Структура владения акциями


  • законодательная база регулирования корпоративных отношений;
  • ключевые участники корпоративных отношений;
  • механизм взаимодействия между ними (взаимоотношения между

участниками);

  • структура владения акциями (состав акционеров);
  • корпоративные действия, требующие согласия и одобрения акционеров;
  • состав совета директоров;
  • требования к раскрытию информации;
  • роль и значение бизнес-ассоциаций (объединений предпринимателей).

Исторически сложилось несколько основных моделей участия корпоративных образований в диалоге с правительством. В мировой экономике традиционно выделяются три основные (классические) модели корпоративного управления и контроля (модели корпоративных отношений), используемые в странах с развитой рыночной экономикой:

  • американская (англо-американская);
  • азиатская (японская);
  • континентальная (немецкая, европейская) [31, c. 4352].

Приложение Д иллюстрирует основные черты указанных моделей.
Американская (англо-американская) модель, разработанная в США, создавалась в условиях свободного рынка, развивалась с учетом рыночно ориентированной финансовой системы, на основе развитого рынка капитала и широкого набора различных финансовых инструментов. Изначально высокий уровень развития промышленных корпораций во многом облегчал привлечение дополнительных инвестиций, причем преимущественно за счет выпуска акций. Таким образом, необходимость в долгосрочном кредитовании как способе увеличения капитала корпораций практически отпадала, а роль банков была сведена к аккумулированию средств и краткосрочному кредитованию.

На сегодняшний день в США получили распространение два основных типа корпораций. В первом случае консолидирующим ядром выступает банковский холдинг, во втором производственно-технологический комплекс. В целом отношения внутри корпораций строятся на основе установления гибких связей, при свободном перетоке капитала из одной отрасли в другую.

Согласно официальным данным, на долю 100 крупнейших корпораций США приходится до 60 % ВНП США, 45 % занятых, 60 % инвестиций. Каждая из корпораций включает в свой состав предприятия 25 отраслей, 35 корпораций работают в 32 отраслях, 10 в 50 [46]. Англо-американская модель предполагает разделение владения и управления. Проблемы несовпадения интересов собственников и менеджеров корпорации решаются созданием совета директоров, избираемым акционерами и выступающим доверенным лицом, выразителем интересов последних в корпорации.

Несмотря на определенные проблемы управления, (высокая концентрация власти в одних руках или, наоборот, ослабление контроля в результате разобщенной деятельности независимых директоров) в целом для модели характерна высокая прозрачность управленческих отношений, регулярное информирование всех потенциальных инвесторов о результатах хозяйственной деятельности, простота сделок с акциями на высоколиквидном фондовом рынке.
Азиатская модель была разработана в Японии. Корпорации Японии «сюданы» представляют собой самодостаточные, универсальные многоотраслевые экономические комплексы, включающие в свою структуру финансовые учреждения (банки, страховые, трастовые компании), торговые фирмы, производственные предприятия. Популярность использования корпорациями заемных средств, обусловила значимость банковского сектора в становлении национальной корпоративной модели. Обязательным членом корпорации, ее стержнем выступает крупный банк, контролирующий большую сеть филиалов и дочерних банков. В комплексе с ним и под его контролем работают страховые и инвестиционные компании, трастовые банки.

Скорость технологического обновления производства, темпы наращивания выпуска конкурентоспособной продукции во многом определяются инвестиционными возможностями корпорации, объемами финансирования. В складывающихся условиях участие кредитно-финансовых институтов не просто целесообразно, но стратегически выгодно, поскольку положительно сказывается на росте мобильности развития и реализации технологического потенциала всей группы. Обязательным членом «сюдана» является также универсальная торговая фирма (сбытовая, снабженческая). По масштабам своих торговых и информационных сетей и объему деловых операций торговые фирмы относятся к числу крупнейших в мире и играют важную роль в корпорации. Промышленные объединения, входящие в корпорацию, построены, как правило, по принципу вертикальной интеграции.



Под эгидой головной фирмы собрано множество подчиненных ей дочерних в единстве, образующих своего рода верхний ярус вертикальной интеграции. Дочерние фирмы имеют под своим началом другие фирмы, включая всевозможные субподрядные фирмы. В качестве консолидирующего ядра «сюданов», с самого их появления, после Второй мировой войны по настоящее время, выступают компании тяжелой и химической промышленности.

В целом внутрикорпоративные отношения, складывающиеся в рамках данной модели, охватывают не только финансовые и промышленные ресурсы, но и научно-техническое взаимодействие. Внутри «сюданов» действует принцип не конкуренции, а целенаправленной специализации (сферы деятельности фирм не пересекаются). Взаимодействие между ключевыми участниками направлено главным образом на установление деловых контактов, а не на установление баланса сил, как в англо-американской модели.

Здесь неаффилированные акционеры и независимые директора почти не влияют на деятельность корпорации, что проявляется в отсутствии у них интереса к активному взаимодействию с другими участниками.
Континентальная (немецкая, европейская) модель, разработанная в Германии и Франции, обладает определенными отличительными характеристиками. Специфика германской традиции формирования корпораций состоит в тесной связи банков с промышленностью. На основе акционерных, деловых связей происходит тесная межотраслевая интеграция промышленных концернов с финансовыми институтами, формирование устойчивых горизонтальных промышленно-финансовых объединений. Центрами создания корпораций данной модели, как правило, являются крупные банки, принимающие участие не только в финансировании инвестиционных проектов, но и в управлении предприятиями. Координация в немецких корпорациях обеспечивается наличием сравнительно небольшого круга должностных лиц, являющихся одновременно членами правления различных компаний и фирм, входящих в данную корпорацию.

Национальные требования раскрытия информации менее строги, нежели чем в японской модели.
Следует отметить ряд различий, особо заметных между азиатской и континентальной моделями, с одной стороны, и американской с другой. Принципиальное отличие заключается в том, что американская модель опирается на безусловный приоритет прав акционеров и контроль через рынки капиталов, а ключевым принципом функционирования азиатской и континентальной моделей является банковский контроль, когда крупные банки не только представлены в наблюдательных советах и в управляющих органах корпораций, но и играют там определяющую роль. Кроме того, континентальную и японскую модели отличает большая закрытость, ориентация на крупного инвестора (главным образом банки) и на внебиржевые сделки с пакетами акций, а также отличные от американской системы стандарты финансовой отчетности (GAAP).
Как показывает практика, представленные схемы корпоративного контроля не являются взаимоисключающими, напротив, их сосуществование в ведущих странах мира подтверждает, что ни одна модель не обладает явными преимуществами перед другими и не является универсальной для национальных экономик. Ведущие специалисты в области экономических систем указывают на возможности комбинации отдельных компонентов различных моделей. Основным критерием выбора в данном случае выступает степень влияния, которое оказывает внедрение того или иного инструмента корпоративного управления на достижение экономического роста.

Корпоративные модели одних стран тяготеют в большей степени, а других в меньшей к указанным моделям, вбирая специфические свойства, несводимые напрямую к распространенным моделям.
Современный этап развития мирового хозяйства характеризуется вступлением в качественно новую стадию развития с ярко выраженными тенденциями глобализации и международной интеграции. Однако помимо логики глобализации существует логика национальных интересов. Взаимоотношения между корпорациями, правительствами принимающей страны и правительством ее родины, характер и стиль отношений корпораций и государства накладывают огромный отпечаток на формирующуюся в стране корпоративную модель.

Для успешной реализации международной деятельности корпорации, специфика ее организационной структуры, а также продукции и услуг должны соответствовать рынкам и юрисдикции стран, в которых корпорация действует вне зависимости от места регистрации. В складывающихся условиях возможность реализации долгосрочной стратегии, а также степень внешнеэкономической активности корпорации напрямую зависит не только от отраслевой специфики хозяйственных операций или финансового положения данной корпорации, но в большей степени от условий хозяйствования, особенностей механизма государственного, корпоративного регулирования, деятельности органов управления ВЭД в стране происхождения корпораций и за



Содержание раздела