была организована работа российского «Круглого стола» по корпоративному управлению, проводившегося при поддержке Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и группы Всемирного банка. «Круглый стол» разработал Белую книгу по вопросам корпоративного управления в России, в которой приводился анализ законодательства и практики корпоративного управления в стране, были сформулированы основные приоритеты дальнейшего развития в этой сфере. В 2002 г. Российский союз промышленников и предпринимателей разработал Хартию корпоративной и деловой этики. В 20012002 гг. под эгидой Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) был разработан и предложен Кодекс корпоративного поведения, базирующийся на нормах ОЭСР, а в 2003 г. распоряжением ФКЦБ были утверждены методические рекомендации соблюдения Кодекса корпоративного поведения [25; 37]. Разработчики кодекса уделяли особое внимание проблеме формирования и фиксации стандартов взаимоотношений акционеров и менеджмента, взаимоотношений вокруг собственности в схемах «государство личность», «правительство собственники наемные управленцы».
Кодекс имел декларативный, рекомендательный характер, принятие компаниями всего документа или отдельных его положений было добровольным. Основная ставка делалась на саморегулирование и репутационные механизмы (стимулы), которые смогут полностью или частично компенсировать низкий уровень исполнения законодательства. Однако, несмотря на кажущуюся необходимость, спрос на современные стандарты корпоративного управления в России оказался крайне низким.
В нежелании поступиться частью своего контроля, экономические агенты российского корпоративного сектора проявили не просто неготовность, но нежелание принятия механизмов добровольного самоограничения.
В сложившихся условиях отсутствия формальных институтов корпоративного управления, усилия по выработке и внедрению признанных в мире стандартов корпоративного управления представляются более чем своевременными, а задача формирования корпоративной культуры становится важнейшим направлением стратегического развития российского корпоративного сектора.
6.2 Структура системы корпоративного управления в России. Используемые модели корпоративного управления
Национальная система корпоративного управления в России характеризуется тремя уровнями:
1-й федеральный;
2-й субъектов Федерации, муниципальный;
3-й уровень предприятия.
Помимо указанных уровней, институциональная система корпоративного управления в России характеризуется двумя группами подсистем:
Функциональные подсистемы представляют процесс корпоративного менеджмента: анализ, планирование, организация процесса, учет и контроль, мотивация, регулирование. Обеспечивающие подсистемы служат для предоставления функциональным подсистемам методик, норм и требуемых ресурсов, а также регламентируют процессы корпоратизации. Общий механизм обеспечивающих подсистем корпоративного управления в России представлен в таблице 6.1:
Таблица 6.1 Общий механизм обеспечивающих подсистем корпоративного управления в России
Обеспечивающая подсистема |
Элементы подсистемы |
Нормативно-правовое обеспечение |
|
Методическое обеспечение |
|
Информационное обеспечение |
|
Ресурсное обеспечение |
|
Кадровое обеспечение |
|
Несмотря на то что в настоящий момент российская система корпоративного управления полностью и окончательно не сформировалась, уже сейчас отчетливо выделяется наличие четырех основных моделей корпоративного управления в России (подробная характеристика моделей приведена в приложении И):
6.3 Корпоративные рейтинги в России (методические подходы к определению)
Усиление внимания к проблеме качества корпоративного управления в России обусловило необходимость обращения к квалифицированной и достоверной оценке корпоративной среды и деятельности корпоративных образований. В условиях распыленности и неадекватности информации огромную значимость имеют оценки в виде корпоративных рейтингов или субрейтингов корпоративного управления, кредитных рейтингов. Корпоративные рейтинги дают возможность отслеживать и прогнозировать изменения корпоративной среды, что совершенно необходимо при сравнении риска и потенциала в процессе выбора и принятия инвестиционного решения. Для построения рейтингов используется преимущественно официальная, наиболее достоверная информация публичных источников, таких как официальные Интернет сайты компаний, ежегодная (квартальная) отчетность, ленты новостей уполномоченных и авторитетных информационных агентств, а также другие источники, в том числе публикации в СМИ, материалы выставок, презентаций компаний.
Построение рейтинга основывается на анализе наиболее существенных показателей, позволяющих выявить сильные и слабые места, определить уровень корпоративного риска, а также оценить потенциал роста. Составлением корпоративных рейтингов, а также анализом корпоративной среды и оценкой деятельности корпораций занимаются различные международные комиссии по финансовому мониторингу, независимые рейтинговые агентства, крупные банки и другие организации. Практика использования рейтингов предприятий, ранее особо распространенная на Западе, постепенно приобретает все большую популярность в России.
На сегодняшний день в России существует около десятка информационно-аналитических продуктов, в той или иной мере характеризующих качество корпоративного управления российским бизнесом.
В целом корпоративные рейтинги можно классифицировать следующим образом: рейтинги:
Разнообразие существующих рейтингов обусловлено следующими
особенностями:
Оценка, произведенная ведущим, авторитетным участником национального корпоративного рынка или предоставленная международно-известным рейтинговым агентством, стимулирует привлечение инвесторов и потенциальных партнеров, а также способствует развитию национального корпоративного сектора, активизации международного корпоративного сотрудничества и поэтому является приоритетной и более привлекательной. Существуют три наиболее известных, общепризнанных в мире независимых рейтинговых агентства: два американских «Мудиз» («Moodys») и «Стэндэрт энд Пурз» («Standard Poors» «SP») и одно европейское «Фитч-АйБиСиЭй» («Fitch IBCA»). Специальные службы агентств осуществляют оценку качества корпоративного управления, занимаются подготовкой и присвоением рейтингов.
Оценки упомянутых рейтинговых агентств различаются рейтинговыми шкалами, сравнительная характеристика которых приведена в таблице 1 приложения К. При присвоении рейтингов российским компаниям «SP» 5, учитывает риски ведения бизнеса в Российской Федерации, отделяя прямые суверенные риски (риск суверенного дефолта, прямого вмешательства государства) от других косвенных рисков, которым подвергается компания, работающая в стране [58].