Степень выравнивания доходен в США и Швеции и 1986 г.


Например, в 1990 г. наивысшая продолжительность жизни была достигнута в Японии (78 лет). Меньше продолжительность жизни была во Франции - 76 лет, США и ФРГ - 75 лет, СССР - 69 лет (в России в 1995 г. 65 лет). Среднее число лет обучения в Северной Америке и Западной Европе составило более 11—12 лет, в СССР — 9 лет.
В 1990 г. по обобщающему индексу человеческого развития Канада заняла первое место (индекс — 0,982), Япония — второе (0,981), США — шестое (0,976), Франция — восьмое (0,969), Великобритания — десятое (0,962), СССР - 33-е место (0,875).
В-четвертых, в социально ориентированной экономике государство с помощью налогов перераспределяет личные доходы граждан — от самых богатых к необеспеченным и малообеспеченным жителям страны.
Как мы знаем, первичное распределение доходов осуществляется на уровне микроэкономики и связано с факторами производства (заработная плата, процент, рента, прибыль). Через систему налогов государство проводит вторичное распределение, или перераспределение, доходов в целях некоторого выравнивания уровня жизни людей. Благодаря такому перераспределению государство дает средства к существованию тем, кого либеральная рыночная экономика бросает на произвол судьбы (инвалиды, многодетные семьи, бездомные и т.д.).
Особенно большое перераспределение личных доходов проводится во многих западноевропейских странах (скандинавские страны, Австрия, Испания и др.). По степени выравнивания доходов все страны мира опередила Швеция, что особенно заметно по сравнению с США (табл. 17.3.).
Таблица 17.3.
Степень выравнивания доходен s США и Швеции и 1986 г.

Распределение семей

 
Процент всех доходов
США
Швеция
Приходится доходом:
а) па 20% самых богатых семей
б) на 20% самых бедных семей
  44
5
  37
12

Наконец, в-пятых, в социально ориентированной рыночной экономике возникает социальная опора гражданского общества на так называемый средний класс (по уровню получаемых доходов). Во многих высокоразвитых странах граждане (семьи) делятся на три основных класса:
а) богатый класс — 10—15%; б) средний класс — 70—80% и в) бедный класс — 15—20%. В этом случае обеспечивается наибольшая социальная стабильность общества. Такая стабильность подкрепляется наличием и развитием социальных фондов.
В период классического капитализма рабочие и другие слои трудящихся фактически не были социально защищены от безработицы. Не принималось сколько-нибудь существенных мер для предоставления им материальной помощи в условиях болезни, старости, потери трудоспособности. Все связанные с такими обстоятельствами экономические тяготы ложились на плечи наемных работников.
До сих пор мы исходили из того, что при нормальных условиях производства величина заработной платы соответствует расходам на воспроизводство рабочей силы. При этом не принималась во внимание роль государства в жизнеобеспечении людей, и такая роль долгое время не осуществлялась.
Впервые государство создало систему социального страхования в Германии в конце XIX в. Здесь были приняты законы о страховании от несчастных случаев и по болезни (1883—1884), о введении пенсий по старости и инвалидности (1899). Затем система государственного социального страхования была организована в Австрии, Дании, Франции, Великобритании и других странах.
В условиях посткапиталистического общества во второй половине XX в. государство в странах Запада перешло к обобществлению некоторых условий воспроизводства рабочей силы. Особенно быстро здесь развивалась социальная инфраструктура, в значительной мере финансируемая за счет государства. В нее входят учреждения здравоохранения, образования, переподготовка работников и т.п. Так, в 1990 г. в бюджете США расходы на образование, производственное обучение, занятость, социальное обеспечение, здравоохранение и программу медицинского обслуживания Медикэр, социальное страхование, а также на доходы, выплаты и услуги ветеранам составили в общей сумме свыше 460 млрд. долл., или 40% всех расходов бюджета.



Между тем сумма индивидуального подоходного налога составила 393 млрд. долл., сумма налогов и взносов в фонды социального страхования — 303 млрд. долл., а налоги на прибыль предпринимателей — 84 млрд. долл.
В нынешних условиях государственные органы в странах Запада стали эффективно вмешиваться в перераспределение национального дохода через свои бюджеты. Они сосредоточивают в своих руках не только налоги с доходов граждан, но и взносы на социальные нужды (медицинское и социальное страхование). Например, в 1987 г. в доходах промышленного рабочего со средней заработной платой в ФРГ доля прямых налогов составляла 19% и доля социальных взносов — 17%, во Франции соответственно — 7 и 17%, в Великобритании — 20 и 9%.

Значительная часть этих средств возвращается населению в виде так называемых трансфертных платежей. На данные средства функционирует социальная инфраструктура: обеспечивается бесплатное школьное образование, бесплатное или частично оплачиваемое здравоохранение, дешевое, государственное жилье, выплата пенсий, пособий по болезни и безработице и прочие выплаты и государственные услуги.
В западных странах в составе такой инфраструктуры сложились и функционируют, как правило, три системы государственного обеспечения: социальное страхование, государственное вспомоществование и система универсального обеспечения. Они создаются главным образом за счет различного рода налогов и выплат и заработной платы (сами рабочие через налоги уплачивают, например, до 50% сумм страховых фондов). Бизнесмены вносят относительно небольшую часть взносов, причем эти взносы они включают в производственные затраты, а тем самым и в цены, по которым покупает товары все население.
Наиболее распространена система социального страхования, по которой страховые взносы обязательно удерживаются из заработной платы работников, а право на пенсию или пособие (при наличии необходимого страхового стажа, возраста и некоторых других условий) предоставляется независимо от материального положения семьи застрахованного. Размер удержаний страховых взносов из зарплаты рабочих и служащих весьма значителен и непрерывно увеличивается (он составляет в разных странах от 6 до 14%). Главным видом социального страхования являются пенсии по старости, которые выплачиваются по достижении пенсионного возраста, необходимого трудового или страхового стажа и, как правило, составляют 25—40% заработка.
Государственное вспомоществование выплачивается целиком из средств государственного бюджета. Оно достается не всем трудящимся, лишившимся заработка из-за безработицы или нетрудоспособности, а лишь тем, кто после проверки доходов всех членов семьи официально признается не имеющим средств к существованию. Около 1/3 пенсионеров в США, Великобритании, Японии и других странах обращаются к государственному вспомоществованию по старости.

Сумма дополнительно назначаемого в этом случае пособия и минимальная пенсия не превышают размера дохода, соответствующего официально установленному уровню бедности.
Наконец, преимущественно в пенсионном обеспечении в Швеции, Финляндии, Норвегии, Канаде и Исландии укоренилась универсальная система социального обеспечения. Здесь право на пенсию имеют все граждане, достигшие пенсионного возраста, ставшие инвалидами или потерявшие кормильца. Пенсии выплачиваются в одинаковых для всех, твердо фиксированных размерах.

Средства на выплаты создаются путем взимания особого налога со всех граждан с 16—18 лет до пенсионного возраста (в Швеции и Норвегии, например, пенсионный возраст для мужчин 67 лет).
В условиях государственного социализма в нашей стране социальная инфраструктура приняла форму общественных фондов потребления — материальных, культурных благ и услуг, которые поступают в совместное или индивидуальное потребление сверх оплаты по труду. Так, в 1990 г. выплаты и льготы, полученные из общественных фондов потребления в среднем на одного рабочего и служащего, составили 40% к уровню заработной платы.
Общественные фонды потребления — это прежде всего затраты государства на социальную инфраструктуру, позволявшие всему населению бесплатно пользоваться услугами учреждений просвещения и культуры (бесплатны в основном среднее и высшее образование и повышение квалификации), здравоохранения и физической культуры. Фонды обеспечивали выплаты неработающему населению (пенсии по старости и инвалидности) и пособия (стипендии студентам и аспирантам, пособия малообеспеченным и многодетным семьям и т.п.), а также оплату всем работникам очередных отпусков и дотацию на жилье.
При переходе к рынку в нашей стране преодолеваются серьезные противоречия, связанные с бесплатностью распределения некоторых благ и услуг из общественных фондов потребления. Наряду с бесспорными достижениями такое распределение дает отрицательные побочные последствия. Унифицированный набор бесплатных благ в определенной степени лишает человека свободного выбора, а все общество — многообразия.

Налицо также обезличка и уравнительность в получении благ. Уровень их потребления не зависит от индивидуальных и коллективных результатов труда. Человек лишен возможности влиять на качество обслуживания в медицинских и других учреждениях.



Содержание раздела