Формирование корпоративного сектора Южной Кореи


Для последних 2-х десятков лет для японских корпораций характерна тенденция переноса национального капитала и технологий (заводы по производству, сборке автомобилей и электроники) в страны более дешевой рабочей силы Китай, Малайзию. В перспективе в Японии останутся только предприятия по выпуску высоких технологий, так называемые «мозговые центры». В настоящий момент большая часть проектов международного корпоративного сотрудничества Японии сконцентрирована в сфере энергетики, что объясняется высоким потреблением первичных энергоресурсов на фоне недостаточной обеспеченности и высокой стоимости (основную долю в структуре потребления первичных энергоресурсов Японии составляет нефть 51 %, уголь 18 %, атомная энергия 16 %, 13 % потребление газа).
4.2 Формирование корпоративного сектора Южной Кореи
Основой возникновения корпораций в Южной Корее (Республике Корея) стала поддержка государства; планомерная, обдуманная протекционистская правительственная политика защиты национальных интересов, направленная на поощрение частной инициативы, поддержку и развитие самостоятельной (корпоративной) формы организации производства. Благодаря четкому государственному регулированию с использованием экономических и административных принципов управления, а также последовательности реформирования и реструктуризации промышленного корпоративного сектора на основе сохранения и развития производственного потенциала, корейским корпорациям удалось добиться значительных результатов. Перестройка экспорта на основе внедрения новых технологий, повышения качества традиционной продукции и успешной экспансии на наиболее динамичных мировых рынках (прежде всего Китая) стимулировали появление крупных международных корейских корпораций.

Концентрация, централизация капитала привела к возникновению крупных ФПГ, конгломератов «чиптан» или «чеболей», руководствовавшихся долгосрочными планами и созданных на основе семейного и перекрестного владения акциями и поддерживаемых льготным финансированием. В условиях либерализации внешнеэкономической деятельности и в результате усиления роли крупных корейских корпораций внутри страны и за рубежом традиционно сильное влияние правительства ослабло. Тем не менее пока государственная политика по-прежнему является основой функционирования корпораций в Южной Корее, что несколько мешает эффективности использования капитала. В целом формирование корпоративного сектора Республики Корея характеризуется крайней неравномерностью развития.

За исключением отдельных успешных корпораций, таких как: «Samsung Electronics», «Hyndai», «LG», «Daewoo» (основана в 1967 г. с начальным капиталом 4000 дол. США; к 1992 г., когда годовой объем продаж составил 19 млрд дол. «Dewoo» стала транснациональной компанией, занимающейся международным производством морских судов, автомобилей, тяжелых станков, роботов, средств связи, бытовых приборов, текстиля и прочих товаров), в целом уровень корпоративного управления отстает от общемирового. Эффективности использования капитала мешает высокая доля государственного участия, сильная экспортная зависимость и общая некредитоспособностью корпоративного сектора.

Несмотря на проводимую в стране политику финансовой либерализации, приток иностранных инвестиций незначителен, здесь в большой степени сказывается коррупционный фактор. Крупные ФПГ часто критикуются за свободу деятельности, за то, что они фактически не выполняют рекомендации правительства по прекращению второстепенных производств и усилению внимания к основным видам деятельности. Учитывая трудности, связанные с развитием крупных ФПГ, правительство уделяет больше внимания поддержке малого и среднего бизнеса. С 2001 г. в Южной Корее провозглашен лозунг «нового мышления в XXI в.», подразумевающий реализацию новой политики национального развития в части последовательной децентрализации экономики. Пока внутренний рынок страны объективно слишком узок, чтобы компенсировать без потерь каждое очередное сокращение объемов экспорта и притока иностранного капитала, поэтому внешним факторам неизменно уделяется ключевое внимание.

В целях содействия развитию национальной экономики и предупреждения кризиса правительство Южной Кореи продолжает поддерживать диверсификацию производства, стимулирует проникновение национальных корпораций на рынки азиатских стран.

4.3 Формирование корпоративного сектора в Китае
Опыт развития корпоративного сектора в Китае (КНР) демонстрирует вариант вхождения в мировую систему путем либерализации внешней торговли в интересах национальной экономики, на наш взгляд, представляет особый интерес для России и особенно для Дальнего Востока. Реформирование китайской экономики и формирование корпоративного сектора проходило в три этапа. 1-й этап 19791983 гг. (плановая экономика с элементами рыночного регулирования). В этот период происходило формирование слоя самостоятельных производителей, независимых субъектов рынка в различных отраслях экономики (приоритетно в сельском хозяйстве). В основу проведения реформ был заложен внешнеэкономический фактор.

Ослабление государственной монополии во внешней торговле происходило постепенно, через лицензирование права участвовать в ней. Реформирование началось с мелкого и среднего бизнеса. Наметившаяся стабильность и устойчивый экономический рост стимулировали появление крупных корпоративных проектов, для осуществления которых требовалось крупное финансирование, возможное за счет внешних инвестиций.

Создание свободных экономических зон (СЭЗ) открыло доступ иностранным инвестициям, тем не менее деятельность крупных иностранных компаний на рынке Китая жестко контролировалась государством и национальным законодательством. 2-й этап 19841991 гг. (многоукладная, планово-товарная экономика), где государственные предприятия выступали основным звеном корпоративных реформ в социальной сфере, науке, образовании. В 80-е гг. правительство Китая приняло решение о внедрении тендерной системы (специальные, независимые тендерные агентства) с целью стандартизации деятельности национальных и иностранных корпораций на рынке Китая, обеспечения условий честной конкуренции и эффективного использования капитала. Большая часть иностранного капитала в КНР была сосредоточена в отраслях промышленности, сфере торговли, обслуживания, недвижимости. В результате активной финансовой и организационной поддержки правительства, а также более надежной правовой защиты иностранного капитала появление крупных иностранных ТНК вытеснило с внутреннего рынка многих китайских производителей.

Назрела необходимость смены модели экономического роста с опорой на государственные и иностранные инвестиции на более уравновешенную, экспортоориентированную модель, с равными правами национального предпринимательского и зарубежного капиталов. Для 3-го этапа, с 1992 г. по настоящий момент (развитие рынка), характерно акционирование государственных предприятий в условиях проведения политики макрорегулирования. Новые возможности расширения корпоративного сотрудничества открываются в связи с реализацией установки на сочетание ввоза капитала («иньцзиньлай») с его вывозом («цзоучуцюй»).
Успех развития китайских корпораций чаще всего объясняется рядом причин: сосуществование двух форм собственности (государственная и корпоративная); последовательность, постепенность реформирования корпоративного сектора на основе сохранения и развития производственного потенциала; поддерживающая правительственная политика защиты национальных интересов; серьезная институциональная проработка реформ с учетом опыта США и стран Юго-Восточной Азии. Практика становления корпоративного сектора в Китае показывает, что главное не быстрая приватизация предприятий при отказе государства от всякого вмешательства, а постепенный переход от директивного управления через механизм централизованного планирования и распределения продукции к индикативному управлению с помощью экономических рычагов. В результате вступления Китая во Всемирную торговую организацию (ВТО) особое внимание стало уделяться развитию собственных транснациональных компаний. Еще недавно в Китае было только три компании, входивших в число 500 крупнейших мировых ТНК, тогда как в 2003 г. их число возросло до одиннадцати. В мае 2003 г. в рамках Госсовета КНР появилась новая структура Комитет по надзору и управлению государственными фондами, способствующая централизованному реформированию предприятий в процессе их корпоратизации.

В результате стремительного развития экономики и науки, освоения западных технологий и управленческого опыта, значительно возрос уровень самообеспеченности промышленных корпоративных образований КНР. Рост экспорта сопровождался «облагораживанием» его структуры в пользу продукции машиностроения и электроники. Стремительный рывок в сфере промышленного производства обусловил увеличение использования электроэнергии в стране.

Сегодня национальные потребности почти в пять раз превышают возможности китайской энергетики, поэтому основные интересы экономики и промышленности Китая сконцентрированы в направлении интенсификации международного корпоративного сотрудничества в сфере электроэнергетики.



Содержание  Назад  Вперед