвестиции, а также инвестиционные намерения предприятий послужат источником радикальной структурной перестройки.
Что касается активности предприятий в поиске источников инвестиций, то она оказалась заметно ниже предполагаемой. Отметим, что во время встреч с руководителями проявились существенные расхождения в восприятии самого понятия "инвестиции". Довольно часто мы встречали понимание инвестиций как денег, которые предоставят в распоряжение предприятия инвесторы, а не как предполагаемое выполнение некоторых обязательств перед инвестором, в том числе требований возвратности, платности, срочности.
Среди предприятий нашей группы представлены различные варианты отношений руководителей с потенциальными инвесторами, которые мы условно обозначили следующим образом:

Позиция руководителей предприятия
по отношению к частным инвесторам
Число предприятий
Негативная – руководитель не идет на контакт с возможным инвестором. "Нам не надо инвестиций", "Мы не дадим никакой информации о себе", "Вы охотитесь за нашими коммерческими тайнами"
4
Пассивная – руководитель идет на контакт, инициированный посредником или инвестором, демонстрирует готовность сотрудничать, но не может организовать продолжение контактов. "К нам приходили представители инвесторов, просили подготовить бизнес-план, но мы сами не можем его сделать, а заказывать его у консультантов дорого…"
15
Доброжелательная – руководитель использует возможности, поступающие извне, поддерживает отношения с различными потенциальными инвесторами, представляет себе возможные цели инвесторов и готов на диалог. "Мы участвовали в конкурсе проектов на получение иностранного кредита, хотя кредита не получили, опыт оказался очень полезным".
11
Активная – руководитель выступает инициатором контактов, обладает необходимой информацией, имеет, как правило, опыт плодотворного контакта и заинтересован в определенном типе инвесторов. "У нас давние связи с фирмой-инвестором, и наше сотрудничество будет расширяться".
5


Содержание  Назад  Вперед