Структура системы корпоративного управления в России


была организована работа российского «Круглого стола» по корпоративному управлению, проводившегося при поддержке Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и группы Всемирного банка. «Круглый стол» разработал Белую книгу по вопросам корпоративного управления в России, в которой приводился анализ законодательства и практики корпоративного управления в стране, были сформулированы основные приоритеты дальнейшего развития в этой сфере. В 2002 г. Российский союз промышленников и предпринимателей разработал Хартию корпоративной и деловой этики. В 20012002 гг. под эгидой Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) был разработан и предложен Кодекс корпоративного поведения, базирующийся на нормах ОЭСР, а в 2003 г. распоряжением ФКЦБ были утверждены методические рекомендации соблюдения Кодекса корпоративного поведения [25; 37]. Разработчики кодекса уделяли особое внимание проблеме формирования и фиксации стандартов взаимоотношений акционеров и менеджмента, взаимоотношений вокруг собственности в схемах «государство личность», «правительство собственники наемные управленцы».

Кодекс имел декларативный, рекомендательный характер, принятие компаниями всего документа или отдельных его положений было добровольным. Основная ставка делалась на саморегулирование и репутационные механизмы (стимулы), которые смогут полностью или частично компенсировать низкий уровень исполнения законодательства. Однако, несмотря на кажущуюся необходимость, спрос на современные стандарты корпоративного управления в России оказался крайне низким.

В нежелании поступиться частью своего контроля, экономические агенты российского корпоративного сектора проявили не просто неготовность, но нежелание принятия механизмов добровольного самоограничения. В сложившихся условиях отсутствия формальных институтов корпоративного управления, усилия по выработке и внедрению признанных в мире стандартов корпоративного управления представляются более чем своевременными, а задача формирования корпоративной культуры становится важнейшим направлением стратегического развития российского корпоративного сектора.
6.2 Структура системы корпоративного управления в России. Используемые модели корпоративного управления
Национальная система корпоративного управления в России характеризуется тремя уровнями:
1-й федеральный;
2-й субъектов Федерации, муниципальный;
3-й уровень предприятия.
Помимо указанных уровней, институциональная система корпоративного управления в России характеризуется двумя группами подсистем:

  • обеспечивающие;
  • функциональные.

Функциональные подсистемы представляют процесс корпоративного менеджмента: анализ, планирование, организация процесса, учет и контроль, мотивация, регулирование. Обеспечивающие подсистемы служат для предоставления функциональным подсистемам методик, норм и требуемых ресурсов, а также регламентируют процессы корпоратизации. Общий механизм обеспечивающих подсистем корпоративного управления в России представлен в таблице 6.1:
Таблица 6.1 Общий механизм обеспечивающих подсистем корпоративного управления в России

Обеспечивающая
подсистема
Элементы
подсистемы


Нормативно-правовое
обеспечение
  • двустороннее и многостороннее нормативно-правовое регулирование (международные соглашения, рекомендации, корпоративные кодексы см. приложение Г);
  • одностороннее регулирование (внутреннее, национальное законодательство, основные нормативно-правовые акты);
  • внутрикорпоративное регулирование (нормативы ведения учета, распределения средств, отчетности)
Методическое
обеспечение
  • методы разработки планов, организации, реструктуризации корпораций;
  • методы расчетов с партнерами
Информационное
обеспечение
  • корпоративные рейтинги (кредитные, инвестиционные, рейтинги корпоративного управления)
Ресурсное
обеспечение
  • финансирование;
  • оснащенность основными фондами;
  • степень развития науки и техники
Кадровое
обеспечение
  • найм и отбор персонала;
  • подготовка;
  • переквалификация кадров;
  • мотивация и стимулирование.

Несмотря на то что в настоящий момент российская система корпоративного управления полностью и окончательно не сформировалась, уже сейчас отчетливо выделяется наличие четырех основных моделей корпоративного управления в России (подробная характеристика моделей приведена в приложении И):


  • модель индивидуального управления с единоличным владением (частное предприятие, где основной владелец директор);
  • модель коллективного управления с концентрированным владением (контрольный пакет акций у группы высших менеджеров, обычно 46 человек);
  • модель централизованного управления с концентрированным владением (контрольный пакет акций у внешнего собственника, менеджеры и наемный персонал владельцы небольших пакетов);
  • модель коллективного управления с распыленным владением (предприятием управляет менеджмент, обладающий незначительной долей акций).


6.3 Корпоративные рейтинги в России (методические подходы к определению)
Усиление внимания к проблеме качества корпоративного управления в России обусловило необходимость обращения к квалифицированной и достоверной оценке корпоративной среды и деятельности корпоративных образований. В условиях распыленности и неадекватности информации огромную значимость имеют оценки в виде корпоративных рейтингов или субрейтингов корпоративного управления, кредитных рейтингов. Корпоративные рейтинги дают возможность отслеживать и прогнозировать изменения корпоративной среды, что совершенно необходимо при сравнении риска и потенциала в процессе выбора и принятия инвестиционного решения. Для построения рейтингов используется преимущественно официальная, наиболее достоверная информация публичных источников, таких как официальные Интернет сайты компаний, ежегодная (квартальная) отчетность, ленты новостей уполномоченных и авторитетных информационных агентств, а также другие источники, в том числе публикации в СМИ, материалы выставок, презентаций компаний.

Построение рейтинга основывается на анализе наиболее существенных показателей, позволяющих выявить сильные и слабые места, определить уровень корпоративного риска, а также оценить потенциал роста. Составлением корпоративных рейтингов, а также анализом корпоративной среды и оценкой деятельности корпораций занимаются различные международные комиссии по финансовому мониторингу, независимые рейтинговые агентства, крупные банки и другие организации. Практика использования рейтингов предприятий, ранее особо распространенная на Западе, постепенно приобретает все большую популярность в России.

На сегодняшний день в России существует около десятка информационно-аналитических продуктов, в той или иной мере характеризующих качество корпоративного управления российским бизнесом.
В целом корпоративные рейтинги можно классифицировать следующим образом: рейтинги:

  • интерактивные и дистанционные комплексная оценка качества корпоративного управления (готовят «Standard Poors», «Brunswick UBS Warburg», Институт корпоративного права и управления и др.);
  • рэнкинги списки, в которых компании ранжируются на основании одного сводного показателя (публикуют журналы «Euromoney», «Эксперт» и др.); комплексные исследования рейтинги компаний по отдельным компонентам качества корпоративного управления (отчеты инвестиционной компании «Тройка Диалог», обзор транспарентности российских компаний «Standard Poors» и др.).

Разнообразие существующих рейтингов обусловлено следующими
особенностями:

  1. качественные отличия рейтингов:
  • в зависимости от целевой аудитории пользователей инвестиционный, кредитный корпоративный рейтинг, рейтинг корпоративного управления и т.д.;
  • в зависимости от субъекта (заказчика) независимая оценка или выполненная по заказу;
  • в зависимости от объекта анализа оценке подвергаются отдельные корпорации, отрасли, регионы или страна в целом;
  1. количественные отличия рейтингов:
  • различные методики оценки стоимостной подход, экспертные оценки, дистанционное исследование и т.д.;
  • различный набор показателей методики (коэффициентов, параметров критериев оценки).

Оценка, произведенная ведущим, авторитетным участником национального корпоративного рынка или предоставленная международно-известным рейтинговым агентством, стимулирует привлечение инвесторов и потенциальных партнеров, а также способствует развитию национального корпоративного сектора, активизации международного корпоративного сотрудничества и поэтому является приоритетной и более привлекательной. Существуют три наиболее известных, общепризнанных в мире независимых рейтинговых агентства: два американских «Мудиз» («Moodys») и «Стэндэрт энд Пурз» («Standard Poors» «SP») и одно европейское «Фитч-АйБиСиЭй» («Fitch IBCA»). Специальные службы агентств осуществляют оценку качества корпоративного управления, занимаются подготовкой и присвоением рейтингов.

Оценки упомянутых рейтинговых агентств различаются рейтинговыми шкалами, сравнительная характеристика которых приведена в таблице 1 приложения К. При присвоении рейтингов российским компаниям «SP» 5, учитывает риски ведения бизнеса в Российской Федерации, отделяя прямые суверенные риски (риск суверенного дефолта, прямого вмешательства государства) от других косвенных рисков, которым подвергается компания, работающая в стране [58].



Содержание раздела