Прогнозирование и планирование национальной экономики.


Каковы новые принципы кейнсианства, отличающие его от классиков и неоклассиков в вопросе о макроэкономическом регуляторе?
Первый принцип: регулятором национальной экономики в целом является не рыно, а государство.
Основные отличия государственного регулятора от рыночного отображены ниже.
Признаки рыночного и государственного регулирования экономики

Рыночный регулятор
  Хозяйственные решения (что, как и для кого производить) принимаются на уровне микроэкономики и в интересах фирм и домашних хозяйств
  Управляющее воздействие оказывается на горизонтальные (партнерские) экономические связи между фирмами и домашними хозяйствами
  Регулирование хозяйственных связей базируется только на договорных началах и материальных интересах
Государственный регулятор
  Управленческие решения принимаются на макроуровне и учитывают общенациональные цели и интересы
  Управление национальным хозяйством строится но вертикали (но направлению сверху вниз: от государства к фирмам и домашним хозяйствам)


  Иерархические связи (в порядке .подчинения низшего звена экономики высшему) часто строятся на внешнеэкономическом принуждении (налоги, таможенные сборы и т.п.)

Помимо политических функций государство осуществляет также экономические функции.
Оно становится ведущим субъектом национальной экономики, наделенном своей собственностью. На этой основе образуется, как известно, особый государственный сектор макроэкономики. Он создается двумя путями:
а) через национализацию (огосударствление) хозяйства благодаря выкупу имущества у иных собственников;
б) через создание предприятий новейших отраслей промышленности, порожденных НТР за счет инвестиций.
Второй принцип: прогнозирование и планирование национальной экономики.
Основой государственного регулирования являются научные прогнозы социально-экономического развития страны на один год, среднесрочную (3—5 лет) и долгосрочную перспективу (10, 20 лет),. Такие прогнозы способствуют достижению народнохозяйственной пропорциональности, определяемой с помощью национальных счетов и межотраслевых балансов.
Как правило, имеется три варианта прогноза:
— пессимистический (с наименьшими по величине показателями);
— оптимистический (с наибольшими значениями показателей);
— базовый (с более реалистическими показателями); он принимается за основу плана.
Государственный план отражает стратегические направления и задачи экономического и социального развития страны. По степени жесткости плановых заданий различают два вида планов:
— директивный (строго обязательный для исполнения); применяется прежде всего на государственных предприятиях;
— индикативный (рекомендательный, ориентирующий). Такой план состоит из ряда программ, предусматривающих решение отдельных социально-экономических задач. К их выполнению привлекаются фирмы путем предоставления государственных заказов. Заказы обеспечиваются ресурсами и являются весьма прибыльными. Государство отбирает фирмы, проведя соответствующие конкурсы.

Такая форма регулирования деятельности предприятий особенно распространена в США.
Разъясняя студентам, как функционирует национальная экономика, В. Леонтьев сравнивает ее с яхтой в море. Чтобы дела шли хорошо, нужен ветер — это заинтересованность. Руль — государственное регулирование.

У американской экономики слабый руль. Нельзя делать так, как говорил Рейган: поднимите паруса, пусть их наполнит ветер, и идите в кабину коктейль пить. Так нас и на скалы вынесет, разобьет яхту вдребезги... Я думаю, что более правильно делают японцы.

У них, конечно, есть частная инициатива, но и государство играет большую роль, влияя на развитие экономики в лучшем направлении. Из всех капиталистических стран, у которых в настоящее время можно чему-то поучиться, я бы выбрал не США, а Японию102.
Кстати, Япония имеет более чем 30-летний опыт общегосударственного планирования в условиях рыночного хозяйства. Здесь регулярно составляются средне- и долгосрочные программы социально-экономического развития, которые являются индикативными (рекомендательными) и безадресными. На практике большинство компаний в значительной степени строят свою производственно-коммерческую деятельность, исходя из прогнозов и рекомендаций общего плана. С 1956 г. в Японии было составлено 10 планов, большинство из них было успешно выполнено (например, среднегодовые темпы прироста валового национального продукта в реальном выражении в 1956— 1960 гг. намечались на уровне 5,0%, а фактически достигнуто 8,7%; в 1961-1970 гг. соответственно - 7,2% и 10,7% и т.д.).



В 19,62,1969, 1977 и 1987 гг. правительство утвердило имеющие законную силу комплексные планы национального развития, имеющие целью обеспечить основу сбалансированного развития страны. Итак, опыт Японии убедительно показывает: в условиях рынка общегосударственное планирование является эффективным и важнейшим фактором экономического роста.
Третий принцип: осуществление государством политики эффективного спроса.
Дж. Кейнс в труде Общая теория занятости, процента и денег (1936) поставил перед собой задачу исследовать причины спадов производства и увеличения безработицы. Эти причины он увидел в недостаточности покупательского спроса на предметы личного потребления и на средства производства. Такая недостаточность, по его мнению, обусловлена тем, что по мере роста доходов снижаются темпы увеличения спроса на полезные блага: у людей уменьшается склонность к потреблению и усиливается стремление к сбережениям. Дж.

Кейнс утверждал: Основной психологический закон... состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растет доход103. Одновременно предприниматели предъявляют недостаточный спрос на средства производства, поскольку, как полагал Дж. Кейнс, снижается прибыльность производства, и бизнесмены проявляют склонность к потере веры в будущие доходы.

В этих условиях они предпочитают, не вкладывая деньги в производство, давать их в ссуду и получать высокую и устойчивую норму процента.
Центральная задача государства, по Кейнсу, состоит в том, чтобы обеспечить высокий объем эффективного спроса, ведущего к росту доходов. Предполагается развивать два вида спроса: а) спроса населения на предметы потребления и 6) спроса предпринимателей на инвестиционные товары (средства производства). В результате эффективность спроса выражается как в увеличении занятости и росте благосостояния населения, так и в росте прибылей фирм.
Новым в экономической теории стало то, что кейнсианство впервые раскрыло структуру макроэкономического спроса, в том числе расходов на экономику, осуществляемых государством. В западной экономической литературе макроспрос рассматривается как планируемые расходы. Они представляют собой сумму, которую государство, домашние хозяйства и фирмы планируют израсходовать на товары и услуги.
Внутри страны такие расходы Е составляют сумму потребления С, инвестиций i и государственных закупок G104:
E = C + i + G
Вот как выглядит структура всех расходов (используемый валовой внутренний продукт) в некоторых странах (табл. 17.2.).
Таблица 17.2.
Планируемые расходы в некоторых странах, %

Страны и год
ВВП
Потребление хозяйств С
Валовые инвестиции i
Государственные закупки G
США (1993)
100
69
13
18
Япония (1992)
100
57
34
9
Россия (1993)
100
48
31
21

Чтобы выделить отдельно все государственные расходы (спрос государства), требуется расшифровать потребление домашних хозяйств С. Надо вычесть из суммы доходов У налоги государства Г. При этом определяется так называемая функция потребления:
С = У - Т.
Из этой формулы вытекает, что потребление зависит от располагаемого дохода. Располагаемый доход У - Т — это совокупный доход У за вычетом налогов Т, т.е. располагаемый доход — то, чем население может самостоятельно распорядиться.
Отсюда вытекает, что в госудаXственный бюджет поступает следующая сумма переменных величин (из состава Е — всех планируемых расходов): Т + G.
После проведенного анализа можно подвести его итоги. Стало очевидно, что совокупный спрос (планируемые расходы) распадается на три части:
E = (У – T) + I + (T + G)
Это позволяет определить три направления государственной политики эффективного спроса:
— увеличение спроса населения на предметы потребления (следствием этого является рост занятости);
— расширение спроса предпринимателей на инвестиционные товары (это ведет к увеличению производства и занятости);
— рост государственных расходов на экономические и социальные цели.
Кейнсианское учение не ограничилось определением направлений политики эффективного спроса.
Четвертый принцип: политика эффективного спроса опирается на научные макроэкономические модели, которые необходимы для управления национальным хозяйством.



Содержание раздела