Государственной функцией стало регулирование социальных отношений.


Другая государственная функция — регулирование внешних эффектов, которые представляют собой побочные последствия хозяйственной деятельности отдельных агентов рынка. Государство призвано:
а) измерять внешние эффекты и проводить перераспределение доходов граждан с помощью специального налога; б) предотвращать социальные выбросы (проводить предварительную государственную экспертизу проектов строительства новых предприятий на их экологическую безопасность); в) административно запрещать производственную деятельность, наносящую вред здоровью людей; г) обязывать предпринимателей затрачивать капитал на восстановление разрушенной природной среды.
Особая функция государства — управление нерыночным сектором национального хозяйства, который предоставляет населению товары и услуги коллективного пользования. Речь идет о национальной обороне и охране общественного порядка, государственном управлении, единой энергетической системе и национальной сети коммуникаций, всеобщем образовании, здравоохранении, фундаментальных науках и т.п.
На практике даже минимальное участие государства в экономическом макрорегулировании (в США и иных странах Запада) предполагает выполнение ряда других задач. К ним относятся: а) обеспечение правовой базы, способствующей эффективному функционированию рыночной системы; б) защита конкуренции; в) перераспределение доходов и богатства; г) влияние на распределение ресурсов в целях улучшения структуры национального продукта; е) контроль за уровнем занятости и инфляции, а также стимулирование экономического роста. При регулировании макроэкономики государство применяет преимущественно экономические, а не административные методы.
Б. Другой вариант типа смешанного управления, который мы рассмотрим, предполагает наличие максимально допустимого государственного регулирования.
Данный вариант базируется на существенном развитии государственного сектора экономики (до 40% ВНП находится под государственным контролем). Такое положение можно наблюдать в Швеции, Австрии, Германии, Японии и других странах.
В таком варианте государство осуществляет ряд основных функций (рис. 18.3).


Рис.18.3. Максимально допустимые функции государства
В первую очередь государство содействует эффективной хозяйственной деятельности всех предпринимателей. В этих целях оно повышает эффективность рыночного механизма:
— разрабатывая и осуществляя хозяйственное законодательство, устанавливающее правила игры для всех бизнесменов на рынке (создается правовая основа предпринимательства, деятельности бирж, банковской системы, налогообложения и т.д.);
— обеспечивая сохранность рыночного механизма (регулярная демонополизация экономики, антиинфляционная политика, меры по сокращению государственных расходов и уменьшению бюджетного дефицита и т.д.);
— укрепляя положение дел на отдельных видах рынков (повышается конкурентоспособность национального капитала на внутреннем и международном рынках путем осуществления общенациональных программ научно-технического прогресса, поощрения экспорта капитала и товаров и т.п.).
Кроме того, государство старается стабилизировать экономическое развитие, сглаживая взлеты и падения деловой активности, сдерживать инфляцию и безработицу, поддерживая устойчивый экономический рост. В период кризисного спада оно увеличивает выплаты пособий по безработице, расширяет возможности получения кредита, уменьшает норму процента. Напротив, в период хозяйственного подъема сокращаются выплаты по безработице, уменьшается объем государственного кредита, повышается норма процента.
Важной государственной функцией стало регулирование социальных отношений. Особое внимание при этом уделяется, как известно, отношениям между работодателями и трудящимися. Государство предопределяет размер минимальной заработной платы, следит за обязательным заключением коллективных договоров между предпринимателями и профсоюзами, страхованием рабочих от несчастных случаев, а также регулирует условия труда на предприятиях.

Через систему прогрессивного налогообложения доходы высокооплачиваемых работников и предпринимателей частично перераспределяются в пользу малоимущих. Разрабатываются и проводятся в жизнь программы экологической безопасности населения (очистки воздуха и воды, обеспечения безопасности ядерной энергетики), принимаются меры к развитию образования.

Наконец, для практического осуществления перечисленных функций государство применяет арсенал мер административного (лат. ad-ministrare — управлять преимущественно путем отдачи приказов, распоряжений), и экономического регулирования.
Мировой опыт позволяет установить своего рода правила применения экономических и административных методов регулирования хозяйственной деятельности со стороны государства.
Первое правило. Определять те области деятельности физических и юридических лиц, в которых наиболее эффективен прямой контроль государства. Сюда можно отнести, например, разработку и реализацию целевых программ социально-экономического развития в государственном секторе; составление национальных стандартов (единых норм и требований, применяемых к качеству изделий, некоторым видам услуг), а также осуществление контроля за их соблюдением всеми, кто их должен придерживаться.
Второе правило. Учитывать, что администрирование наносит ущерб экономике лишь тогда, когда оно экономически не обосновано.
Третье правило. Заранее определять действенность и эффективность административных и экономических мер. Скажем, экономические санкции (например, штрафы), примененные к предприятию, которое погубило лес, озеро, не являются действенными. Как бы велики ни были эти санкции, природу они не воскресят.

Напротив, действенными, как показывает практика, оказываются следующие административные меры: жесткие стандарты хозяйственной деятельности, гарантирующие населению экологическую безопасность; административные меры превентивного (предупреждающего) характера, например предварительная обязательная экологическая экспертиза проектов инвестиций.
Четвертое правило. Научиться правильно прогнозировать последствия предпринимаемых хозяйственных действий. Допустим для ускорения научно-технического прогресса можно широко внедрять высокие технологии.

Но важно предвидеть, что трудосберегающие способы производства вызовут увеличение технологической безработицы. В связи с этим государство и фирмы должны заранее позаботится об увеличении занятости.
Пятое правило. Важно всегда учитывать пределы применения административных и экономических методов государственного регулирования национальной экономики. Скажем, эти методы не должны подавлять возможности саморегулирования конкурентного рынка.
При всей многовариантности смешанного типа хозяйственного механизма вполне очевидно, что повышение эффективности макроэкономики предполагает обеспечение оптимального сочетания рыночных и государственных регуляторов народнохозяйственной пропорциональности. П.Самуэльсон и В.Нордхаус пришли к важному обобщению:
Рыночный механизм определяет цены и производство во многих сферах, в то время как государство регулирует рынок посредством налогообложения... Обе стороны — рынок и государство — существенны. Управлять экономикой в отсутствие того или другого все равно, что пытаться аплодировать одной рукой110.
Как обстоит дело в управлении реформируемой экономикой в России?
2. Россия: преобразование системы управления
Помимо рассмотренных типов макрорегуляторов экономики имеется еще один тип—командно-административная система управления (в западной экономической литературе эту систему называют командная экономика). Что же представляет собой данный тип управления?
Командно-административная система управления — это централизованное государственное управление, которое заставляет все предприятия выполнять плановые директивы (обязательные задания) с помощью приказов и других внеэкономических методов. Характерные черты этой системы отражены в приводимой ниже схеме (рис. 18.4).


Рис. 18.4. Основные черты командно-административного управления
Эта система руководства макроэкономикой означает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра — высших эшелонов административной власти, что сводит на нет самостоятельность и демократическое самоуправление предприятий. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные связи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит их деятельностью с помощью административно-распорядительных методов, что подрывает свободную предприимчивость работников и их материальную заинтересованность в результатах труда.
В западной литературе командную экономику часто отождествляют с социализмом или даже коммунизмом, который нигде не был построен. Однако социализм — это не тип хозяйственного управления, а социально-экономический строй, базирующийся на государственной (общей совместной) собственности. К. Макконнелл и С. Брю в Экономикс признают тот факт, что Общественная собственность и централизованное планирование не всегда существуют параллельно, одновременно друг с другом.

Например, фашизм гитлеровской нацистской Германии был назван авторитарным капитализмом, поскольку экономика там была поставлена под жесткий контроль и ею так же жестко управляли, хотя собственность оставалась частной111.



Содержание  Назад  Вперед