Дж. Кейнс придал экономической теории новое качество. Это особенно заметно на фоне классической политической экономии, которая сосредоточила внимание на чисто теоретическом анализе стихийной регулирующей роли системы цен, не принимая в расчет количественной стороны этого процесса. Кейнсианство открыло первую страницу в эконометрическом анализе национального хозяйства.
В его арсенал вошли важнейшие математические инструменты и приемы.
Впервые стали применяться агрегированные экономические величины, суммарно охватывающие все национальное хозяйство.
Были выделены независимые переменные величины, которые не поддаются непосредственному воздействию государства (склонность населения к потреблению и накоплению, ставка процента и др.).
Обнаружены зависимые переменные, на которые влияют независимые переменные величины (масштабы занятости работников, объем национального дохода и т.п.).
Установлены количественные связи указанных двух групп изменчивых величин в математических моделях.
Дж. Кейнс не признавал неизбежности массовой безработицы и полагал, что возможно и необходимо регулируемое государством национальное хозяйство. В связи с этим он исследовал закономерные количественные связи макроэкономических величин — совокупных капиталовложений и национального дохода; инвестиций и занятости населения; национального дохода, потребления и сбережений; совокупного количества денег в обращении, уровня цен, заработной платы, прибыли и процента. Дж. Кейнс стремился найти такие переменные величины, которые поддаются осознанному контролю или управлению со стороны центральных властей в рамках существующей хозяйственной системы.
Он широко использовал категории ожиданий (ожидаемая прибыль, перспективные издержки производства, ожидаемые изменения цен, стоимости денег, процента и т.д.), которые носят вероятностный характер и необходимы для экономического прогнозирования.
Кейнсианская теория выделила в качестве центральных три модели (функциональные зависимости).
Одна из них отражает зависимость ставки процента г от дохода У:
г = F(У).
Чем выше доход населения, тем больше спрос на деньги у банков и тем выше ставка процента.
Рис. 17.6. Кривая ставки процента
На рисунке 17.6 показана прямая зависимость ставки процента от дохода. Рост доходов населения с У1 до У2 увеличивает банковский спрос на деньги, а стало быть, повышает ставку процента с г1 до r2.
Другая модель характеризует зависимость объема инвестиций от ставки процента: i = F(r). Чем больше норма процента (чем дороже кредит), тем меньше объем инвестиций. Эта обратная зависимость представлена на рисунке 17.7.
На рисунке 17.7 мы видим, что увеличение нормы процента с г1 до г2 уменьшает соответственно объем инвестиций с i(г2) до i(r1).
Рис. 17.7. Кривая инвестиций
Наконец, имеется модель, которая отражает зависимость величины дохода от объема инвестиций: У = F(i). Дж. Кейнс придавал большое значение инвестициям, как такой независимой переменной величине, которая влияет на зависимые от нее переменные величины: занятость, доход нации, потребительский спрос населения.
В связи с этим он разработал теорию мультипликатора, которая определяет эффективность государственных расходов с точки зрения воздействия их на объем общественного производства, занятость, доход и рынок, а тем самым — на эффективный спрос.
Объем национального дохода и совокупного спроса находится в определенной количественной зависимости от общей суммы инвестиций (всех производственных и непроизводственных расходов). Эту количественную связь выражает особый коэффициент — мультипликатор (лат. multiplicator — умножающий). Этот коэффициент представлен в следующей формуле: У= k i, где У— прирост дохода, i — прирост инвестиций и k — мультипликатор. Дж.
Кейнс так охарактеризовал мультипликатор инвестиций: Когда происходит прирост общей суммы инвестиций, то доход увеличивается на сумму, которая в k раз превосходит прирост инвестиций105. Он утверждал, что расширение инвестиций ведет к увеличению занятости, а потому и дохода общества и тем самым — к повышению потребительского спроса.
Совершенно новыми были и ее социальные результаты.
Как мы выяснили, в модели либеральной рыночной доходов экономики на первом месте стоит задача: каждая в фирма стремится добиться максимальной экономической эффективности — максимума прибыли. Но выполнение ее идет в ущерб социальной справедливости.
Совершенно иначе ставились макроэкономические задачи в странах Запада после второй мировой войны, когда было внедрено государственное регулирование экономики в соответствии с кейнсианскими принципами. Здесь существенно изменился характер государства: оно стало правовым и демократическим. Правительства впервые объявили своей важнейшей целью борьбу против бедности и достижение всеобщего благосостояния.
В итоге в западных странах, вступивших в историческую полосу постиндустриального и посткапиталистического общества, сложился новый вариант рыночной экономики — социально ориентированной.
Каковы же основные черты модели социально ориентированной рыночной экономики? Как распределяется в ней совокупный доход общества?
Во-первых, в отличие от модели либеральной рыночной экономики, которая признает господство частной (единоличной) формы собственности, в социально ориентированной экономике нормальным считается плюрализм форм собственности. Этим выражается больший демократизм отношений собственности. Считается необходимым государственный сектор экономики, что отвергается сторонниками чистого рынка.
Во-вторых, в социально ориентированной экономике все граждане по закону наделены основными социальными правами и свободами. Они могут отстаивать по суду эти права.
В правовом и демократическом обществе само государство содержится за счет средств налогоплательщиков. Поэтому все граждане через демократические институты имеют возможность влиять на политику правительства, добиваясь лучшего соблюдения их законных социально-экономических интересов.
В-третьих, в социально ориентированной экономике государство создает условия для достаточного удовлетворения комплекса наиболее значимых потребностей всего населения. Для этого государство берет на себя содержание широко развитой социальной инфраструктуры, которая включает среднее и высшее бразование, здравоохранение, культуру и иные отрасли нематериального производства и услуг. К этому добавляются большие расходы на социальные программы.
На примере США можно видеть, как государство смогло улучшить положение самой бедной части населения. Государственные органы в 1964 г. определили уровень дохода на черте бедности следующим образом. Была подсчитана минимальная стоимость питания, необходимого для поддержания физического существования семьи из четырех человек. Эта сумма затем умножалась на три исходя из того, что стоимость питания составляет 1/3 необходимых расходов бедной семьи; остальные 2/3 — это затраты на жилье, медицинское обслуживание, одежду, транспорт и т.д.
Учитывая высокую стоимость жизни в США, в 1986 г. черта бедности составляла 11 200 долл. для семьи из четырех человек. Вместе с тем прожиточный минимум для такой семьи составляет сумму, превышающую официальную черту бедности на 20—40%.
Во время войны с бедностью в США были увеличены все расходы на социальные программы, в том числе введены программы выдачи пособий в натуральной форме: талонов на бесплатное получение продовольствия, субсидий на жилье и бесплатную медицинскую помощь. Если в 1960 г. таких пособий в натуральной форме практически не было, то уже в 1984 г. на них было израсходовано 66 млрд. долл., или 1,7% ВНП. В целом выплаты по системе социального обеспечения в США уменьшает бедность по сравнению с ее нормативной величиной примерно вдвое.
Что касается западноевропейских стран, то во многих из них государственные социальные программы имеют больший размах, чем в Соединенных Штатах Америки.
Западные страны достигли наивысшего в мире уровня по количеству и качеству социальных затрат и соответствующих результатов.
В Организации Объединенных Наций рассчитывается обобщающий показатель — индекс человеческого развития. Этот показатель — средняя из трех величин: валового внутреннего продукта на душу населения, ожидаемой продолжительности жизни и уровня образования (культуры) людей 25 лет и старше. Этот показатель рассчитывается по каждой стране в отношении к уровню соответствующих трех показателей, достигнутых как наивысших в мире.