Внешнеэкономическая деятельность товарных бирж



Особое место среди служащих биржи занимают маклеры, которые подразделяются на три категории:


  • старший маклер - наделяется полномочиями вести торги в зале биржевых собраний и контролировать правильность исполнения другими категориями маклеров своих обязанностей;

  • рядовые маклеры - также ведут торги в зале биржевых собраний и регистрируют заключаемые на торгах сделки;

  • помощники маклеров - выполняют вспомогательные функции в зале биржевых собраний.



Товарные биржи, их союзы, ассоциации и иные объединения организуют обучение лиц - будущих служащих бирж. В последующем служащие регулярно проходят переподготовку на краткосрочных курсах повышения квалификации, семинарах и иных формах обучения.

Внешнеэкономическая деятельность товарных бирж регламентирована в ст. 31 Закона о товарных биржах, согласно которой биржа вправе заключать от своего имени соглашения о сотрудничестве с иностранными юридическими и физическими лицами в пределах прав, предоставленных ей Законом о товарных биржах и иными актами законодательства, в том числе заключать соглашения об импорте товаров, предназначенных для осуществления деятельности биржи в соответствии с данным Законом, без права выставления этих товаров на биржевые торги. Экспорт и импорт товаров, предназначенных для выставления на биржевые торги, осуществляются биржевыми посредниками или их клиентами в порядке, установленном Законом о товарных биржах и другими нормативно-правовыми актами.

Сегодня для развития отечественного хозяйства, тем более в связи с поставленной государством задачей формирования рыночной экономики в короткие сроки, решающее значение приобретают вопросы целенаправленного государственного регулирования экономических процессов, в том числе в сфере биржевой торговли. Рассмотрим в этой связи специфику государственного регулирования деятельности товарных бирж.


Современные отечественные товарные биржи функционируют на основе двух главных принципов: во-первых, свободы предпринимательской деятельности на рынке и, во-вторых, государственного регулирования и контроля за этой деятельностью. Иными словами, товарные биржи работают в условиях отсутствия прямого государственного управления биржевой торговлей.

Для соблюдения баланса интересов государства и биржи, эффективного сочетания государственного регулирования и независимости бирж, определения пределов публичного участия в сфере биржевой торговли законодательством, в частности, установлены, с одной стороны, общий запрет на вмешательство высших и местных органов государственной власти и органов местного самоуправления в деятельность бирж (за исключением случаев нарушения ими законодательства), а с другой - специальные гарантии самоуправления бирж (ст. 38 Закона о товарных биржах). Например, не допускается принятие органами власти и органами местного самоуправления решений, которые могут повлечь неисполнение биржевых сделок и (или) причинение убытков сторонам по биржевым сделкам. Такие решения признаются незаконными и отменяются в судебном порядке. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также их должностные лица, действия (или бездействие) которых повлекли за собой неисполнение биржевых сделок, несут полную ответственность и возмещают нанесенные убытки, включая упущенную выгоду, в полном объеме.

Убытки возмещаются из соответствующих бюджетов.

Для осуществления государственного регулирования и контроля за деятельностью товарных бирж при Министерстве РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства создан уже упоминавшийся выше специальный орган - Комиссия по товарным биржам. Положение о Комиссии утверждено постановлением Правительства РФ от 24 февраля 1994 г. 1521.

Помимо рассмотренной выше деятельности по выдаче лицензий биржевым посредникам и биржевым брокерам на совершение фьючерсных и опционных сделок в биржевой торговле, Комиссия выполняет следующие функции:


  • выдает лицензии на организацию биржевой торговли;

  • контролирует соблюдение законодательства о товарных биржах;

  • организует и изучает деятельность товарных бирж;

  • разрабатывает методические рекомендации по подготовке биржевых документов;

<
p>


  • организует рассмотрение жалоб участников биржевой торговли на злоупотребления и нарушения законодательства в биржевой торговле;

  • разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства о товарных биржах.



Комиссия по товарным биржам имеет право:


  • отказывать товарной бирже в выдаче лицензии на организацию биржевой торговли в случае несоответствия ее учредительных документов и правил биржевой торговли требованиям Закона О товарных биржах и биржевой торговле, а также откладывать выдачу лицензии при нарушении Положения о лицензировании деятельности товарных бирж на территории Российской Федерации;

  • аннулировать выданную товарной бирже лицензию или приостанавливать ее действие в случае нарушения биржей законодательства РФ;

  • направлять товарной бирже обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении положений учредительных документов, правил биржевой торговли, решений общего собрания членов биржи и других органов управления биржей или о прекращении деятельности, которая противоречит законодательству РФ;

  • направлять биржевому посреднику обязательное для исполнения предписание о прекращении деятельности, которая противоречит законодательству РФ;

  • назначать государственного комиссара на товарную биржу;

  • организовывать по согласованию с органами финансового контроля Российской Федерации аудиторские проверки деятельности товарных бирж и биржевых посредников;

  • требовать от товарных бирж, их расчетных учреждений (клиринговых центров) и биржевых посредников представления учетной документации;

  • направлять в суд или арбитражный суд материалы для применения предусмотренных законом санкций к товарным биржам и их членам, нарушившим законодательство, а в случае обнаружения признаков преступления передавать материалы в правоохранительные органы.



Комиссия согласно ст. 14.24 КоАП РФ вправе применить к бирже санкцию в виде штрафа. Это предусмотрено, в частности, в следующих случаях:


  • нарушения порядка информирования членов биржи и участников биржевой торговли о предстоящих и предшествовавших торгах;

  • нарушения установленного биржей порядка контроля за механизмом ценообразования;



  • нарушения положений учредительных документов биржи о максимальном количестве ее членов;

  • незаконного использования юридическими лицами в их на именовании и (или) рекламе слов биржа или товарная биржа, а также образованных на их основе слов и словосочетаний.



Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляется Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Рабочий аппарат (центральное и региональные бюро) Комиссии формируется в пределах штатной численности Министерства.

Решения Комиссии и действия ее членов, а также информация, послужившая основанием для совершения действий (принятия решений), могут быть обжалованы в Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в порядке, предусмотренном действующим законодательством, а в случае неудовлетворения соответствующей жалобы - в судебные инстанции.

Непосредственный контроль за соблюдением законодательства биржей и биржевыми посредниками осуществляет государственный комиссар на бирже. Его права и обязанности определяются ст. 37 Закона о товарных биржах и Положением о нем, утверждаемым Правительством РФ по представлению Комиссии по товарным биржам.

Действующее Положение о государственном комиссаре на товарной бирже утверждено вышеупомянутым постановлением Правительства РФ от 24 февраля 1994 г. 152.

Государственный комиссар назначается Комиссией по товарным биржам при Министерстве РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и является его штатным работником. В обязанности комиссара входят: содействие всемерному развитию конкуренции в биржевой торговле; обеспечение соблюдения прав всех участников биржевой торговли в деятельности товарных бирж и биржевой торговле, а также в решениях органов управления товарных бирж; предотвращение любых форм дискриминации какого-либо участника биржевой торговли.

С этой целью государственный комиссар:


  • осуществляет инспекционную проверку деятельности товарных бирж, их расчетных учреждений (клиринговых центров) и биржевой деятельности биржевых посредников, соответствия этой деятельности законодательству РФ;

  • проверяет жалобы и заявления о нарушении товарными биржами и биржевыми посредниками законодательства РФ, в том числе жалобы на незаконность применения товарными биржами санкций;

  • представляет в Комиссию заключения по результатам проверок жалоб и заявлений;



  • организует по поручению Комиссии аудиторские проверки деятельности товарных бирж и биржевых посредников;

  • привлекает к участию в проверках служащих рабочего аппарата Комиссии, в том числе региональных бюро



Гарантией реализации полномочий государственного комиссара служит его право:


  • присутствовать на биржевых торгах;

  • участвовать с правом совещательного голоса в общих собраниях членов товарной биржи и общих собраниях членов отделов (отделений) товарной биржи;
  • знакомиться с информацией о деятельности товарной биржи, включая протоколы и решения собраний и заседаний органов управления биржей, в том числе конфиденциального характера;

  • знакомиться с учетной документацией товарных бирж и их расчетных учреждений (клиринговых центров);

  • знакомиться с учетной документацией биржевых посредников о биржевых сделках;

  • контролировать организацию товарной биржей публичных биржевых торгов.



По материалам проверок государственный комиссар:


  • дает рекомендации руководству товарной биржи или биржевому посреднику об устранении обнаруженных нарушений законодательства;

  • направляет копию своих рекомендаций в Комиссию либо ее региональное бюро;

  • вносит в Комиссию предложения о применении санкций в связи с нарушением законодательства;

  • в случае обнаружения признаков преступления представляет соответствующие материалы в Комиссию для решения вопроса о передаче их в органы прокуратуры Российской Федерации для возбуждения уголовного дела.



В то же время для государственных комиссаров введены определенные запреты. Они не могут: непосредственно или косвенно участвовать в биржевой торговле; изымать при проверке какие-либо документы или материалы товарной биржи или биржевого посредника; разглашать информацию о товарных биржах и участниках биржевой торговли, полученную в процессе проверки и содержащую их коммерческую тайну. Разглашение такой информации дает право товарной бирже или биржевому посреднику на возбуждение иска о компенсации ущерба за счет государственного комиссара.

Итак, подведем итог. Биржа - это институт, представленный комплексом правил, регламентирующих поведение участников

биржевой торговли, и в то же время предоставляющий хозяйствующим субъектам определенную свободу действий и ряд услуг. Биржевой механизм - это механизм организационного самоформирования спроса и организационной самореализации предложения. Самостоятельно хозяйствующие субъекты встречаются на бирже, с одной стороны, чтобы реализовать продукцию с целью получения прибыли, а с другой - удовлетворить спрос.

На бирже покупатель и продавец не связаны друг с другом, поскольку процедура купли-продажи осуществляется через посредников. Цена зависит от спроса и предложения. Если производитель выставляет на бирже новый вид товаров улучшенного качества, то он может установить повышенную цену.

В случае позитивной реакции покупателей производитель получит прибыль выше среднего уровня по отрасли. Это заставит другие предприятия переналадить производство и выпускать хорошо зарекомендовавший себя 'товар. При этом предприятия предложат его по более низкой цене в целях привлечения потребителей.

Со временем предложение данного вида продукции удовлетворит спрос, рынок станет насыщенным, а цены стабилизируются на определенном уровне. В случае если производителя новейшего вида продукции постигнет на бирже неудача, т.е. товар не будет пользоваться спросом, цена пойдет вниз и будет падать до тех пор, пока данная товарная партия не окажется проданной.

В результате несбалансированности спроса и предложения покупатели или продавцы реального товара зачастую бывают не готовы к совершению купли-продажи. В таком случае спрос или предложение временно поддерживают биржевые посредники, которые через механизм хеджирования снимают риски от последующего понижения или эскалации цен и обеспечивают достаточную прибыль.
1Собрание постановлений Правительства РСФСР. - 1991. - 13. - Ст. 170.
1Российская газета от 4 ноября 1992 г.
1Федеральным законом от 21 марта 2002 г. 31-ФЗ О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом О государственной регистрации юридических лиц СЗ РФ. - 2002. - 12. - Ст. 1093) в ст. 5 Закона о товарных биржах внесены изменения, вступившие в силу с 1 июля 2002 г.
2САПП. - 1994. - 10. - Ст. 786.
1САПП. - 1993. - 20. - Ст. 1763.
1СЗ РФ. - 1995. - 42. - Ст. 3982.
1САПП. - 1994. - 10. - Ст. 787.



Содержание  Назад  Вперед