Влияние факторов внутренней среды


Фактор
Влияние
Прямое воздействие
Поставщики
- взаимосвязанность и взаимное влияние факторов (изменение одного в определенной степени влияет на изменение другого; однако совершенствование одной переменной не обязательно вызовет улучшение другой, влияние может быть и отрицательное);
- высокий уровень изменчивости каждого фактора (есть корпоративные образования, внешняя среда которых особенно подвижна);
- неопределенность внешней среды (чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективное решение)
Потребители
Конкуренты
Кредиторы и инвесторы
Партнеры (посредники,
торговые компании, дилеры)
Органы государственного и
общественного регулирования
Нормативно-правовая база
Косвенное воздействие
Макроэкономические
- темпы изменения ВВП;
- объем и динамика промышленного производства и инвестиций;
- объем статей бюджета и его исполнение;
- уровень инфляции;
- уровень роста мировых рыночных цен на производимую продукцию;
- курс рубля относительно других валютам (динамика валютного курса);
- международные корпоративные связи (интернационализация)
Физико-географические, демографические, экологические
- территориальная расположение (концентрация) производства;
- географическое разделение труда
политические
- позиция органов власти по отношению к корпоративному сектору;
- группы интересов и лоббисты;
- фактор политической стабильности;
- государственная политика (антидемпинговая, антимонопольная);
-национальное законодательство (стимулирующее, дестимулирующее);
- налоговое окружение (налоги, акцизы, экспортные пошлины);
-использование таможенно-тарифных регуляторов (ограничение или стимулирование экспорта, продажа части экспортной выручки);
- расчеты с бюджетом;
- взаимоотношения с международными организациями
Социально-культурные
- установки, жизненные ценности, традиции;
- вкусы и предпочтения потребителей;
- социальная защищенность работников, степень соц. напряженности;
- культурный уровень и возможность его повышения;
- образовательный уровень и возможность его повышения;
- этика корпоративного поведения (кодекс корпоративного поведения)
Ресурсные
- наличие необходимых ресурсов (информационных, трудовых, сырья и т.п.), их доля в себестоимости;
- степень развития средств коммуникации и связи
Технологические 15
- уровень развития науки и техники
Финансово-кредитные
- общее финансовое состояние предприятий;
- динамика и структура инвестиций;
- возможность получения кредитов;
- уровень ставки рефинансирования (ставки банковского кредитования;
- выпуск корпоративных ценных бумаг (изменение цен акций);
- динамика индексов фондовой активности;
- общее состояние и конъюнктура фондовых рынков
Налоговые
- уровень налоговой нагрузки;
- наличие налоговых льгот у корпораций
Отраслевые
- конъюнктура мирового и внутреннего рынка (взаимоотношения с поставщиками, партнерами, потребителями, конкурентами);
- модель рынка и ценовая политика (спрос и предложение);
- структура производства


Таблица А. 2 Влияние факторов внутренней среды

Фактор
Характеристика
Влияние
Основные
Структура
- организационная структура организации и управления;
- иерархия управления внутри компании
- система разделение труда;
- объем управления (сфера контроля руководителя);
- направления интеграции (вертикальная, горизонтальная)
- в совокупности факторы рассматриваются как социотехнические подсистемы;
- взаимосвязанное и взаимное влияние факторов, изменение одного в определенной степени влияет на изменение другого
Цели, задачи
- методы и принципы корпоративного управления;
- стратегическое управление;
- цели подразделений
Технология
- технический и технологический уровень производства;
- количество звеньев производственно-технологического цикла;
- стандартизация, механизация, автоматизация
Персонал
- способности персонала;
- уровень квалификации рабочей силы;
- корпоративная культура (потребности, ожидания, ценности работников)
Дополнительные16
Производственный потенциал и эффективность работы исходного звена: объемы запасов полезных ископаемых, объем производства основных видов продукции, услуг (начиная от исходного продукта, включая промежуточные производства и заканчивая готовой продукцией)
- оказывают влияние на стоимость активов корпорации, величину денежных потоков, уровень затрат и размер доходов
Долгосрочные финансовые вложения:
- в дочерние и зависимые предприятия и доля участия в них;
- в производственный процесс: новое строительство, расширение, реконструкция, техническое перевооружение дочерних предприятий
- являются основными приносящими доход активами и оказывают влияние на объем производства, долю рынка, величину доходов;
- сокращают текущие денежные потоки, но являются фактором роста будущих доходов
Рыночная стоимость нематериальных активов в виде лицензий, патентов
- оказывают влияние на рыночную стоимость долгосрочных финансовых вложений и денежные потоки корпорации
Величина внутрикорпоративных и трансфертных цен
Размер пакета акций и совокупность прав, возникающих у акционера
- владение контрольным пакетом дает исключительные права
Дивидендная политика и взаимоотношения эмитента с мелкими
инвесторами
- влияют на стоимость миноритарных пакетов акций
<
p>










Приложение Б
Таблица Б. 1 Влияние факторов среды на мотивы и тип интеграции

Характеристика среды17
Мотивы интеграции
Тип
интеграции
Макроэкономика
Глобализация экономики
- стремление обеспечить стабильность в условиях меняющихся рынков;
- получение синергетического эффекта за счет роста рыночной мощи (мотив монополии)
Все
Наличие избыточных
ресурсов
- возможность использования избыточных ресурсов, комбинирование взаимодополняемых ресурсов
Все
Наличие свободных
денежных средств
- спекулятивные цели, мотив приобретения предприятия с целью продажи по частям;
- стремление взять под контроль финансовые потоки, текущие прибыли, увеличить добавленную стоимость
Все
Слабость позиции руководства в регионе,
отрасли
- стремление повысить политический вес руководства, личные мотивы менеджеров
Все
Неэффективность
управления
- повышение качества управления, устранение неэффективности
Все
Экономические условия
Инфляция, неплатежи,
сокращение бюджетного финансирования
- возможность снизить потребности в оборотных средствах, перейти на внутренние взаиморасчеты
Все
Инвестиционный кризис
- потребность в капитале
Все
Институциональная среда
Рост трансакционных
издержек
- необходимость восстановления разрушенных связей, надежда на согласованность действий при производственной кооперации, стремление к стабильности связей;
- возможность опосредовано воздействовать на партнеров;
- защита от монополизма поставщиков, потребность в управляющем воздействии организационных структур, сокращение трансакционных издержек и других затрат
Вертикальная



Диагональная
Разрушение хозяйственных связей, трудность поиска партнеров и формирования стабильной и эффективной системы контрактов с
поставщиками,
посредниками
- сокращение трансакционных издержек и производственных затрат
Арьергардная
Конъюнктура
Наличие и рост
Конкуренции











- синергетический эффект от роста рыночной мощи (мотив монополии);
- стремление к взаимодополняемости в сфере НИОКР
- стремление получить стратегические преимущества в сбыте или снабжении;
- стремление к повышению значимости, росту статуса перед инвесторами, партнерами, улучшение делового имиджа;
- стремление к разделу сфер влияния;
- возможность консолидации инвестиционных ресурсов;
- увеличение доли рынка, снижение затрат на разработку, производство и продвижение товара
Горизонтальная

Все
Вертикальная

Все

Все
Все
Горизонтальная


Окончание приложения Б

Колебание спроса,
предложения
- возможность проведения гибкой ассортиментной политики в соответствии с колебаниями и изменениями спроса;
- стремление к стабильности в условиях меняющихся рынков
Горизонтальная

Вертикальная
Рост спроса
- стремление завоевать большую долю рынка, надежды на текущие прибыли
Горизонтальная
Конкуренция по сырьевой базе

- закрепление сырьевых источников
Вертикальная
Рост цен на сырье, материалы, комплектующие, рекламу, товаропродвижение
- экономия, обусловленная масштабами деятельности
Вертикальная
Горизонтальная
Сближение принципиально разных секторов экономики
- диверсификация деятельности;
- возможность увеличить прибыль за счет расширения сегментов рынка
Вертикальная
Диагональная
Риски (падение спроса, роста цен)
- снижение рисков нереализации продукции или непоставок сырья;
- диверсификация производства
Вертикальная
Диагональная
Неопределенность
внешней среды
- стремление обеспечить стабильность в условиях меняющихся рынков
Горизонтальная
Отраслевая структура
Сильная концентрация производства и
монополизация
- реструктуризация промышленности
Все
Значимость отрасли для государства, особая роль для бюджета платежей
отрасли
- получение платежей в бюджет;
- контроль государства за деятельностью предприятий, сохранение управляемости жизненно важными отраслями;
- предотвращение распада уникальных производственно-технологических комплексов
Все
Неконкурентоспособность отраслей, депрессивное состояние отдельных
секторов экономики
- стремление усилить рыночную мощь;
- защитная реакция микроуровня
Все
Региональная экономика
Регионализация экономики, региональная
автономия
- стремление сохранить региональные отраслевые комплексы и обеспечить выживаемость предприятий региона
Все
Отсутствие или неполнота и низкое качество
информации
- сокращение трансакционных издержек
Все
Неблагоприятные условия ведения бизнеса
Наличие значительной налоговой нагрузки и (или) ее рост
- стремление снизить налоговое бремя
Все
Высокая стоимость вывоза избыточных фондов
- комбинирование взаимодополняющих ресурсов;
- возможность использования избыточных фондов
Все
Угроза банкротства,
кризиса
- стремление обеспечить стабильность, выживаемость, предотвратить кризис
Все
Высокая значимость хороших отношений с органами власти, прочные позиции бюрократического аппарата
- стремление укрепить связи с федеральными, местными органами власти (надежда на обеспечение отстаивания интересов в государственных инстанциях, легально использовать механизмы совершенствования имущественных отношений)
Все


Содержание  Назад  Вперед