Просмотр записи


  • снижение качества съемки;
  • фрагментарность картины, вызванная углом, под которым проводится съемка;
  • вторжение камеры в действие;
  • усталость оператора.

Эти недостатки относятся скорее к воображаемым, нежели к реальным. Поскольку видеозапись рассматривается как aide-memoire (памятная записка - франц. яз), а не продукт индустрии развлечений, ее техническое качество будет иметь меньшее значение, чем, например, простота пользования и общая совместимость. Пристрастность же неизбежно сопутствует любому процессу, в котором записывается только часть, а не все действие; невозможно этого избежать и при наблюдении за людскими интеракциями, поскольку они крайне сложны.
Если установлено много камер, то в окончательном варианте учитывается тот или иной ракурс, в котором снимался и в котором будет записан какой-то отдельный момент. При работе только с одной камерой все зависит от выбора оператора. Однако если оператором выступает наставник, то этот недостаток можно обернуть к своей пользе, используя камеру так, чтобы специально выделить и прокомментировать те аспекты, к которым наставник хочет привлечь внимание.

В этом случае не будет большой нужды в его дальнейших комментариях по ходу дебрифинга; фильм говорит сам за себя, и большую часть обсуждения можно перепоручить ученикам.
Большинство людей, которые впервые прибегают к услугам видео, беспокоит присутствие камеры, которая якобы окажет влияние на поведение участников. Поэтому они отходят подальше, стараясь спрятать камеру или свести к минимуму ее воздействие. Однако на практике оказывается, что через несколько минут участники забывают о камере, не обращая на нее внимания даже тогда, когда оператор лавирует между ними.

Они к ней привыкают, но, естественно, при условии, что сама ролевая игра будет достаточно захватывающей.
 
!ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ!
 
: Не забывайте, что просмотр пленки займет времени в несколько раз боль- '. '¦ ше, чем будет длиться сама запись.
При записи игровой сессии на видеосъемку стоит начинать за несколько минут до официального старта, а завершать - и это даже важнее - через несколько минут после окончания игры. Эти минуты перехода от реальности к ролевой игре и обратно могут породить ценные инсайты в установках и поведении учеников. Бывают моменты нерешительности, когда ученики ищут рамки, в которые могли бы вписаться, и их комментарии при этом иногда могут вскрыть проблему, мешающую их игре быть максимально эффективной.
 
Просмотр записи
 
Люди, как правило, немного пугаются, когда в первый раз видят себя на телеэкране. Игроки наверняка воспримут критику болезненно и без холодного вмешательства телекамеры, так что при использовании видеозаписи к дебрифингу надо подходить даже с большей осторожностью, нежели обычно.
Прежде чем приступать к демонстрации видеозаписи, необходимо провести опрос игроков с целью выяснения их отношении к упражнению. Во-первых, это позволяет им выступить с самокритикой прежде, чем они займут оборонительную позицию. Обычно люди более критичны к собственному выступлению, и, что бы ни открылось во время просмотра, это наверняка умалит их достоинство меньше, нежели их собственная оценка. Во-вторых, их комментарии задают своеобразную планку, в соответствии с которой они будут судить чужие высказывания в свой адрес.

Наконец, полезно ознакомиться с субъективными чувствами и реакцией игроков непосредственно после игры и до того, как они устроятся для проведения длительного анализа ролевой игры.
Кроме того, на этой стадии полезно попросить участников рассказать, каким, по их мнению, должно быть идеальное интервью или что-то еще. Это позволяет создать некий эталон, в соответствии с которым будет проводиться оценка фактической интеракции.
Как правило, просмотр продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не попросит остановить пленку, чтобы выступить с комментарием. Это может быть наставник, игрок или зритель, и важно обеспечить такую атмосферу, чтобы ученики могли безбоязненно высказать подобную просьбу. (Уже указывалось, что в первой части дебрифинга ученикам нужно дать свободу самовыражения.) Любое ощущение, что просмотр записи контролируется наставником, сведет этот аспект дебрифинга к нулю.

 
; ПОДСКАЗКА. Остановите пленку пораньше, чтобы создать прецедент и показать, что при желании участники могут сделать это в любой момент.
 
Когда кто-либо просит остановить пленку и начинается дискуссия о сути происходившего, наставник может предложить группе направить свою критику и комментарии на экран. Комментаторам в данном случае предлагается излагать свои мнения в следующих выражениях: Здесь председатель вмешался слишком рано, Клерк, который слева, мог показать заявителю анкету, Когда она отвернулась, они должны были понять, в чем проблема. Комментарии таким образом обезличиваются и рассматриваются как относящиеся к ролям, а не игрокам.
 
ПАМЯТКА. Попробуйте остановить пленку и спросить, что было дальше: это демонстрирует необходимость перекрестной проверки памяти на события.
 
Следует избегать соблазна затянуть анализ секундного материала. Всем нам когда-то случалось все дальше и дальше углубляться в детали анализа. Коль скоро начинаются расспросы о выражении лица или движении руки, а внимание привлекается к отдельным словам или интонациям, то можно разбирать каждый жест и даже слог.

Во многом это оправдано и на деле покрывает все издержки видеозаписи. Но всему есть предел, и наставник должен быть начеку, чтобы не похоронить анализ под ворохом подробностей. Лучший способ избежать этого - твердо помнить, что видеозапись - это своего рода записная книжка и стимул к дискуссии, а не микроскоп. Следует упомянуть еще один мелкий, но досадный аспект работы с видеозаписью: речь идет об опции стоп-кадра, которой снабжено большинство видеомагнитофонов.

Для наставника естественно прибегать к ней при остановке действия и оставлять на экране неподвижную картинку, занимаясь в это время комментарием сцены. Есть две причины, по которым это изображение не следует оставлять надолго. Первая причина техническая: при работе с дешевыми магнитофонами можно порвать пленку, если она будет слишком долго удерживаться в неподвижном положении воспроизводящей магнитной головкой.

В результате на пленке сразу возникнет пустое пятно. Вторая проблема касается образа человека, особенно его лица, которое надолго застывает в незавершенном движении и начинает казаться смешным. Это несправедливо по отношению к игроку и будет отвлекать от более серьезных дел.

Если дискуссия затягивается и продолжается дольше, чем рассчитывал наставник, то лучше остановить магнитофон обычным способом.
 
!ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ!
 
Постарайтесь не пользоваться стоп-кадром. Останавливайте видеомагнитофон обычным способом.
 
Недостатки
 
Помимо возможных проблем, возникающих в ходе пользования видео, есть пара недостатков, которые свойственны самой системе. Поскольку она вбирает всю суть игровой сессии, то возникает искушение использовать запись в работе с другими группами. В этом, конечно, нет ничего страшного при условии, что игроков поставили в известность о возможности дальнейшего показа записи в демонстрационных целях.

Опасность возникает при отсутствии договоренности между исконными игроками и зрителями. Если у зрителя не было времени обсудить запись с кем-то из исконной группы, то он легко может истолковать реакции иначе, чем имели в виду игроки, участвующие в сцене. Это, в свою очередь, означает, что будут неправильно поняты причины поведения игроков.
Кроме того, с использованием видео замедляется предоставление обратной связи. Чем ближе последняя к фактическому действию, тем более она эффективна. Однако при умелом применении видео можно ввести в процесс обсуждения паузы и расширить время, необходимое для охвата всех тем.
Это в свою очередь приводит к другому аспекту: соблазну использовать запись просто потому, что она есть. Телевидение - лишь часть общих учебных ресурсов. Его, как и любое другое средство, надо использовать в нужное время, нужном месте и тогда, когда это способствует проводимой учебе.
 
!ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ!
 
: Если просмотр не обязателен - не прибегайте к нему.
Если обсуждение и анализ во время дебрифинга начинают жить собственной жизнью, то наставники должны быть благодарны судьбе и не испытывать ее, настаивая на просмотре фрагментов, над которыми они потели и трудились. Это может уподобиться взбиранию на горы просто потому, что горы под боком; эта философия не годится для просмотра видеозаписей. При использовании сложного студийного оборудования такое искушение приобретает почти императивный характер.

Давление будет оказывать не только технический персонал, которому захочется увидеть плоды своих стараний, но и сами ученики, желающие видеть результат всей этой организации независимо от ее ценности для образования или тренинга.



Содержание  Назад  Вперед