Творческая драма


Многие из них нацелены на стимуляцию воображения, фокусирование на чувствах, релаксацию или пробуждение самосознания. В одном блоке упражнений используется тот же формат, что и в ролевых играх: отдельный член группы играет роль, предложенную фасилитато-ром. Однако задача заключается в столкновении с личными проблемами или препятствиями. Участников могут попросить действовать, как если бы они были..., чтобы извлечь на поверхность спрятанные эмоции. Поэтому члены группы будут играть самих себя в детстве, родителей или возлюбленных.

Целью является катарсис и высвобождение эмоций. Из этого следует, что одной из важнейших особенностей работы в группе встреч выступает поддержка, на которую члены группы могут рассчитывать после события. Если нужно побудить людей ослабить свою защиту и раскрыть себя и свои слабости, то фасилитатор должен уметь обеспечивать им необходимую поддержку столь долго, сколько это потребуется. Несмотря на то что многие наставники, которые с успехом практикуют ролевые игры, могут быть достаточно технически грамотны, чтобы вести группы встреч, они сперва должны убедиться, что достаточно глубоко исследовали собственное я и сознают свои мотивы и слабости.

Затем они должны увериться в своей компетентности и способности обеспечить непрерывную поддержку любому, кто раскроет в ходе групповой работы свои тайны и почувствует, что выставил себя напоказ перед всеми.
 
Творческая драма
 
Точно так же, как существует разница между ролевой игрой и театральным представлением, имеется она и между ролевой игрой и творческой драмой. Как и в некоторых других случаях, рассмотренных в данной книге, различие это больше скрывается в цели, нежели в технике.
Творческая драма преследует те же цели, что и другие мероприятия, объединенные под названием выразительных искусств и призванные стимулировать учащихся к самовыражению посредством их тел, голоса и инструментов. Это смесь раскрепощения, обучения навыкам и стимуляции воображения. Результатом становится развитие большей уверенности в себе, высвобождение врожденных творческих сил и повышенное осознание общей ценности искусства.
Случайный гость, взглянув со стороны на сессии творческой драмы, легко может принять происходящее за развивающееся в рамках ролевой игры моделирование. Однако при ближайшем рассмотрении очевидно, что ударение ставится на свободу выражения и в меньшей мере - на ограничивающую ситуацию. Но важнее то, что здесь не идет речь о достоверности дейYтвий в сравнении с реальной жизнью или о последующем анализе иных способов действий в той или иной ситуации.

Творческая драма доставляет удовольствие сама по себе, а не посредством заключительного анализа.
Описанные упражнения представляют собой те методы, которые иногда путают с ролевыми играми или чьи сферы пересекаются с ними. Заинтересованные наставники, желающие усовершенствовать свои техники настолько, насколько далеко они готовы пойти, смогут многое почерпнуть из этих сфер. Общим оказывается использование воображения ученика для создания мира, на примере которого можно будет научиться тем или иным вещам.
 
10. КОМПЬЮТЕРЫ И ИНТЕРНЕТ
 
 
 
Поскольку сутью ролевой игры является двусторонняя коммуникация между людьми, естественно задуматься о других средствах связи, которые можно было бы положить в основу упражнения. Имелись отдельные примеры использования мобильных телефонов для обеспечения связи в деловых играх, и также можно было бы прибегнуть к видеосвязи, позволяющей разыгрывать игры на расстоянии, однако настольный компьютер и создание Интернета привели к появлению потенциально могущественных инструментов, которые можно использовать в разработке новых типов ролевых игр.
 
 
 
 
Компьютерная связь (CMC)
 
 
Компьютеры можно использовать для хранения и оперирования данными, включая текстовую информацию и графические изображения. Поэтому к ним можно прибегать для хранения и воспроизведения справочного материала или привнесения информации в ролевую игру в предустановленные сроки.
Представьте, например, ролевую игру, в которой управляющий производством обсуждает с прорабом производственные задачи. Управляющий или фактически оба игрока могут располагать сведениями обо всех деталях производства и при этом не возиться с бумагами. Этим дело не ограничивается: они могут использовать компьютер, чтобы оперировать цифрами, характеризующими различные линии производства, и видеть эффект изменений.

Таким же образом, когда социальный работник или ведающий пособиямичиновник проводит в ролевой игре собеседование с клиентом, возможно сохранить и держать наготове свод государственных правил и инструкций.
Главным преимуществом работы с компьютером является снижение доли необузданных фантазий игроков (см. главу 7), поскольку удается задать более жесткие параметры ролевой игры. Это не означает, что будет ограничена творческая активность участников, но в этом случае наставник скорее сможет очертить сферы, требующие и содержащие информацию и рекомендации. При этом по-прежнему остается достаточно места для творческого вымысла.
Ранее упоминалось об использовании в ролевых играх газет или фотографий в качестве источников информации; тем же самым может помочь компьютер, показывая различные картины, сводки новостей и т. д. Примером могла бы стать презентация такого программного обеспечения, как РохюегроШ, для показа последовательности пунктов ролевой игры, предполагающей развивающийся сценарий.
Однако все перечисленное представляет компьютер лишь как замену существующих средств коммуникации. Во многих случаях компьютер попросту снимает с плеч наставника бремя руководящей работы. Сейчас мы можем объединять компьютеры в сложные сети через систему Интернет, что открывает целый ряд новых возможностей.

Некоторые из них рассматриваются в оставшейся части настоящей главы.
 
 
Интернет
 
 
Интернет представляет собой высокосложную систему, основанную на сервис-провайдерах, которые соединены в сеть через телефонные линии, волоконно-оптические кабели и спутники. Эти сервис-провайдеры представляют собой большие компьютеры, работающие 24 часа в сутки. Для отдельных лиц они обычно доступны через посредство локальной телефонной линии.

В Интернете есть и другие компоненты, но главными посредниками между индивидом и самой сетью являются сервис-провайдеры. Зона Интернета часто именуется термином с более фантастическим оттенком: киберпространство.
В качестве передатчика информации Интернет используется многими структурами и службами. Основной интерес представляют следующие функции и материалы:

  • электронная почта;
  • списки адресатов;
  • конференции;
  • группы новостей (У5Л/ег);
  • доска объявлений;
  • сетевой чат;
  • MUDshMOOs;
  • Всемирная Паутина (WWW).

 
Электронная почта
 
Ко дню сегодняшнему большинство профессионалов во всех областях уже познакомятся с электронной почтой и будут ею пользоваться на деле. Отправитель посылает послание своему сервис-провайдеру, который затем пересылает его к сервис-провайдеру адресата. Послание хранится до тех пор, пока адресат не соединится со своим сервис-провайдером, после чего оно перегружается в его персональный компьютер.
Это делает возможной беседу между двумя или (при помощи копирования) большим числом ролевых игроков в любой точке мира. Беседа, конечно, асинхронна и основана на текстовых сообщениях. В данном случае речь идет о паузе, которая встраивается между отправкой послания и отправкой ответа.

Послания всегда имеют завершенный характер, и никакое вмешательство невозможно.
 
Списки адресатов
 
Таковые основаны на пользовании электронной почтой. Послания отправляются не от лица к лицу, а на центральный компьютер, или сервер, в особый список. Оттуда их можно немедленно скопировать и разослать всем адресатам из списка.

Списки адресатов обычно открыты и могут быть урезаны, что означает, что человек читает послания и решает, стоит ли посылать их получателям из списка.
Существуют тысячи списков, касающихся широкого спектра тем. Степень активности варьирует, но более активные отправители могут ежедневно отправлять множество посланий. Такая деятельность становится похожей на непрерывные дискуссии.
 
Конференции
 
Существуют модификации процедур, связанных се списками адресатов, но в них используется та же технология. В типичном случае объявляется конференция, а эксперта просят разослать через список адресатов тезисы. Свои отзывы на них участники конференции будут присылать на протяжении нескольких дней. Затем свою лепту/ отзывы вносит второй эксперт, после чего следуют новые комментарии.

Когда тема будет исследована со всех сторон, один человек подводит итоги конференции и рассылает резюме всем ее членам.



Содержание  Назад  Вперед