Специфика развития закрытой экономики на микроуровне


Для того чтобы лучше понять процессы движения в закрытой экономике, необходимо проанализировать ее микроуровень прежде всего, специфику отношений производства. Предприятия в закрытой экономике, независимо от того, господствовала ли в ней государственная собственность или формально сохранялась частная собственность, не являются самостоятельными экономическими субъектами, так как большинство вопросов по поводу "пучка прав собственности", включая многие вопросы, касающиеся распоряжения их имуществом, решались органами государственной власти. Такое положение предприятий обусловило существование многих негативных явлений в закрытой экономике: бесхозяйственность, неэкономное расходование средств, а, отсюда - высокие издержки производства, погоню за валовыми стоимостными показателями производства.
Ввиду дефицитности многих видов сырья, материалов, оборудования предприятия стремились увеличить свои запасы основных и, главным образом, оборотных средств; отсутствие прямых связей между производителями, необходимость для решения вопросов о поставках с других предприятий обращаться в центральные министерства или ведомства, их волокита повышали трансакционные издержки, а все вместе способствовало увеличению издержек производства и обращения, снижать которые у производителей стимула не было. Инструкции сверху и усиливающийся дефицит заставляли предприятия брать на себя целый ряд несвойственных им функций: строительство и содержание жилья, объектов культурно-бытового назначения, магазинов, подсобных хозяйств, выполнять распределительные функции (например, через столы заказов на крупных заводах СССР). Исполнение подобных функций вызывает к жизни целый ряд негативных явлений (сноска 1): разный "уровень престижа" ведомств, рост внутрирегиональной текучести кадров, уменьшение эффекта от кооперации общественного труда, распадение коллективного интереса совокупного работника региона на сумму ведомственных интересов в части использования объектов инфраструктуры.
Й. Шумпетер полагал, что в замкнутом хозяйстве чистая прибыль не существует, так как в нем стоимость всех продуктов вменяется средствам производства, а доход производителей - лишь плата за управление. Во всяком случае, можно с уверенностью говорить, что в закрытой экономике прибыль не оказывает стимулирующего влияния на предприятия, чему есть немало причин. Во-первых, всеобщий дефицит товаров и невозможность инвестировать полученную прибыль по усмотрению предприятия (сноска 2). Во-вторых, большая часть плановой прибыли и (в зависимости от периода и страны) вся или часть сверхплановой прибыли у предприятий забиралась.

Сама прибыль на предприятиях закрытой системы, несмотря на более высокую норму эксплуатации, ниже прибыли предприятий открытых систем, поскольку предприятия не выполняют предпринимательские функции, издержки высоки, нет стимулов к их снижению, отсутствуют нововведения и реакции на колебания спроса, все это не дает возможностей получить сколь бы то ни было значимую прибыль. Со временем в закрытом обществе эффективность производства падает, главными причинами чего являются:
- отсутствие стимулирующего влияния прибыли;
- требование государства, чтобы все предприятия были прибыльными, выражалось на практике в объединении прибыльных предприятий с убыточными, в результате чего внешние связи предприятий превращались во внутренние, рентабельность и эффективность производства падали (сноска 3);
- конкуренция производителей, на основе которой осуществляется отбор в экономике открытого типа, отсутствует, а функции отбора передаются сферам идеологии и политики;
- списывание задолженности по кредитам, дотации убыточным предприятиям, долгострой, отсутствие процедуры банкротства способствовали снижению эффективности производства;
- незаинтересованность работников и предприятий в целом в повышении эффективности производства вследствие специфических отношений собственности и системы распределения;
- наличие скрытого излишка рабочей силы. Во многом снижение эффективности производства в закрытых системах связано с особенностями инвестиционной политики:
- потребитель не оказывает влияния на инвестиционную политику;
- отсутствуют тормозящие инвестиции факторы (сноска 4);
- характерна инвестиционная напряженность (несоответствие заявок на капиталовложения и запланированных лимитов, утвержденные инвестиционные программы обычно не могут быть осуществлены в соответствии с утвержденной сметой и сроками, наблюдаются "ножницы" между потребностями в инвестициях и ресурсами);
- инвестиционная политика ориентируется на "границы терпения" - инвестиции откладываются до тех пор, пока рост предельных общих издержек не достигнет критической величины, после осуществления инвестиций предельные общие издержки падают, а по прошествии определенного времени все повторяется сначала (сноска 5);
- инвестиции растянуты во времени ("долгострой");
- инвестиционная политика определяется государственными органами, а не самими производителями;
- капиталовложения нередко используются для расширения предприятия, способствуя увеличению выпуска низкокачественной продукции;
- производители отчитываются за суммы освоенных капиталовложений, а не за результаты;
- большую долю занимают непроизводственные инвестиции;
- при решении вопроса об осуществлении инвестиций нередко не принимаются во внимание факторы эффективности (близость к источникам сырья, энергии, потребителям, наличие рабочей силы нужного качества и квалификации);
- экологические факторы считаются несущественными;
- поддерживаются инвестиционные проекты предприятий преимущественно первого подразделения.
Последнее представляет собой одну из важнейших черт закрытой экономики, в частности экономики СССР, и дает ответ на вопрос о причинах длительного кризиса экономики России. За исключением непродуманной политики центрального руководства России в 1992 - 1998 гг., именно дисбаланс между первым и вторым подразделениями лежит в его основе. О масштабах этого дисбаланса дают представление следующие данные. В течение многих десятилетий норма накопления в национальном доходе СССР составляла, по данным официальной статистики, 25 %, а согласно расчетам, элиминирующим перераспределительное влияние цен, - 59%; удельный вес средств производства в составе совокупного общественного продукта достиг примерно 75 %; постоянно падала доля работников, занятых в легкой и пищевой промышленности: с 1970 по 1988 г. она снизилась с 24,6 до 20,9 %, что при отставании темпов роста фондоемкости свидетельствует об уменьшении их удельного веса в общем объеме промышленного производства. (сноска 6)



Естественно, подобный дисбаланс не мог не отразиться на положении отраслей, производящих потребительские товары, а затем и на отраслях, производящих средства производства. Сначала сельское хозяйство, а затем и другие отрасли второго подразделения оказались на голодном инвестиционном пайке, техника и технология устарели, инновации, даже организационные, не поощрялись. В результате текущий спрос на большинство потребительских товаров отечественного производства (за исключением продуктов питания) упал, но вырос на импортные товары, и, когда в конце 80-х гг. закрытый рынок СССР превратился в открытый, на него хлынул поток импортных товаров более высокого качества, большая часть как отложенного, так и текущего потребительского спроса пришлась именно на них, что и вызвало отток денег и сырья за границу, рост курса иностранных валют.

Средства производства перестали пользоваться спросом у производителей сначала второго, а затем и первого подразделения, предприятия которого одно за другим резко уменьшали объемы производства, прекратили его вообще или переориентировались (наиболее редкий вариант).
Специфичны в закрытой экономике и отношения обмена. Если открытой экономике присущ рыночный обмен, то в условиях закрытой экономики рынок резко видоизменен. Прежде всего, он теряет одну из основных функций - определение общественной необходимости затрат труда, которое происходит в закрытой экономике априори - еще до совершения производственного процесса. Деформация рыночной формы связи в закрытой экономике проявляется также в том, что рынок связывает не производителя и потребителя, а собственника (государство) и не-собственников (предприятия, покупающие товары производственного назначения, и население); на рынке тоталитарной системы отсутствуют многие объекты, характерные для рынка открытых систем (многие виды товаров, услуг, ценных бумаг, валюта и др.); рынок не является самоорганизованным, а организуется государством; отсутствует этическая, идеологическая и политическая нейтральность, характерная для открытого рынка (отсутствуют товары и услуги, которые государство считает ненужными населению или идеологически вредными); имеет место конкуренция не производителей, а покупателей; не выполняется информационная функция; объем и структура предложения не соответствуют спросу; дефицитные товары замещают деньги в их функции средства обращения и накопления.

Во многих случаях такой псевдорынок заменяется прямым товарообменом или ростом удельного веса натурального хозяйства (личные подсобные хозяйства крестьян, мичуринские, дачные, садовые участки горожан, подсобные хозяйства заводов), внерыночным распределением (спецмагазины для руководителей всех уровней, завоз продуктов на дом и т.д.).



Содержание раздела