Проведение сессии ролевой игры


Бывает, что обучение оперативности в действиях, уверенности в себе или проявлению собственной индивидуальности является предметом особого внимания наставника. Однако чаще они оказываются всего лишь непредвиденными следствиями изначального структурирования ролевой игры. Как правило, поставить перед игроками индивидуальные цели бывает проще, чем возиться со сложной комбинацией личных и групповых целей. Таким же образом ограничивается время, отводимое на ролевую игру, при этом исходят исключительно из практических соображений.

Наставник может почувствовать, что если он хочет довести игру до совершенства, ему следует надавить на игроков, и это давление воплощается либо в ограничениях, налагаемых на действия и время, либо в постановке трудных задач.
Поскольку любая ролевая игра представляет собой лишь одну из сцен жизни и должна протекать в пределах установленного набора ограничительных правил, то у игроков появляется возможность улучшить свой счет, играя в систему. Игрок может пренебречь какими-либо действиями, которые он совершил бы в действительности; пойти на больший, нехарактерный для себя риск или предпринять какие-то непопулярные шаги, утешаясь тем, что ему не придется жить с их последствиями. И наоборот: он может предпочесть сотрудничество или уступить, чтобы поскорее закончить игру или перейти к другой, более захватывающей ее части.
 
ПОДСКАЗКА. Структурируйте ролевую игру так, чтобы поощрялось желательное и не поощрялось нежелательное поведение.
 
В конце игры ученик в той или иной степени преуспеет в достижении своих целей. Эти цели могут быть не теми, что ставил наставник; и даже более важны пути, которыми ученик научился достигать своих целей. Эти пути могут не совпадать с намерениями наставника, и ученик может предпочесть скорость точности или решительность сотрудничеству.

Проще ограничивать время, чем подвергать проверке точность и весомость результатов - особенно если эти результаты появятся только в конце сессии. Решения оценивать проще, нежели такие абстрактные понятия, как, например, улучшение поведения, направленного на сотрудничество.
В рассмотренных случаях решение скрывается в начале, а не в конце процесса. Следует тщательно продумать сценарии и инструкции - так чтобы сделать ясными цели и задачи игроков. Должно быть изначальное понимание того, какое поведение будет считаться в ролевой игре разумным, а какое - нечестным и непростительным. Одна техника, которую чаще используют в состязательных играх, состоит в том, чтобы без предупреждения сократить или удлинить ролевую игру.

Это позволяет узнать, каким образом игроки строят свое поведение в ожидании внезапного обрыва инсценированной жизни в положенный срок. Это выводит наружу искусственные стратегии. Данная тема получает развитие в главе 7, где обсуждается роль наставника.
Труднее справиться с естественным превосходством учеников, которые говорят быстрее и лучше других. Хотя, как отмечалось в главе 2, в ролевых играх есть отдельные аспекты, рассчитанные на менее грамотных учеников, фактом остается то обстоятельство, что многие ролевые игры зависят от разговоров, а не от физических действий. Это выдвигает на первый план навыки вербального общения, которые могут учитываться в некоторых видах инструкций - например, в торговле, преподавании или интервьюировании; однако это не обязательно для всех ситуаций вообще.

Если наставник хочет подчеркнуть невербальную сторону коммуникации, то он может проявить изобретательность в написании и распределении ролей. Возможным, хотя и крайним, выходом является создание фантастического мира с собственным языком или включение в сценарий глухонемого персонажа. Другим выходом будет подчеркнуть важность невербального поведения на стадии дебрифинга.
 
 
Резюме
 
 
Лучшей защитой от приобретения учащимися нежелательных поведенческих установок, описанных в данной главе, является осознание наставником присущих ролевой игре опасностей. В этом им поможет памятка, представленная на рисунке 6.1.
 
 


 
 
Теперь, когда материал для ролевой игры подготовлен, наставник может привести рычаги в движение и начать действие.
 
7. ПРОВЕДЕНИЕ СЕССИИ РОЛЕВОЙ ИГРЫ
 
 
 
К этой стадии наставники уже определят задачи сессии и ее место в общем учебном расписании. Они также рассмотрят все ограничения и факторы, влияющие на их выбор. Наконец, они уже будут располагать материалами для проведения ролевой игры.

Мы подошли к той части рисунка 7.1, которая велит провести ролевую игру.
 
 
 
 
Основные техники
 
 
Аквариум
Существуют различные способы организации ролевых игр в зависимости от поставленных целей и типа учащихся. Сначала мы рассмотрим два самых простых и распространенных метода, оставив более сложные на потом. Первые два обычно называют методами аквариума и параллели. Техника аквариум знакома большинству людей, которым хотя бы раз приходилось заниматься ролевыми играми; поэтому она сразу придет им в голову, как только они соберутся прибегнуть к игре. Основные игроки собираются в центре комнаты, а другие учащиеся садятся вокруг них правильным кругом и наблюдают за действием.

Второстепенные персонажи, если они есть, выходят с периферии сцены и, отыграв свою партию, возвращаются обратно. Конечно, здесь возможны варианты: участвовать может весь класс, и в этом случае не будет никаких зрителей; условия, в которых проводится игра, могут не позволить создать обстановку аквариума - например там, где ставится общественный митинг, а главные актеры рассаживаются перед остальной аудиторией; или там, где параметры помещения переносят действие в один его конец, тогда как зрители сидят в другом. Независимо от фактической пространственной организации, под словом аквариум будет подразумеваться тип
 
 


 
 
игры, когда одна группа осуществляет действие, а другая наблюдает за ним.
У техники аквариума есть ряд очевидных преимуществ и недостатков. Если ролевая игра задумана в форме драмы, то такой формат во многом окажется естественным. Он проводит границу между протагонистами и аудиторией или зрителями, а также позволяет отстраниться от действия тем, кто по той или иной причине не хочет в нем участвовать. Кроме того, это очень удобная форма с точки зрения наблюдения за действием, так как всем зрителям хорошо видно происходящее.

Вдобавок тот факт, что в группе все приобретают один и тот же опыт, способствует совместному анализу этого опыта.
Но это сходство ролевой игры с театром может быть контрпродуктивным. Как мы уже видели, ролевая игра не является исполнением ролей и должна вызывать в участниках чувство реального действия, реального принятия решений. Условия аквариума подчеркивают искусственность ситуации и подтверждают мнение тех судей, которые считают, что все это - любительский театр и возможность для экстравертов показать себя.

Кроме того, общая обстановка напрягает игроков и подключает внешнее давление, которое не связано с разыгрываемой ситуацией. Такое, в частности, возможно при численности группы выше 8-12 человек. Это давление может исказить реакции игроков, которые время от времени будут вспоминать о присутствии зрителей.
Однако этот аспект не следует переоценивать; люди, которые проводят ролевые игры, часто замечают, что нагрузка, возлагаемая игрой на игроков, вскоре заставляет их забыть о зрителях. Количества информации, которую игроки должны переварить, и необходимости принятия решений обычно хватает для того, чтобы они оказались всецело поглощенными делом. С другой стороны, падение концентрации внимания игроков на действие в критических моментах игры может привести к тому, что в ретроспективе это будет рассматриваться как влияние зрительской аудитории.

Те же, кто впервые принимают участие в ролевой игре, обычно нервничают; они, как черт ладана, боятся самой мысли о выступлении перед публикой, хотя бы и были клятвенно заверены наставником в том, что не заметят никаких зрителей. Наконец, техника аквариума предполагает, что каждая роль приписана только к одному человеку, и потому другие лишены возможности испытать ее на себе; кроме того, она, конечно, зависит от качества игры участников.
 
Параллель
 
Альтернативным подходом является техника параллель. Класс в этом случае разбивается на мелкие группы по двое-трое учеников, и все эти группы одновременно разыгрывают ролевую игру. Другими словами, несколько одинаковых ролевых игр проводятся параллельно.

Мелкие группы могут состоять из одних игроков или включать в себя также и зрителей. В классическом варианте этот метод применяется там, где ставится задача исследовать интеракцию между двумя людьми в форме либо официального, либо неофициального интервью.



Содержание  Назад  Вперед