Структура системы корпоративного управления


Основными элементами организации управления в корпорации являются:

  • уровни корпоративного управления (стратегический, инновационный обеспечивают внешнюю эффективность предприятия, оперативный внутреннюю);
  • управляющая система (собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет));
  • менеджеры;
  • подразделения и звенья управления;
  • управленческие связи.

Состав и содержание системы корпоративного управления с точки зрения концептуальной структуры ее организации представлен на рисунок 3.3:










Рисунок 3.3 Структура системы корпоративного управления
Для того чтобы понять сложную природу отношений, которые призвана регулировать система корпоративного управления, выделим основных участников корпоративных отношений:

  • владельцы корпорации (крупные акционеры, миноритарные владельцы иных ценных бумаг предприятия эмитента, инвесторы);
  • менеджеры (непосредственные управленцы: низшее звено, среднее звено, высший управленческий персонал);
  • органы государственной власти и местного самоуправления.

В последнее время распространение получила тенденция признания активными участниками корпоративных отношений и процесса корпоративного управления иных заинтересованных групп: кредиторы, служащие компании, партнеры компании, местные органы власти и пр. Степень реального участия этих групп в процессе корпоративного управления в значительной степени зависит от исторических особенностей формирования рыночных отношений, экономической политики государства, форм вовлеченности финансовых институтов в предпринимательские отношения, законодательных норм и пр.
В экономической науке встречается огромное количество названий видов и форм организационных структур управления производственно-хозяйственной деятельностью корпораций, различающихся в зависимости от соотношений уровней управления, структурных подразделений и звеньев управления, а также характера связей. Несмотря на это, из всего многообразия очень четко выделяются две крупные группы организационных структур управления в корпорации:
1. Централизованная (У-структура унитарная, формальная, механическая, бюрократическая, классическая, традиционная, иерархическая созданная в целях максимизации прибыли) [64, c. 10321057]. Основной принцип единоначалие. Встречается в формах: линейная, функциональная, линейно-функциональная;
2. Децентрализованная (Х-структура холдинговая, адаптивная, органическая, гибкая; М-структура мультивизиональная созданная в целях максимизации контроля и управления) [49]. Основной принцип гетерархия, отсутствие иерархии. Встречается в формах: дивизионная, продуктовая, ориентированная на потребителя, региональная, проектная, матричная, матрично-штабная, бригадная, множественная (конгломеративная), программно-целевая, интеграционная (интегральная).
Следует отметить, что данная классификация не является исчерпывающей. Весьма проблематично однозначно характеризовать различные виды организационных структур управления как совершенные и несовершенные [16]. Все зависит от того, в каких условиях функционирует корпорация и что она из себя представляет. Современные промышленные корпорации отходят от полностью централизованных систем как от медленных и неэффективных.

Отчетливо проявляется склонность к децентрализованному управлению, где дивизионная или матричная структуры являются более перспективными и привлекательными в силу возможности роста, укрупнения и большей мобильности. Весьма эффективной и популярной в последнее время является множественная структура, приобретающая ту форму, которая лучше всего подходит для данной конкретной ситуации.
Помимо непосредственного управления корпоративным бизнесом (бизнес-менеджмент), огромную значимость имеет политика государственного регулирования корпоративной деятельности (государственного управления корпорациями) в стране. Здесь в целом можно выделить три группы методов управления корпорациями:

  • правовые (в рамках хозяйственного законодательства через систему устанавливаемых им норм и правил);
  • экономические (административно-организационные);
  • социальные [13, c. 47].

В дополнение к указанным регуляторам отдельную группу составляют следующие формы и методы государственной поддержки:

  • формальное воздействие государства на корпоративную деятельность (прямые и косвенные методы);
  • функциональная направленность государственного воздействия (организационно-структурные, финансово-налоговые, имущественные методы) [42, c. 4046].


3.4 Реализация корпоративного управления: законы, принципы, механизмы
В складывающихся условиях система корпоративного управления представляет собой организационную модель, включающую множество факторов, влияющих на результативность деятельности каждой отдельно взятой корпорации. Формирование системы управления корпорацией обусловливается состоянием ее корпоративной среды: совокупностью постоянно изменяющихся внутренних и внешних факторов воздействия. Биполярность корпоративной среды определяет существование двух групп законов управления:

  • объективные;
  • субъективные.

И, соответственно, принципов управления корпорациями:

  • общие;
  • частные.

Схема взаимосвязи законов и принципов управления представлена на рисунке 3.4.




















Рисунок 3.4 Взаимосвязь законов 2 и принципов управления 3

Особо пристальное внимание исследователей и практиков в области менеджмента попеременно привлекают те или иные регуляторы. В настоящем нельзя однозначно заявить, какие из них наиболее значимы, однако очевидно, что современное управление на всех уровнях корпоративных отношений возможно лишь при условии их эффективного сочетания.
В странах с развитой рыночной экономикой используются следующие формальные механизмы осуществления корпоративного управления:

  • механизмы внешнего воздействия: враждебное поглощение («рынок корпоративного контроля»), банкротство, ликвидный рынок ценных бумаг;
  • механизмы внутреннего воздействия: совет директоров, общее собрание акционеров, система принятия решений советом директоров, контрольные комиссии совета, комитеты совета по функциональным направлениям и проектам, система и стандарты обмена информацией между советом и менеджментом; система разграничения полномочий между советом, менеджментом и членами совета, кодекс корпоративной этики (см. приложение Г).

Институциональная основа системы корпоративного управления определяется следующими элементами:

  • уровень социально-экономического развития страны и его динамика (рыночные условия, конкуренция);
  • природно-климатические особенности государства;
  • система государственного управления и политические установки власти;
  • нормативно-правовое регулирование (сложившаяся и действующая международная, национальная законодательная база, регулирующая деятельность участников корпоративных отношений, судебная практика и процедуры, соглашения о добровольно принятых стандартах корпоративного управления, общепринятая практика и культура ведения бизнеса);
  • особенности менталитета, историческая система ценностей населения;
  • национальная практика деловых отношений, специфика механизма корпоративного управления в стране;
  • влияние зарубежного опыта менеджмента.







3.5 Модели корпоративного управления и контроля (классические модели корпоративных отношений) В качестве основополагающих факторов (условий), определяющих процессы формирования и функционирования корпоративных образований в мировой экономике, выделяются следующие:

  • зарубежный опыт формирования и функционирования корпоративных

образований;

  • экономические факторы; определяющие трансформацию организационных форм и тенденции укрупнения корпоративных образований;
  • положительные и отрицательные последствия формирования крупных

корпораций;

  • факторы взаимного влияния корпоративных образований и государств;
  • факторы решения с помощью корпоративных образований экономических проблем;
  • национальные особенности корпоративных образований;
  • факторы внешнего и внутреннего регулирования деятельности корпоративных образований.

В то же время специфика корпоративных отношений каждого государства определяется совокупностью следующих факторов:

  • состояние внутренней и внешней среды организации (корпоративная среда);
  • сложившаяся и действующая международная, национальная законодательная база, регулирующая деятельность участников корпоративных отношений в стране;
  • национальная практика деловых отношений, специфика механизма корпоративного управления в стране (реализация прав собственности и формирование системы внутреннего и внешнего контроля за деятельностью корпораций).

Несмотря на уникальность каждой отдельной корпорации, указанные факторы оказывают схожее и очень значительное влияние на формирование структуры корпоративного сектора и системы управления корпорациями в целом по стране. Вышеназванные элементы определяют выбор и использование конкретных методов управления корпорациями отдельными странами и регионами, что дает право говорить о существовании специфических моделей корпоративных отношений, позволяя оперировать понятием национальной корпоративной модели, заключающейся в специфике организации и управления корпорациями в стране и характеризующейся определенным набором следующих компонентов:



Содержание  Назад  Вперед