Операции хеджирования



В целях создания для себя более стабильных и выгодных условий торговли группа торговцев из Чикаго организовала в 1848 г. Чикагскую палату торговли (ЧПТ), которая по сей день является одной из крупнейших бирж фьючерсных сделок в мире. Сначала ЧПТ занималась только заключением срочных контрактов, т.е. на поставку пшеницы по договорной цене в более поздний период года, когда объем поставок был невелик. Однако к 1860 г. была осуществлена стандартизация объемов, качества и времени поставки, что позволило торговцам более свободно решать между собой вопросы будущих поставок пшеницы и положило начало современному рынку фьючерсных сделок.

Со временем договоры по фьючерсным сделкам стали включать более широкий перечень товаров, таких, как хлопок, соевые бобы, масло и металлы, в частности золото и медь. Эти сделки были введены в Чикаго на Международном валютном рынке (МВР), который сегодня является частью Чикагской торговой биржи (ЧТБ). В 1976 г. МВР заключил контракт на поставку трехмесячных векселей.

Постепенно фьючерсные сделки получили широкое распространение практически на всех товарных биржах мира.

Основной задачей фьючерсной сделки является получение разницы между ценой контракта в момент его заключения и ценой в день истечения контракта. Если за этот период цена повысится, то продавец проиграет. Чтобы уплатить разницу между предполагаемой в контракте и реальной ценой, продавец заключает офсетную, или обратную, сделку, т.е. сделку на покупку такой же партии

товаpa по новой, уже реальной цене на момент истечения фьючерсной сделки. Покупатель также заключает офсетную сделку на продажу такой же партии товара по новой цене и получает выигранную разницу. При заключении офсетного контракта фьючерсный контракт ликвидируется.

В биржевой торговле фьючерсные сделки применяются также с целью страхования от возможных потерь в случае изменения рыночных цен при заключении сделок на реальный товар. Такая страховочная операция именуется хеджированием. Она заключается в том, что компания, продавая реальный товар на бирже или вне ее с поставкой в будущем, желая использовать существующий в момент заключения сделки уровень цен, одномоментно совершает обратную операцию, т.е. покупает фьючерсные контракты на тот же срок и на то же количество товара.

После сдачи или приемки товара производится соответственно продажа или выкуп фьючерсных контрактов.

Операции хеджирования можно классифицировать следующим образом.

I. В зависимости от того, покупают или продают фьючерсные контракты, хеджирование можно дифференцировать на две разновидности:

1)в случае хеджирования продажей фьючерсные контракты про дают. Этот вид хеджирования применяют для обеспечения продажной цены реального товара, который есть или будет находиться в собственности предприятий, добывающих или перерабатывающих сырье.

2)при хеджировании покупкой фьючерсные контракты покупают и используют в качестве средства, гарантирующего закупочную цену для предприятий, потребляющих сырье.

Идея указанных разновидностей страхования заключается в том, что если в сделке одна сторона теряет как продавец реального товара, то она выигрывает как покупатель фьючерсов на то же количество товара, и наоборот. В этой связи приобретатель реального товара осуществляет хеджирование продажей, а продавец реального товара -хеджирование покупкой. Таким образом, фьючерсные операции страхуют сделки купли-продажи реального товара от возможных убытков в связи с колебанием рыночных цен на товар.

П. В зависимости от целей, преследуемых при проведении операции хеджирования, различаются четыре вида хеджирования:

1)чистое (обычное) хеджирование, осуществляемое для избежания ценовых рисков и совершаемое в полном балансовом соответствии со встречными обязательствами на рынке реального товара и фьючерсном рынке;

2)арбитражное хеджирование, учитывающее затраты на хранение и предназначенное исключительно для извлечения выгоды из ожидаемой благоприятной динамики в соотношении цен реального товара и биржевых котировок с различными сроками поставок. В случае избытка товара данное соотношение цен (т.е. котировка на дальние сроки поставки выше, нежели на ближние) позволяет за счет хеджирования финансировать расходы по хранению биржевого товара;



3)селективное хеджирование - предпринимается тогда, когда сделка на фьючерсном рынке выполняется не одновременно с заключением сделки на реальный товар и не на равновеликое количество. Здесь совершение сделки на бирже в существенной мере базируется на прогнозируемом направлении и степени динамики ценреального товара;

4)предвосхищающее хеджирование - состоит в покупке или продаже фьючерсного контракта до того, как совершена сделка с реальным товаром.

Операция хеджирования может быть проведена посредством опциона. Опцион в сфере биржевого маркетинга определяется как специфическая разновидность биржевых операций, предполагающая заключение договорного обязательства на куплю или продажу определенного вида биржевого товара или определенных прав по заранее установленной в момент заключения сделки цене в пределах согласованного периода. Такую цену именуют базисной, или ценой осуществления опциона, а также ценой заключения сделки.

Опционы применяются в целях страхования части выручки предприятия в условиях неопределенности итогов производства, скажем, для будущих поставок зерна, а также с целью защиты от потерь в связи с иными рисками, находящимися вне поля зрения страховых компаний.

Можно выделить три основных разновидности опциона:

1)опцион с правом продажи - предоставляет право, но не обязывает продавать определенный фьючерсный контракт или товар по определенной цене;

2)опцион с правом покупки - предоставляет право, но не обязывает покупать определенный фьючерсный контракт или товар по определенной цене;

3)двойной опцион - предоставляет право продать или купить контракт либо другой вид биржевых ценностей (но не продать и купить одновременно) по базисной цене. Отметим, что двойной опцион используется при неустойчивой рыночной конъюнктуре.

Особое место в зарубежном и отечественном биржевом бизнесе занимают спекулятивные сделки, которые являются весьма распространенными

биржевыми операциями и осуществляются для получения прибыли в условиях колебания цен. Спекулятивная прибыль получается из разницы между ценой биржевого контракта в день его заключения и ценой в день его исполнения.

В современном маркетинге различается три основных вида спекулятивных операций:


  • игра на повышение цен, когда спекулянты скупают биржевые контракты для их последующей перепродажи по более высокой цене. Спекулянтов в этом случае называют быками (играющие наповышение подобны быкам, которые стремятся поднять на рога), покупку биржевого контракта - длинной позицией, а продажу ранее купленного контракта при спекуляции на повышении цен именуют ликвидацией;

  • игра на понижение цен, когда спекулянты продают биржевые контракты с целью последующего их откупа по более низким ценам. Спекулянтов при этом принято называть медведями (играющие на понижение, как медведи, подминают под себя), продажу кон тракта - приобретением короткой позиции, а его последующий откуп - покрытием;

  • спекуляция на соотношении цен одного и того же или взаимосвязанных товаров или цен на товары с различными сроками поставки. В данном виде спекуляции самой известной является операция спред (или стрэнгл). Спред - это разница цен или доходов часто между ставками, запрашиваемыми и предлагаемыми рыночным дельцом. Биржевая операция типа спред состоит в одновременной покупке и продаже фьючерсных контрактов с различными сроками поставки (к примеру, в апреле и июне) в целях получения выгоды от разницы в котировках цен этих позиций.



В то же время в зависимости от периода владения биржевыми контрактами выделяют две группы спекулянтов:


  • скальперы (или джобберы), которые оценивают самые не значительные колебания цен и ликвидируют контракты через не сколько минут или часов после приобретения, обеспечивая этим ликвидность рынка;

  • позишн-трейдеры, или фло-трейдеры, вкладывающие средства в спекулятивные операции на длительное время - дни, недели, месяцы. Они способствуют перетеканию капитала с одного рынка на другой и определяют уровень спекулятивной активности на товарных биржах.



Участниками биржевой торговли могут быть только субъекты, определенные Законом о товарных биржах. Правовой статус различных участников устанавливается как биржевым законодательством, так и учредительными документами конкретной биржи.

Важнейшим институтом биржевого дела является биржевое посредничество, осуществляемое биржевыми посредниками в процессе брокерской и дилерской деятельности.

Согласно ст. 9 Закона о товарных биржах брокерская деятельность может осуществляться тремя способами:

1)совершением биржевых сделок биржевым посредником от имени клиента и за его счет;

2)совершением биржевых сделок биржевым посредником от имени клиента и за свой счет;

3)совершением биржевых сделок биржевым посредником от своего имени и за счет клиента.

Дилерская деятельность может осуществляться только одним способом, а именно путем совершения дилером биржевых сделок от своего имени и за свой счет с целью последующей перепродажи на бирже.



Содержание раздела