Отбор, осуществляемый конкуренцией


Отбор, осуществляемый конкуренцией, не является полностью независимым от человеческой активности, так как зависит от влияния государства на экономическую жизнь, а также гласных и негласных правил и прав, включая права собственности и договора, и укрепившихся привычек (сноска 9). Вслед за структурой национальной экономики, изменяемой предпринимательством и механизмами отбора, представленными конкуренцией, меняется и механизм функционирования как экономики в целом, так и ее компонентов. Это влечет за собой смену модели государственного регулирования, изменение практически всех условий экономической деятельности, меняются социальная, политическая организация, система ценностей, средства удовлетворения потребностей, актуализируются иные потребности, массово появляются новые товары, аналогичные процессы происходят в области идеологии, культуры, в науке наблюдается смена парадигм. Происходит сильная социальная поляризация, появляется или усиливается неравномерность развития отдельных стран; циклические процессы становятся асинхронными; происходит "переполюсовка": центр и периферия как народного хозяйства как одной страны, так и мировой экономики могут мигрировать. Постепенно в ходе адаптации к новому аттрактору возникают дотоле неизвестные национальной и мировой экономике процессы и явления.

К примеру, после точки бифуркации 1929-1933 гг., затянутой Второй мировой войной, появились межнациональные корпорации, изменились как отношения между "центром" мировой экономики и периферией (крах колониальной системы), так и конфигурация самого центра, в котором стали доминировать США. Таким образом, приспособление каждой страны к выбранному ею аттрактору сопровождается не только изменением каждой национальной экономики, но и мировой экономики в целом.
Поскольку точка бифуркации обычно сопровождается сильными среднесрочными кризисами и практически совпадает с ними по времени, можно сказать, что каждая точка бифуркации имеет как своеобразие, так и общие черты, присущие кризисному периоду, потому детальное рассмотрение всех процессов, происходящих здесь, до изучения истории точек экономической бифуркации (которое требует специального исследования) не имеет смысла. Стоит, однако, заметить, что "рождение" новой экономики в период скачка, как и выход из кризиса, способна облегчить поддержка второго подразделения общественного производства, особенно производства продуктов питания: как бы ни был велик дисбаланс между старой и новой - требуемой - структурой, потребительские товары будут производиться и потребляться. Именно эта сфера одной из первых выходит из кризисного состояния и, за счет эффекта мультипликатора, способствует росту производства и в других отраслях, поэтому при проведении антикризисной политики государство должно стимулировать второе подразделение. При этом выбор "сценария" стимулирования - кейнсианского или "экономики предложения" - отнюдь не безразличен и должен варьироваться в зависимости от состояния дел в конкретной стране. Нет гарантии, что "рецепт", который когда-то помог какой-либо стране, поможет и в следующий раз этой или другой стране.

Например, кейнсианский подход стимулирования совокупного спроса помог США преодолеть кризис 1929-1933 гг. В условиях массовой безработицы, резкого падения доходов, катастрофического роста нищеты и дефляционных процессов и общественные работы, и пособия, и государственные закупки оказались весьма полезными. Но вот настал кризис 1973-1974 гг., и подобные меры ничего не дали, причина чего очевидна: сильного уменьшения потребления и доходов населения не произошло, имела место сильная инфляция: не было ничего, что могло бы увеличить спрос на потребительские товары со стороны самого спроса. Другой пример - современный российский экономический кризис.

Применение в наших условиях кейнсианских мер могло бы привести к катастрофическим последствиям вследствие наличия инфляции и того, что ввиду уменьшения производства отечественных товаров потребительского назначения и катастрофически плохого их качества стимулирование спроса только увеличит закупки импортных товаров (за исключением продуктов питания). Таким образом, в условиях современного кризиса в России необходимо прямое государственное стимулирование производителей второго подразделения (финансирование закупок новой техники и технологии, повышения квалификации кадров, предоставление налоговых льгот и льготных кредитов, обеспечение государственными заказами, по крайней мере для армии и чрезвычайных ситуаций) при благоприятном налоговом климате для производителей.
Таким образом, можно согласиться с мнением У. Баумоля, который считает, что благосостояние общества в большей степени зависит от направления предпринимательской активности, чем от количества предпринимателей, а оно во многом определяется структурой стимулов (сноска 10) и силой их влияния на экономические субъекты, а также государственным регулированием в целом. Однако любые внешние воздействия, включая воздействия со стороны государства, не дают в точности того результата, который был задуман, особенно в районе точки бифуркации, когда малые воздействия могут привести к значительным изменениям, а большие - к малым. Лишь если государству удастся организовать действия миллионов индивидов в одном направлении, результат может быть более или менее однозначным (сноска 11).



Так государство может быть фактором отбора наряду с конкуренцией.
Вблизи точки бифуркации экономика наиболее чутко реагирует на все воздействия: даже малые флуктуации могут вызвать серьезные изменения, поэтому адаптационный период является одним из наиболее важных для экономического развития, так как от полноты адаптации зависит жизнь страны в течение десятилетий. Одновременно это и наиболее сложный период, поскольку неопределенность и вероятность ошибки здесь очень велика.



Содержание раздела