Молчание (забывание роли)


Но если ученика занесет, то с этим надо что-то делать, а ролевую игру лучше приостановить ради других игроков. Просто это или непросто - зависит от мотивации учащихся и причин, по которым они переигрывают: дело может быть в подлинном избытке рвения или в неправильном понимании ситуации. Если это так, то наставник должен указать на различие между необходимостью принимать в ролевой игре реальные решения и надуманностью действий.

Если в переигрывании очевиден умысел, то ясно, что показана замена игрока. В обоих случаях может помочь перемена обстановки; иное расположение мебели и оборудования способно побудить к более реалистичному подходу и устранить атмосферу классного помещения, которая может подстрекать к бунту. Кроме того, может оказаться весьма уместным загрузить игроков дополнительной работой в рамках ролевой игры.

Их можно попросить вести записи, делать подсчеты, принимать решения или занять их чем-то еще. Молчание (забывание роли)
Другая проблемная ситуация, которая может возникнуть в ходе игры, это случай, когда учащийся либо очень плохо выступает, либо напрочь забывает роль. Лучшим решением, при котором не нужно менять игрока и удается сохранить лицо, становится помощь двойника - человека, способного заменить игрока в щекотливый момент. Иногда даже удается настолько изменить роль, что ее делят между собой два или более персонажей, которые выступают группой.

Таможенного чиновника можно превратить, например, в группу из трех чиновников, а подателя заявления на получение пособия - в мужа и жену или двух друзей. Это освобождает индивида от тяжкой обязанности отвечать всякий раз, как только это понадобится, и уподобляет игру партии в парный теннис, где действие переходит от игрока к игроку.
Иначе с проблемой можно справиться с помощью множественных ролевых игр или путем кратковременной остановки игры для исследования причин заминки. Например, в отельных случаях игрок может не понимать роли или не иметь необходимой информации, позволяющей быстро отреагировать. Возникновение блока на деле может быть хорошим индикатором существующей проблемы.

Наставник может обернуть эту ситуацию к своей пользе, превратив ее в учебную тему и исследуя причины, которые ее вызвали. Это особенно уместно в случае, когда ученик не понял важнейших моментов ситуации или ролевая игра стала развиваться в непредвиденном направлении.
 
Инсайт и эмпатия
 
С отсутствием инсайта и сопереживания персонажу, которого воплощает учащийся, будет трудно бороться, особенно если это вызвано низким уровнем чувствительности игрока. Лучшим способом ее повысить является обращение ролей, когда игрок превращается в собственного оппонента так, что видит ситуацию с иной точки зрения.
 
Скука
 
При многократном повторении игры или очевидной скуке наставник должен либо изменить формат процедуры, либо вообще остановить действие. Подобное явление указывает на то, что ролевая игра завершила свой естественный ход и больше не занимает участников. В будущем, вероятно, следует сделать роли более конфликтными или вводную информацию дополнить более неожиданным материалом. В любом случае лучше закончить ролевую игру, чем дать ей прийти к предопределенному завершению только ради того, чтобы не выходить из расписания.

Такая остановка ролевой игры позволит и впредь обращаться к ней как к технике, не отвратив от нее учеников.
 
Эскалация эмоций
 
Последний пункт рисунка 7.4 обозначен как эскалация эмоций. Эта проблема вызывает тревогу у двух групп наставников: новичков и тех, кто пытается подогнать технику ролевой игры к рамкам сферы образования и тренинга, не желая из них выходить. Новичков беспокоит либо тесная связь, которая, как они сознают, существует между терапевтическими и образовательными ролевыми играми, либо взрывы эмоций, которые, как они видели в фильмах или телепередачах, возникали в ходе сессии, и с этим им совсем не хотелось бы иметь дело.

Опытные же специалисты хотят экспериментировать с новыми техниками, балансируя при этом между применением более мощных методов и возможным выходом ситуации из-под контроля.

Эмоции могут возникать в процессе ролевой игры или во время дебрифинга; оба случая требуют к себе различных подходов. Если страсти накаляются в ходе самой ролевой игры, то лучшей страховкой для наставника будут понимание и чуткость к возможному развитию событий. Если игроки чересчур возбуждены и увлекаются ролями так, что могут нанести вред себе или своим коллегам, ролевую игру нужно остановить и подождать, пока ситуация разрядится.
Выбор момента, в который это становится необходимым, остается за наставником и будет зависеть от того, насколько хорошо последний знает игроков и их поведенческие особенности. Также это будет зависеть от отношений между учениками и между учениками и наставником. В качестве альтернативы можно изменить роли или повторно проинструктировать игроков, обсудив задачи ролевой игры и место, которое в ней занимают эмоции.

Следует помнить при этом, что само по себе проявление эмоций редко наносит вред - напротив, оно может иметь эффект катарсиса; вредными же для игроков могут стать возможная потеря чувства собственного достоинства или те чувства, которые проявились только частично. Некоторые же ролевые игры могут иметь исключительно насыщенную эмоциональную окраску, но при этом нисколько не вредить ученикам.
ПОДСКАЗКА. Чуткость и решительность - лучшие гарантии того, что роле-• вые игры не выйдут из-под контроля.
В другом случае страсти могут разгореться во время дебрифинга, предполагающего помимо прочего и разбор игроками причин своего поведения. Такая проблема гораздо реже возникает в работе с маленькими детьми, чем в случаях, когда наставник имеет дело с подростками и взрослыми. Это связано с тем, что маленькие дети еще не научились, подобно взрослым, скрывать свои чувства. Глубина разведки во многом зависит от наставников; с одной стороны, потому что они задают вопросы сами, с другой, они могут контролировать задаваемые участниками вопросы. Эта тема будет также затронута в следующей главе, в которой специально рассматривается дебрифинг.

Здесь же достаточно указать на то, что можно облегчить контроль над эмоциональной атмосферой дебрифинга, уменьшив долю поступающей негативной критики, а также используя обезличенные комментарии, обращенные к персонажу, а не к игроку. Наставникам также важно осознать собственный соблазн проникнуть глубже в чувства участников, чем это изначально они намеревались сделать, и не поддаваться ему во имя интересов ученика и группы.
 
!ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ!
 

  • Всегда спрашивайте себя, зачем вы задаете личные вопросы. Чем они вы-
  • званы - интересами образования, тренинга или просто любопытством?

Как правило, многие наставники считают необходимым войти в ролевую игру и уже с позиции персонажа разобраться с возникающими проблемами. Неопытном наставнику это может показаться трудным, хотя в этом есть несомненные преимущества. С одной стороны, это помогает поддержать изнутри ролевую игру, а с другой - демонстрирует веру наставника в ее серьезность и важность.

Но в любом случае это вопрос личного стиля наставника, хотя с тем, что данный метод - наилучший, согласится не каждый, сам же автор умеренно пользуется этим приемом.
 
ПОДСКАЗКА. Останавливать и снова начинать ролевую игру гораздо проще, чем вы думаете. В конце концов, в реальной жизни люди с легкостью входят в роли и выходят из них.
 
 
Проведение ролевых игр предъявляет к наставнику серьезные требования. Тауэре (Towers, 1969) говорит, что наставник должен обладать тактом, восприимчивостью, навыками коммуникации, интуицией, воображением, гибкостью при непредвиденном развитии событий; нет сомнений, что читатель может добавить и другие требования. Эти навыки в той же мере нужны для дебрифинга, но есть ряд действий, в которых поможет системный подход.

Этот подход описан в следующей главе.
 
 
8. ДЕБРИФИНГ
 
 
 
 
 
Значение дебрифинга
 
 
 
 
Сейчас мы достигли того этапа в работе над ролевыми играми, который на рисунке 8.1 обозначен словами Проведите дебрифинг.
Финал уже близко. На этом этапе многие неопытные наставники склонны расслабиться и провести короткое, нечетко структурированное обсуждение; все соглашаются, что ролевая игра получилась очень интересной, и этим дело заканчивается. Наставник удаляется с чувством исполненного долга; ученики расходятся с чувством, что испробовали что-то новенькое.
К сожалению, они не учли, что сессия дебрифинга является самой важной частью занятия. Именно здесь проясняется смысл проделанного; подводится черта под уроками, которые должны были быть усвоены, и устанавливается связь между тем, что учащимся уже известно, и тем, что понадобится им в будущем.



Содержание  Назад  Вперед