Богатство нации не определяется величиной денежных богатств.


Профессор Пол Хейне (США) в своей книге Экономический образ мышления подметил важное отличие экономиста от менеджеров, инженеров и других деловых людей. Последние хорошо знают реальный мир. Но экономист превосходит их тем, что может систематизировать известные всем явления, знает, как разные вещи связаны между собой.

Экономическая наука, по убеждению П.Хейне, позволяет нам более логично размышлять о широком круге сложных общественных взаимосвязей19.
Логическая стройность и доказательность экономической теории усиливается благодаря тому, что во второй половине XX в. здесь стали широко применяться математика и статистика. Точнее говоря, применяются специальные разделы данных наук — экономико-математические методы и экономическая статистика. Это приобрело особую важность для исследования усложнившихся хозяйственных процессов и разработки практических проблем. В результате в последние десятилетия значительно повысился уровень мировой экономической науки.

Начиная с 1969 г. Шведская академия наук ежегодно стала присуждать Нобелевскую премию по экономике за лучшие научно-практические разработки. Эту премию, в частности, получили:
в 1970 г. Пол Самуэльсон (США) — за вклад в повышение уровня \ научного анализа в экономических науках;
в 1973 г. Василий Леонтьев (США) — за разработку метода затраты— выпуск;
в 1974 г. Фридрихфон Хайек (Великобритания) и Гуннар Мюрдаль (Швеция) — за работы в области теории денег, конъюнктурных колебаний и анализ взаимозависимости экономических, социальных и структурных явлений;
в 1975 г. Тьяллинг Купманс (США) и Леонид Канторович (Советский Союз) за разработку теории оптимального использования ресурсов;
в 1976 г. Милтон Фрпдмен (США) — за исследование в области потребления, истории и теории денег;
в 1988 г. Морис Аллэ (Франция) — за разработку теории взаимосвязей экономического роста, инвестиций, процентных ставок;
в 1991 г. Рональд Коуз — за пионерские работы в области исследования трансакционных издержек (затрат по совершению сделок) и прав собственности.
Всего насчитывается сорок лауреатов Нобелевской премии, внесших вклад в практическую разработку экономических проблем. С трудами этих и других лауреатов мы познакомимся в последующих главах.
Итак, мы завершили вступительный раздел учебного курса, выяснив, что представляют собой экономика и освещающая ее теория. Это позволяет нам приступить к изучению общих основ экономических систем. Речь пойдет о таких экономических отношениях, которые представляют собой своего рода несущую конструкцию современного хозяйства и пронизывают все его звенья.
Экономический тренинг
1. Ключевые термины и понятия
Меркантилизм; политическая экономия: физиократы; английские классики; экономическое учение К.Маркса; неоклассическое направление; типы экономических отношений; предмет экономической теории: экономические законы; функции экономической теории; методология экономических исследований; тины экономического мышления; метафизика и диалектика; исторический и логически и методы.
2. К терминам из левой колонки найдите соответствующие
определения в правой колонке

2.1. Классическая политическая экономия
2.2. Меркантилизм
2.3. Физиократизм
а) учение об увеличении богатства общества за счет выгодной внешней торговли
б) концепция о создании богатства природой в сельском хозяйстве
в) теория создания богатства общества природой и трудом

3. Верно — неверно
3.1. Описательная наука определяет поведение хозяйственных субъектов.
3.2. Позитивная экономическая теория на основе фактов дает обобщение хозяйственной деятельности.
33. Нормативная экономическая теория разрабатывает конкретные хозяйственные цели и решения.
3.4. Эндогенная подсистема в народном хозяйстве вызывает действия факторов, находящихся на поверхности экономической жизни.
4. Определите, к каким экономическим направлениям и школам относятся следующие высказывания экономистов
а) Обычным средством увеличения нашего богатства и денег является внешняя торговля. При этом мы должны постоянно соблюдать следующее правило: продавать иностранцам ежегодно на большую сумму, чем мы покупаем у них:

б) Не на золото и серебро, а только на труд первоначально были приобретены все богатства мира: стоимость их для тех, кто владеет им и кто хочет обменять их на какие-то новые продукты, и точности равна количеству труда, которое он может купить нa них или получить в свое распоряжение;
в) Величина ценности материального блага определяется важностью той конкретной потребности... которая занимает последнее место в ряду потребностей, удовлетворяемых всем наличным запасом материальных благ данного рода:
г) Торговец, продающий зерновые хлеба за границу и покупающий там другие товары или производящий обмен одних товаров на другие, вновь продает но возвращении привезенные им товары и на полученные от этого деньги снова покупает зерно. Иначе говоря, зерновые хлеба, рассматриваемые как товар, представляет собою денежное богатство для продавцов и реальное богатство для покупателей. Богатство нации не определяется величиной денежных богатств.
5. Дайте оценку приведенным ниже высказываниям экономистов: с чем вы согласны, а с чем — не согласны
5.1. Труд в промышленности не увеличивает богатств. Труд в сельском хозяйстве возмещает издержки, оплачивает рабочих, занятых возделыванием земли, доставляет доход земледельцу и, кроме того, производит доходы зеельной собственности.

Все затраты на производство изделии промышленности покрываются за счет доходов, получаемых от земельной собственности, так как работы, которые не производят никакого дохода, могут производиться только за счет богатств тех, кто их оплачивает.
5.2. Производительные и непроизводительные работники и те, кто совсем не работает, одинаково содержатся все за счет годового продукта земли и труда страны.
5.3. Обычным средством для увеличения паи [его богатства и денег является внешняя торговля. При этом мы должны постоянно соблюдать следующее правило: продавать иностранцам ежегодно на большую сумму, чем мы получаем у них.
6. Вопросы на сообразительность
6.1. Чем различаются между собой объективные экономические законы и субъективно-психологические законы?
6.2. В какой мере обыденное экономическое мышление может отражать истину о состоянии экономики?
7. Дискуссионные вопросы
7.1.Какиеобщис моменты и различия имеются между объективной логикой и логикой как методом мышления?
7.2. Выражает ли меркантилизм определенную долю истины для характеристики современной экономической действительности?
7.3. Можно ли сейчас успешно вести хозяйственную деятельность, руководствуясь только обыденным, повседневным экономическим мышлением?
8. Найдите наиболее подходящий вариант ответа
8.1. Примером объективного экономического закона является:
а) закон Эпгеля;
6) закон возвышения потребностей;
в) закон разделения труда;
г) закон преимущества крупного производства над мелким;
д) закон распределения доходов домашнего хозяйства на потребление и сбережение.
8.2. Логически обоснованным является следующее суждение:
а) формой распределения материальных благ является обмен товаров на деньги;
б) патриархальный уклад экономики относится к одному и.ч видов собственности;
в) рабовладельческий строй — это разновидность организационно-экономических отношении;
г) предметом экономической теории являются материально-вещественные факторы производства.
9. Сравнительный анализ
9.1. Найдите расхождения но взглядах на богатство и роль государства в экономике между меркантилистами, физиократами, представителями английской политической экономии и представителями неоклассического направления экономической теории.
9.2. Установите, в чем и почему возникло расхождение между политической экономией и Экономике в определении предмета экономической теории. В чем проявляется тенденция их сближения поэтому вопросу?
9.3. Сопоставьте положительные черты метафизики и диалектики применительно к изучению экономики. В чем эти методы познания дополняют друг друга и в чем не совпадают?
Раздел II ОБЩИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ



Содержание  Назад  Вперед