Государственное управление корпорациями


Верное определение интересов иностранных партнеров позволит сформировать максимально эффективные корпоративные образования, построенные на базе учета взаимных корпоративных и национальных интересов. Формирование крупного, интегрированного корпоративного образования, ориентированного на международную деятельность сопряжено с реализацией основных задач:

  • стимулирование крупных интегрированных корпоративных образований (ранее ориентированных на внутреннее производство и сбыт) к максимальному использованию возможностей роста, имеющихся за рубежом;
  • повышение уровня осведомленности о ведении бизнеса в различных географических регионах в целях координации деловой активности на международном уровне;
  • координация деятельности зарубежных филиалов и отделений интегрированных корпоративных образований в целях сохранения имиджа.

Выбор структуры организации и управления крупным интегрированным международным корпоративным образованием чаще всего определяется ассортиментом товаров и услуг, с которыми корпоративные образования выходят на международный рынок. Корпоративные образования, специализирующиеся на однородной продукции обычно строят структуру управления по географическому принципу. Корпоративные образования, выпускающие обширный товарный ассортимент, используют схему структуры управления по товарному принципу. В настоящее время в целях повышения эффективности функционирования, крупные международные корпоративные образования перестраивают свою организационную структуру, стремясь к использованию преимуществ организаций со «сквозным» менеджментом перед менеджментом «вверх вниз» в вертикально-ориентированной иерархии.

Наиболее полно такому подходу к повышению эффективности деятельности предприятий соответствует организация производственных процессов внутри интегрированного корпоративного образования по принципу системной (вертикально-горизонтальной) или как минимум горизонтальной интеграции, которая на практике часто достигается путем использования тактики слияния, поглощения.

Основные понятия
Модель организации корпорации
Типы совершенной корпорации
Научные подходы развития корпоративного управления
Бизнес менеджмент
Система корпоративного управления
Организационная структура управления в корпорации
Государственное управление корпорациями
Законы и принципы управления корпорациями
Модели корпоративного управления и контроля
Внутрикорпоративная целевая программа

Контрольные вопросы и задания

  1. Как Вы считаете, какие модели организации корпораций более приемлемы и эффективны в условиях современной мировой экономики, и почему?
  2. Чем определяется эффективность каждого из трех известных типов совершенной корпорации?
  3. Какой научный подход (подходы) развития корпоративного управления имеют большую популярность в современности? С чем это связано?
  4. Что такое бизнес-менеджмент?
  5. Охарактеризуйте известные Вам организационные структуры управления в корпорациях, назовите формы их проявления.
  6. Какими элементами определяется основа системы корпоративного

управления?

  1. Какие факторы оказывают влияние на формирование национальной модели корпоративного управления и контроля (модели корпоративных отношений)?


глава 4 СТАНОВЛЕНИИЕ И РАЗВИТИЕ КОРПОРАТИВНОГО СЕКТОРА В СТРАНАХ СВА 4.1 Формирование корпоративного сектора Японии
Последовательное и планомерное становление корпоративного сектора в Японии началось с середины XIX в. Первые корпоративные образования «дзайбацу» (яп. финансовая клика), финансовые олигархии представляли собой влиятельные финансовые холдинги, осуществлявшие контроль над большим количеством компаний различных секторов экономики: торговли, промышленного производства, транспорта, индустрии развлечений. Технический финансовый контроль головного холдинга строился на перекрестном владении акций подчиненных компаний, перекрестном членстве в правлениях, взаимном кредитовании, создании совместных предприятий между дочерними структурами на основе личных связей руководящих работников. Из значительного числа довоенных «дзайбацу» выделилась большая четверка семейных кланов, объединившихся в картель ради прорыва на международный рынок: «Мицуи», «Мицубиси», «Сумитомо», «Ясуда». В 1937 г. картель контролировал треть всех банковских депозитов, треть внешнеторгового оборота, половину судостроительной отрасли и транспорта, а также практически целиком тяжелую промышленность Японии. В период войны в процессе противостояния экспансии американских оккупационных властей система «дзайбацу» была разрушена, но уже в 50-е гг. картельное движение возродилось.

Производственные корпорации в Японии первых послевоенных десятилетий имели слабые финансовые возможности, поэтому банковская система сыграла огромную роль в формировании условий для ускоренного роста промышленности в 50-е и 60-е гг. С помощью массированных вложений в предпринимательство банки Японии устанавливали тесные связи, создавали союзы с теми компаниями, куда инвестировался капитал. Такого рода отношения получили название «банковских кейрецу».

Главное отличие «кейрецу» от «дзайбацу» заключалось в замене вертикального подчинения через холдинг на горизонтальное, через скрытую систему взаимных финансовых обязательств. Сердцем «кейрецу» являлся корпоративный банк, связывавший всех членов корпоративного объединения кредитами, субсидиями и долговыми обязательствами. В условия высокой степени правительственного контроля банковские учреждения способствовали становлению группы крупных корпораций, составлявших основу послевоенного экономического роста страны. Однако сложившаяся система не предусматривала эффективных механизмов использования денежных средств и контроля за их движением. В результате разрыва «мыльного пузыря» последовало резкое ухудшение конъюнктуры, сопровождавшееся банкротством многих крупных корпораций.

Правительством была предпринята попытка оживить экономику путем приватизации госпредприятий и допуска частного и муниципального капитала в сферы государственного регулирования. В итоге реструктуризации корпоративного и финансового секторов в совокупности с государственными инъекциями против «плохих» кредитов кризис был приостановлен. Однако к условиям рыночной конъюнктуры смогли приспособиться лишь наиболее крупные, мобильные компании. Фирмы, традиционно связанные системой перекрестного владения акций, фактически полностью уступили место гигантским конгломератам.

В настоящий момент крупнейшие японские корпорации существуют практически во всех секторах экономики. Интернационализация японских корпораций сделала их менее зависимыми от внутреннего рынка и внутренней промышленной политики. В результате усиления роли крупных японских корпораций внутри страны и за рубежом, а также укрупнения и либерализации финансовых рынков Японии, традиционно сильное влияние правительства значительно ослабло.

Однако, несмотря на указанные тенденции, государственная политика по-прежнему является основой функционирования корпораций в Японии.
Характер деятельности современных японских корпораций отличает значительная степень специализации, отраслевая направленность: «Ноуа» 2-е место в мире по выпуску оптических линз, «Toyota» 2-е и «Honda» 7-е место на мировом рынке автомобилей (1-е место по производству мотоциклов), «Bandai» 3-е место в мировом производстве игрушек, «Nokia» лидер мирового рынка производителей мобильных телефонов и т.п.4 Совокупный годовой объем продаж шести групп гигантов Японии («Мицубиси», «Мицуи», «Сумитомо», «Дай Ити Кангин», «Фуэ», «Санва») составляет порядка 15 % ВНП (около 500 млрд долларов США). Они контролируют примерно 50 %, а по некоторым оценкам до 75 % промышленных активов страны. На торговые фирмы «сюданов» (шесть крупных корпоративных комплексов, опирающихся на неформальные связи высших менеджеров), приходится более половины экспортно-импортных операций.

Коммерческие и трастовые банки контролируют около 40 % общего капитала банковской системы страны, а страховые компании 55 % всего страхового капитала [46]. Большинство ведущих японских корпораций предпочитают не прибегать к помощи иностранных инвесторов, тем не менее, среди лидеров существует множество фирм с участием иностранного капитала (его доля у «Rohm», «Orix», «Suzuki Motors» превышает 40 %).
Чаще всего успех японских корпораций связывают с наличием следующих характерных особенностей: высокий уровень корпоративного управления и внутреннего учета; надежность внутренних связей; хорошо отлаженная система снабжения, доставки и предложения товаров; наличие международной стратегии. Современные японские корпорации, ориентирующиеся на сбыт за рубежом, оказываются в более выгодных условиях и получают несомненные конкурентные преимущества, особенно представители наукоемких отраслей и автомобильной промышленности (например, корпорация «Takeda», имеющая развитую сбытовую сеть в Америке и других странах). В числе более успешных корпораций особое место занимает группа так называемых «нишевых» компаний.

Занятие определенной отраслевой «ниши» на ограниченном или не занятом рынке является залогом успеха корпораций-гигантов, таких как: «Mabichi Motor» (50 % мирового рынка микродвигателей), «Olimpus Optical» (70 % общемирового рынка эндоскопов).



Содержание  Назад  Вперед