Специальные техники


В общем", если ролевая игра и вступление к ней были подготовлены хорошо, то игроки окажутся достаточно информированными и мотивированными, чтобы провести ее если не гладко, то хотя бы с энтузиазмом и напором. Если они достаточно мотивированы и выступают как единая команда, они смогут помочь друг другу в моменты, когда кто-нибудь выдохнется или зайдет в тупик. Если наставник считает, что ему действительно необходимо вмешаться (а вмешательства всегда должны быть сведены к минимуму), то ему, как правило, лучше всего будет взять на себя какую-нибудь мелкую роль: Меня попросили передать вам эту записку, сэр - или нечто подобное.

Вносить в ролевую игру более серьезные изменения лучше при ее повторном проигрывании; другим выходом будет использование иных техник, речь о которых пойдет ниже.
 
 
Специальные техники
 
 
Итак, мы рассмотрели два основных способа организации обычной ролевой игры. Теперь мы обратимся к другим техникам, которые были разработаны для специальных целей. Все техники перечислены на рисунке 7.2.
 
Аквариум
 
Параллель
Ротация ролей
Обращение ролей
Alter ego/дублирование
Отражение
Поддержка
Монолог
Стул-собеседник
Немой помощник
Консультационная группа
Расстановка
Переигровка
 
Рис. 7.2. Техники проведения ролевых игр
 
Задача многих из этих техник состоит в том, чтобы позволить игроку вжиться в роль глубже, чем это возможно при использовании простых техник. Многие из них были разработаны в 1920-х годах венским психиатром Якобом Л. Морено (Jacob L Moreno, 1953); позднее они были заново открыты и модифицированы другими специалистами. Как и многие групповые и исследовательские методы, которые рассматриваются в главе 9, техники Морено, названные им психодрамой, изначально разрабатывались для тех, кто нуждался в терапии.

И сегодня они широко применяются в этих целях. Однако как всякий инструмент, они могут быть использованы и в других областях при условии, что пользователь будет осознавать их отличительные особенности, а также границы их применения. Кроме всего, наставнику следует сохранять профессиональное здравомыслие и не поддаваться соблазну вторгнуться в область терапии лишь потому, что ему привелось исползовать столь мощные исследовательские техники.
Хотя первоначально все они были разработаны для проведения особого вида терапии и самоанализа, в их применении нет никакого священнодействия. Работая с этими техниками, наставник, как и при любом другом методе, должен экспериментировать и применять их тогда и там, где он чувствует, что ученики смогут с ними справиться. Рассматриваемые варианты оказываются особенно уместными в ситуациях, когда игрок нуждается в поддержке одного или нескольких товарищей; другими словами, этими техниками можно поддержать ученика, который стесняется играть свою роль, не слишком способен к игре или обладает не очень богатым воображением.

Из самой их природы становится ясно, что эти техники можно также использовать для более глубокого, чем в простых ролевых играх, исследования мотивов, поведения и ожиданий.
Описанию этих техник поможет специальная терминология психодрамы, хотя в ее отдельных понятиях содержатся оттенки, которые не имеют отношения к нашей теме. Главный персонаж в ролевой игре называется протагонистом. В ролевых играх, применяемых в терапии, часто присутствует только один протагонист - человек, который ее получает; но что касается наших задач, то здесь может быть несколько протагонистов или людей, вокруг которых вращается ролевая игра.
Если проблема исследуется с двух сторон, то второй основной игрок называется антагонистом. Антагонист - значимый другой, который сопротивляется идеям и желаниям протагониста. Остальные персонажи, обеспечивающие фон и поступающую информацию, назы-
5-2060 ваются помощниками. Таким образом, в простейшей ролевой игре устраиваемой для тренинга интервьюера и представляющей профессиональное собеседование, игрок, выступающий в роли интервьюера, является протагонистом; тот, с кем он проводит собеседование, - антагонистом, а в ролях помощников оказываются секретари, регистраторы, etc.

Можно представить и более сложную ролевую игру, направленную на выявление взглядов людей на различные культуры, где представители обеих культур одинаково важны и, следовательно, они могут расцениваться как протагонисты. С другой стороны, если мы вводим в моделирование каких-либо исследователей или миссионеров, желая изучить их взгляды и установки, то мы отнесемся к ним как к протагонистам, а иностранцев будем считать антагонистами. Слово антагонист не означает, что некто активно работает против протагониста - им просто обозначается отличное от него лицо.
Итак, в соответствии с данными терминами, в простой ролевой игре происходит встреча протагониста с антагонистом или помощниками. В ролевой игре по типу параллели имеется ряд протагонистов, каждый из которых имеет собственного антагониста.
 
Ротация ролей
 
Первой альтернативной техникой является ротация ролей. В этом случае роль протагониста переходит от ученика к ученику. Обычно ротация происходит очень быстро, так что каждый студент проигрывает роль в течение нескольких минут, и для того, чтобы приобрести соответствующий опыт, иногда ее могут сыграть все участники.
Эта техника безусловно полезна, так как позволяет ученикам попробовать на себе и продемонстрировать различные подходы к решению одной и той же проблемы. В ней исключается убийственный эффект, производимый репликой кого-нибудь из аудитории: Ты должен был сделать не так, а этак. Кроме того, она дает игрокам время на обдумывание подходов и, поскольку индивидуальные сессии непродолжительны, то снижается вероятность забывания игроками их ролей.

Эта техника уместна также там, где на постановку исходного моделирования были затрачены определенные время и силы - для воссоздания обстановки комиссии, общественного митинга, международного диспута, торговой ярмарки, цеха по производству какой-либо продукции; а также там, где наставник хочет, чтобы несколько учеников попробовали себя в какой-то особенной роли: посредника, советника, управляющего директора.
Опыт участия в нескольких ролях из одной и той же ролевой игры придает игрокам уверенность в себе, что приводит к большей их непосредственности, к повышению способности вникать в другие роли и понимать их. Кроме того, это позволяет лучше осознать изучаемую ситуацию, так как каждая замена игрока ведет к небольшим изменениям в исходных предположениях и используемом словаре, что заставляет игроков более тщательно обдумывать свои позиции.
В рамках другой ротационной процедуры происходит одновременная ротация нескольких или всех ролей. Из-за очевидных трудностей она применяется реже, но опять же помогает ученикам сыграть больше, чем одну роль, и таким образом они имеют возможность взглянуть на предмет дебатов или внешне очевидную ситуацию с различных сторон. Здесь, как и в других видах ротационных ролевых игр, можно избежать затруднений, вызванных фокусированием лишь на одной персоне, и показать, как разные люди реагируют на одну и ту же проблему.
Однако в обоих рассмотренных вариантах имеется потенциальная опасность обнаружить, что кто-то один справляется с проблемой хуже всех. Кроме того, они не очень подходят для ролевых игр с большим количеством персонажей, если только отдельные ученики не согласятся быть вечными помощниками. (Иногда ротационную ролевую игру называют игрой по типу параллели, но в данной книге мы сохраним последний термин для обозначения игр, протекающих синхронно.)
 
Обращение ролей
 
Другим широко распространенным вариантом ролевых игр является обращение ролей. Оно может достигаться различными способами. В первом случае ролями меняются игроки, исполняющие роли протагониста и антагониста - профсоюзный деятель и менеджер, учитель и ученик, покупатель и продавец. В другом варианте ученик, играющий себя самого, заменяется другим игроком и превращается в антагониста.

Он может, таким образом, сыграть собственного босса, жену или партнера по гольфу. В третьем случае обращения ролей игроков просят сыграть роли, которые в поведенческом или физическом плане им незнакомы, - например, роли инвалидов, лиц иного пола, расы, и т. д. При этом мы получаем ситуацию, когда женщина играет мужчину, белый - черного, и т. д.
Интересно отметить различие между способами распределения ролей так, в большинстве случаев ролевых игр возраст, пол и раса игроков игнорируется, а при обращении ролей это намеренно акцентируется . Как отмечалось в главе 5, при написании ролей следует вдаваться в детали ровно столько, сколько необходимо. Это особенно касается физических характеристик. Роль можно уточнить в терминах взаимоотношений, обозначая, однако, их в общем - например, родитель, помощник, коллега, то есть так, чтобы ее мог сыграть учащийся любого пола, расы или телосложения.



Содержание  Назад  Вперед