Приложение К
Таблица К. 1 Сравнительная характеристика рейтинговых шкал основных
международных рейтинговых агентств22
Категория рейтинга |
Шкалы агентств |
Характеристика (обязательства) |
|||
Moodys |
Standard Poors и Fitch-IBCA |
||||
Инвестиционные |
Ааа |
ААА |
+ … - |
Обязательства этой категории обладают наивысшим рейтингом. Возможность должника покрыть свои финансовые обязательства ЧРЕЗВЫЧАЙНО ВЫСОКА |
|
Аа |
АА |
+ … - |
Обязательства этой категории незначительно отличаются по степени надежности от обязательств «ААА» («Ааа»). Возможность должника покрыть свои финансовые обязательства ОЧЕНЬ ВЫСОКА |
||
А |
А |
+ … - |
Обязательства этой категории более чувствительны к неблагоприятным изменениям обстоятельств, экономических условий чем обязательства с более высокими рейтингами. Возможность должника покрыть свои финансовые обязательства остается ВЫСОКОЙ |
||
Ваа |
ВВВ |
+ … - |
Обязательства этой категории представляют вещественные доказательства АДЕКВАТНОЙ защиты выставляемых гарантий. Однако неблагоприятные экономические условия или изменяющиеся обстоятельства могут привести к ослаблению возможностей должника рассчитаться по его финансовым обязательствам |
||
Спекулятивные |
Ва |
ВВ |
+ … - |
Обязательства этой категории будут иметь определенную ценность и уровень надежности, которые могут быть перевешены большими неопределенностями или суммой возможных потерь от неблагоприятных обстоятельств. Обязательства являются МЕНЕЕ УЯЗВИМЫМИ с точки зрения возможностей невыполнения должником своих обязательств по платежам, чем остальные спекулятивные рейтинговые категории. Однако связаны с существенными текущими неопределенностями, возможными потерями от неблагоприятного изменения условий ведения бизнеса, которые приведут к невозможности должника рассчитаться по обязательствам |
|
В |
В |
+ … - |
Обязательства являются БОЛЕЕ УЯЗВИМЫМИ с точки зрения возможностей невыполнения должником своих обязательств по платежам, чем обязательства категории «ВВ» («Ва»). Должник имеет возможность рассчитаться по своим финансовым обязательствам, но неблагоприятное изменение условий ведения бизнеса, финансовых и экономических обстоятельств может снизить способность должника рассчитаться по своим финансовым обязательствам |
||
Преддефолтные |
Саа |
ССС |
+ … - |
Обязательства этой категории являются УЯЗВИМЫМИ с точки зрения возможностей невыполнения должником своих обязательств по платежам, выполнение которых зависит от благоприятного стечения финансовых и экономических обстоятельств и других условий ведения бизнеса. В случае неблагоприятных изменений условий ведения бизнеса, должник чаще не в состоянии рассчитаться по своим финансовым обязательствам |
|
Са |
СС |
+ … - |
Обязательства этой категории являются КРАЙНЕ УЯЗВИМЫМИ с точки зрения возможностей невыполнения должником своих обязательств по платежам |
||
С |
С |
+ … - |
Обязательства этой категории могут быть при заполнении заявления о банкротстве, но платежи по этим обязательствам продолжаются («SPs»). Весьма низкая вероятность того, что требования по этим обязательствам будут приняты к исполнению («Moodys») |
||
Дефолт |
Д |
Д |
Рейтинг «D» применяется когда платежи по обязательству не совершены на указанную дату, даже если согласованный период отсрочки платежа не истек, («SPs» кроме случаев, когда рейтинговое агентство считает, что такие платежи будут осуществлены до истечения периода отсрочки) |
Таблица К. 2 Сравнительный анализ рейтингов корпоративного управления российских компаний
Показатель |
«SP» (рейтинг корпоративного управления) |
«SP» (обзор транспарентности) |
«Brunswick Warburg UBS» |
Тройка Диалог |
Институт корпоративного права и управления |
Рэнкинг Euromoney |
Тип исследования |
интерактивный рейтинг |
дистанционный рэнкинг |
дистанционный рейтинг |
дистанционная оценка рисков |
дистанционный рейтинг |
дистанционный рэнкинг |
Первая публикация |
ноябрь 2000 г. |
август 2002 г. |
май 2000 г. |
июль 2001 г. |
март 2001 г. |
|
Периодичность |
по мере поступления заявок от компании |
|
1 раз в полгода или 1 раз в год |
ежегодный |
ежеквартальный |
ежегодный |
Стоимость участия |
около 50 тыс. долларов |
бесплатно |
бесплатно |
бесплатно |
бесплатно |
бесплатно |
Основные потребители |
акционеры компании, иные инвесторы |
широкий круг инвесторов |
клиенты банка, портфельные инвесторы |
клиенты компании |
миноритарные акционеры |
аудитория журнала |
Сильные стороны |
- большой объем анализируемой информации; - непосредственный контакт с компанией; - глубокая проработка |
- широкий охват компаний |
- глубокий учет специфики делового оборота; - прозрачная методика; - широкий охват |
- комплексный анализ рисков; - анализ множества первичных документов; - широкий охват |
- моделируется реальное поведение акционера; - учет особенностей российского делового оборота |
- возможность сопоставления с компаниями других стран |
Недостатки |
- высокая стоимость; - непредставительная выборка; - не всегда корректный учет специфики делового оборота |
- учет лишь информационных аспектов; - анализируются только компании с ликвидными акциями |
- составлен участником рынка; - недоступен широкой общественности |
- составлен участником рынка; - недоступен широкой общественности - грубая шкала оценок (трехбалльная) |
- непрозрачность методики; - анализируются только те компании, акциями которых обладает институт - есть риск манипуляции со стороны компаний |
- низкое качество используемой информации |
Результирующий показатель рэнкинга общий уровень открытости выставляется на основе ответов на 98 вопросов анкеты по 100-балльной шкале, по трем параметрам: открытость структуры собственности и отношений с инвесторами, открытость финансовой и производственной информации, открытость состава и процедур работы совета директоров и менеджмента [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.sandp.ru
6 Рейтинг корпоративной конкурентоспособности страны проводится на основе оценки 286 показателей, объединенных в четыре группы: показатели экономического состояния страны, эффективности государства (правительства), эффективности бизнеса, показатели, характеризующие инфраструктуру.
7 Рейтинг корпоративной конкурентоспособности страны проводится на основе оценки двух компонентов: операции и конкурентные стратегии фирм, качество предпринимательского климата.
8 Рейтинг проводится на основе оценки восьми параметров: непрозрачность, размывание акционерного капитала, вывод активов, слияние и реструктуризация, банкротство и финансовая стабильность, ограничения на покупку акций, инициативы руководства, реестродержатель [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://info.olmagroup.ru
9 Рейтинг компаний, миноритарным владельцем акций которых является Институт, выставляется на основе данных, запрашиваемых у эмитента по телефону или письменно по 100-балльной шкале, (100 показатель идеальной компании) по шести параметрам: раскрытие информации, структура акционерного капитала, совет директоров, история корпоративного управления, права акционеров, отсутствие рисков для инвесторов. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.iclg.ru
10[Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.rid.ru
11 Рейтинг состояния систем управления, путем сопоставления практики корпоративного управления каждого АО с нормами, закрепленными российским законодательством проводится на основе оценки результатов анкетирования 150200 АО, представляет собой интегральную оценку по четырем группам показателей: права акционеров, деятельность органов управления и контроля, раскрытие информации, соблюдение интересов заинтересованных сторон и корпоративная социальная ответственность.
12 На основе исследований «Price Waterhouse Coopers».
13 Рэнкинг крупнейших по капитализации эмитентов, бумаги которых входят в фондовые индексы (участие бесплатное) проводится на основе ответов на 29 вопросов анкеты, по пяти параметрам: прозрачность структуры собственности и права акционеров; финансовая прозрачность; структура совета директоров и процесс принятия решений совета директоров; взаимоотношения с акционерами; интересы менеджмента компании.
14 Рейтинг проводится на основе оценки шести показателей предприятия: объем продаж, рентабельность продаж, рентабельность активов, норма прибыли на собственный капитал, норма чистой прибыли на собственный капитал, эффективность труда.
15 Одновременно является внутренней и внешней переменной
16Значимы для интегрированной корпорации.
17 Характеристики среды рассматриваются вне зависимости от состояния экономики (рыночная среда, переходный к рыночным отношениям период).
18 Здесь и далее - вторые названия в скобках и последние 2 модели соответствуют классификации Д.Г. Коула
19 Интерпретация ряда аспектов весьма сильно различается в кодексах различных стран/
20 Кодекс до сих пор не принят по причине расхождения между позициями основных групп участников переговоров по вопросам определения ТНК; соотношения между обязательствами ТНК и государств; возможности предоставления национального режима филиалам иностранных ТНК; применимого права в отношении деятельности ТНК, юрисдикции при урегулировании споров/
21 На конференции в Рио-де-Жанейро проект был отвергнут, предпочтение отдавалось предложениям Предпринимательского совета за устойчивое развитие.
22 Составлено по данным рейтинговых агентств [Электронные ресурсы].