Поведенческие категории


Поведение этого типа отличается явной бессодержательностью, например: Это не работает или Мы не можем это принять. Открытость. Поведение, которое подвергает индивида риску показаться смешным или утратить свой статус. Это поведение можно рассматривать как противоположность защите/нападению; в эту категорию входит также признание ошибок или несоответствия при условии, что это не делается в рамках защиты.
Проверка понимания. Поведение, которое стремится установить, были ли поняты предшествующие высказывания.
Суммирование. Поведение, которое суммирует или как-то иначе упорядочивает содержание предшествовавших дискуссий или умозаключений. Поиск информации.

Поведение, которое требует от другого лица или лиц фактов, мнений или разъяснений.
Предоставление информации. Поведение, которое предлагает другим индивидам факты, мнения или разъяснения.
Недопущение. Поведение, которое исключает или пытается исключить из действия другого члена группы (например, путем прерывания, перебивания).
Привлечение. Поведение, являющееся прямой и позитивной попыткой привлечь к работе другого члена группы.
 
Рис. 53. Поведенческие категории*
 
 
Таблица воспроизводится по Rackham, N and Morgan, Т (1977) Behaviour Analysis in Training McGraw Hill (UK) Ltd.
 
дамские сумочки - постоянное ношение какого-либо предмета и необходимость помнить о нем и всюду брать с собой оказывает подсознательное влияние на поведение. Точно так же пребывание в большом начальническом кресле оказывает выраженный эффект на установки людей - помимо этого существуют и многие другие сходные этим примеры.
Впрочем, никогда не нужно впадать в крайности. Чтобы изобразить телефонный разговор, вполне достаточно посадить двух человек по разные стороны экрана, а если в действии используется автомобиль, то его заменят стол или коробка. Как и при любом моделировании, здесь важно определить значение того или иного реквизита и приготовить только его, и ничего больше.

Такое значение может иметь, к примеру, невозможность видеть собеседника, вес ноши или место, которое занимает предмет.
Есть и другие практичные и удобные аксессуары, вроде именных табличек и значков. Если сделать их крупными и удобочитаемыми, то это поможет избежать пауз, которые возникают, когда один из игроков забывает имя или роль другого. Наставникам - особенно если они работают с шумной детской группой - может пригодиться еще один необычный, но эффективный инструмент: символ, означающий продолжение или остановку ролевой игры.

Идея заимствована из различных церемоний, где для этого используют молоток. Все играют, когда колокольчик, камешек или книга лежат на столе; когда символический предмет убирают, игра останавливается.
Другим аспектом подготовки является составление расписания.
Большинство ролевых игр вообще можно разделить на введение и ин-
структаж, саму ролевую игру и заключительное обсуждение, или де-
брифинг. Желательно, чтобы одно упражнение плавно перетекало в
другое, однако это часто оказывается невозможным. Поэтому необхо-
димо, по крайней мере, сделать так, чтобы перерывы совпадали с уже
установленными интервалами между занятиями. Кроме того, распи-
сание может понадобиться, чтобы избежать шума, которым участни-
ки особенно бурных сессий могут мешать другим преподавателям или
инструкторам проводить в соседнем помещении более традиционные
занятия!
Если подготовка была проведена тщательно и эффективно, то само по себе проведение ролевой игры, равно как и любого другого упражнения, не вызовет больших затруднений. Помещение(я) должно быть соответствующим образом обустроено, письменная работа - макси-
 
мально облегчена, игроки и зрители - должным образом проинструктированы. Однако существует и другая, невидимая опасность, способная вкрасться в поведение и там закрепиться, обучая участников неправильным вещам. Речь идет о скрытом сценарии, и мы рассмотрим его в следующей главе, прежде чем перейти к самому проведению ролевых игр.
 
 
6. СКРЫТЫЙ СЦЕНАРИЙ
 
 
 
 
 
Вступительное испытание
 
 
 

 
Позвольте мне пригласить вас к участию в эксперименте. Представьте себе зал суда. Судья рассматривает дело повара; повар состоит в браке с инженером-электриком. Однажды, когда инженеру пришлось уехать за границу для того, чтобы выполнять важный контракт, повару (работает в местной школе) случилось вызвать на дом водопроводчицу в связи с неисправностью системы центрального отопления.

Когда водопро-водчица работала в пустом доме, туда зашел позвонить приятель повара, симпатичный 40-летний медбрат. Водопроводчица начала к нему приставать, последовала короткая борьба, в ходе которой она упала на неисправный вентиль и залила водой дорогой китайский ковер.
Суд вызывает полицейского, который утверждает, что пострадавших не было, а единственным свидетелем был маленький ребенок, который играл с кукольным домиком в смежной комнате. Прокурор, суровая особа в парике и мантии, встает для перекрестного допроса водопроводчицы. Судебный стенографист готовится записывать.

Изысканно одетый социальный работник ждет, когда его вызовут в качестве свидетеля-эксперта.
Поднявшись, прокурор спрашивает водопроводчицу, во сколько та пришла в дом. Ясно, что ее ответом воспользуются позднее, когда будут слушать версию медбрата. Судья внимательно выслушивает показания, все ее внимание сосредоточено на ответах водопроводчицы.

Достаточно? Вы заинтересованы? Допустим, что в конце второго абзаца я попросил бы вас описать повара. Какой обгжз возник бы в вашем воображении? Удивило бы вас, если бы я сказал вам, что это маленький, щуплый китаец, а его жена - известный инженер-электрик?

Какую, по-вашему мнению, одежду носит социальный работник? Изысканно одетый социальный работник? Ну же?

Это еще не все - как насчет полицейского, и судьи, и стенографиста? Большинство людей имеют полоролевые стереотипы, то есть некие установки относительно половой принадлежности этих персонажей. Но нет никаких сомнений в том, что вы были абсолютно свободны в своих суждениях... ах, да, как насчет пола маленького ребенка?
Сейчас вы, возможно, заметили еще и неожиданное изменение моего стиля. Теперь я пишу от первого лица, и мы общаемся, так сказать, с глазу на глаз. В то же время слова и фразы стали менее официальными. Через минуту я объясню, зачем это сделано, но пока подумайте, каким я вам представляюсь. Каким вы видите автора по имени Морри ван Менц?

Каким вы представляете автора? Кажусь ли я толстым голландцем, который попыхивает трубкой, а его деревянные башмаки стучат по булыжной мостовой? Или я тощий, изголодавшийся ученый с серьезным лицом и огромным семейством, которое притихло на заднем плане? Или я ослепительная блондинка, плывущая мимо в мини-юбке и на высоких каблуках?

Это не важно? Так ли это? Уверены ли вы, что ваше восприятие этой книги не нужно хотя бы чуть-чуть раскрасить красками?
Проблема заключается в том, что личностные характеристики могут помешать некоторым видам коммуникации в точности так же, как могут улучшить другие. Порой случается, что для более полного восприятия книги неплохо было бы узнать форму, размеры и цвет автора, однако в других случаях это не только не имеет значения, но и способно отвлечь от сути дела. Поэтому в данной книге материал излагается в третьем лице, что позволяет читателю абстрагироваться от личности автора и не дает им отвлечься от сути предмета.

Исходя из задач, стоявших передо мной при написании этой книги, я предпочел придерживаться освященного временем нейтралитета. Но сохранять нейтралитет в ролевой игре непросто даже при желании; в ролевых играх участвуют реальные люди, которые играют реальные роли, и намного труднее бывает отделить личностные характеристики от роли и разобраться, подлинные они или существуют только в воображении.
 
Стереотипы в рекламе
 
То, что современная реклама играет на бессознательных ассоциациях читателя, является в наше время расхожей мудростью. В рекламе сигарет изображаются прохладные горные потоки, леса и просторы, которые невольно вызывают у зрителя ощущение здоровья, чистоты и свежести вместо реально существующего задымленного воздуха, воепаления слизистой оболочки и кашля. Реклама алкогольных напитков являет миру людей, которые ведут остроумные и дружеские беседы в утонченной обстановке - но никоим образом не так, как если бы они поглотили целые ведра алкоголя.

Торговля продуктами питания и моющими средствами ведется так, что те ассоциируются с дружной семьей, любовь в которой, похоже, зависит от питания и чистоты; а социальные психологи тем временем восторженно подтвердили существование подсознательных связей между выбором машины и мужской сексуальностью.
На эти ассоциации указывалось столь часто, что возникает подозрение, что сопротивление потребителей в некоторой степени и способствовало наиболее неприкрытому использованию этих связей.



Содержание  Назад  Вперед