Ролевая игра


  1. Попросите подгруппы пройти в свои помещения и определить время, которое им необходимо, чтобы выполнить задание, причем пусть это будет более конкретное и обоснованное время, чем просто "примерно минут 20".
  2. Через несколько минут после ухода подгрупп для выполнения задания загляните в каждую подгруппу, не для того, чтобы вмешаться в процесс, но чтобы убедиться, есть ли у них все необходимое, нет ли вопросов, касающихся процесса (но не задания), и останьтесь на пару минут, чтобы понаблюдать за ходом выполнения задания. Проделайте то же самое для всех подгрупп.
  3. Поступайте в соответствии с вашей заранее определенной ролью: будет ли это полное самоустранение, эпизодическое посещение групп или постоянное пребывание с одной из групп. Последнее вы можете осуществить только при условии, что в это время с другими группами находятся другие тренеры.
  4. За несколько минут до истечения времени, отпущенного на практическое задание, зайдите в каждую подгруппу и предупредите о приближающемся завершении задания, а также напомните о требованиях к отчетности подгрупп.
  1. Убедитесь, что все группы завершили работу одновременно и проходят в общую аудиторию со знанием требований к отчетности о проделанной ими работе.
  2. Придерживайтесь выбранного типа*обзора, как описывалось выше: это может представлять собой немедленный обзор, обзор, венчающий завершение задания, обзор-памятка или возврат в подгруппы для предварительной беседы с наблюдателями подгрупп.
  3. При необходимости проведите краткий окончательный обзор со всей группой учащихся, чтобы завершить практическое задание на оптимистичной итоговой ноте.
  4. Проговорите возможный обзор-обсуждение про себя или с другими тренерами, имеющими отношение к обсуждению успеха задания и определению необходимых последующих действий.

Ролевая игра
Практическим заданиям сопутствует проблема искусственности, особенно там, где учащихся просят разыграть некоторые роли, иногда близкие к их личностным качествам или работе, иногда полностью
 
противоположные им, а иногда совершенно искусственные. Было бы гораздо проще, если бы во время практического задания учащиеся могли бы вести себя так, как они это делают в реальной жизни, несмотря на некоторую искусственность обстановки, но это не всегда возможно или даже желательно. Роли, которые их просят сыграть, за исключением крайних случаев, представляют собой реальные жизненные роли, но выбранные специально для данного задания. Требования к действиям должны быть минимальными, хотя какие-то действия могут быть необходимы: вам всегда следует предусматривать, какие действия и в каком объеме будут необходимы еще на этапе размышления-о включении данного практического задания в ваш учебный курс. Я отказался от некоторых практических заданий, потому что они потребовали бы слишком серьезных актерских навыков.

Большинство людей, однако, могут играть роли, значительно отличающиеся от их обычных ролей. К тому же мы все время играем разные роли на работе, дома, в качестве партнера, родителя, футбольного болельщика, члена общества и т. д. Однако можно почти с полной уверенностью сказать, что участники практического задания не будут вас винить, если они "не справятся" с ролью.
Большинство тренеров думают о ролевых отношениях в играх с двумя участниками, где один из участников берет роль (как правило, каждый берет нетипичную для него роль) менеджера или начальника, а другой "носителя" проблемы. Роли также могут потребоваться для структурированных практических заданий в группе, которые наиболее популярны для развития и оттачивания определенных навыков. Возьмем, например, искусство ведения переговоров, где во время деловой игры каждый из участников играет определенную роль: торгового представителя, лидера переговоров, "жесткого" партнера по переговорам, "мягкого" партнера по переговорам и т. д. Или любимую игру для отработки навыков проведения собрания, где комитет встречается с разными людьми: представителем профсоюза, представителем работодателя, членом местного совета, государственным чиновником местного значения, государственным чиновником национального значения, социальным служащим и, конечно, председателем.



Большинству учащихся такие роли могут показаться странными с точки зрения их практической применимости, хотя почти наверняка им приходилось с ними сталкиваться в свое время, а потому они не будут им совсем чужими. Именно на это последнее качество ("знакомости")
 
стоит ориентироваться в организации практических заданий в помощь учебному процессу.
Ресурсы
Количество структурированных практических заданий для группы, используемых тренерами и/или объединенных в коллекции, исчисляется тысячами. Это уже само по себе представляет проблему для тренера, желающего подобрать какое-то особое задание для своей программы. Многие коллекции охватывают ситуации всех типов, хотя самые последние из опубликованных имеют тенденцию концентрироваться на особых группах практических заданий. Это несколько сужает поиск, но все равно может оставаться существенной проблемой.

У многих тренеров есть любимые практические задания, и, к счастью, многие из них могут быть адаптированы к различным ситуациям. Если внимательно посмотреть на спектр практических заданий, можно убедиться, что, многие фактически представляют собой вариации основной темы, другие грамотно составлены, чтобы стать "другими", третьи почти слово в слово повторяют предшествующие, а четвертые точные копии своих предшественников только под другими названиями и с другим местом действия.
"Искусственные" практические задания имеют шанс стать любимцами тренеров, особенно потому, что ими можно манипулировать, с тем чтобы включить в них все существенные моменты обучения, а также они могут влиться в игру. Такие задания охватывают весь спектр навыков и умений, включенных в программы тренингов.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ЗВЕРИНЕЦ
Кен Джонс автор-разработчик многочисленных интересных и полезных практических заданий, и одно из самых моих любимых из опубликованных им это "Человеческий зверинец" (Jones, 1993). Краткое содержание игры включает послание-ультиматум землянам от инопланетных пришельцев, появившихся вблизи Земли. Согласно ультиматуму, земляне должны принять решение о создании на Земле человеческого зверинца для пришельцев.

Участники игры, принимая роли представителей различных частей Земли, причем каждый со своими эгоистическими потребностями и нуждами, получают задание принять решение по проблеме или позволить инопланетянам уничтожить Землю. Для данной игры достаточно пятерых участников; если группа учащихся больше остальных можно либо назначить наблюдателями, либо придумать для них новые роли, либо сформировать
 
из одной группы две подгруппы, которые будут параллельно выполнять задание.
Данная игра может использоваться во имя многих целей, например для определения:

  • процедуры лидерских взаимоотношений во время собрания;
  • лидерского поведения во время собрания;
  • поведения членов группы во время собрания;
  • планирования;
  • решения проблемы;
  • принятия решения;
  • принятия общей резолюции при расхождении во взглядах;
  • применения дипломатических подходов;
  • пользы и опасности "скрытых повесток дня";
  • резолюции о различиях между расами и их проблемами.

Игра с пятью участниками может продолжаться около часа; при большем количестве участников игра продлится дольше, так как больше людей захотят высказаться и, возможно, придется решать больше конфликтов.
УПРАЖНЕНИЕ С МАЧТОЙ
Это упражнение также относится к числу моих любимых, истоки которого затерялись где-то в прошлом и которое можно применять в разных целях и задумках. У многих людей есть опыт в этой игре или в ее многочисленных производных. Однако меня до сих пор удивляет, как много людей с ней незнакомы и получают удовольствие от нового опыта.

Я не проводил специальных исследований по этому поводу, но мне кажется, что эта игра больше по душе мужчинам, чем женщинам, не только из-за роста соперничества, но также потому, что большинство взрослых мужчин в душе остаются мальчишками!
Это задание, заключающееся в построении мачты из конструктора "Лего" с учетом всех преимуществ, разделено на две части, и я обнаружил, что наиболее эффективно игра идет при наличии двух или более подгрупп численностью по четыре человека, причем в каждой подгруппе имеется наблюдатель. В первой части, на которую отведено 20 минут и в которой не дается никаких начальных инструкций, проходит этап планирования. В это время учащиеся могут потренироваться в строительстве мачт при помощи
 
графических изображений деталей конструктора. Наблюдатель в то же время ведет наблюдение, обращая особое внимание на следующее:

  • каким образом лидер объясняет задание;
  • помогают ли в объяснении графические изображения;
  • каким образом это анализируется и используется;
  • какой опыт имеет группа в графическом анализе и применении конструктора "Лего";
  • как вовлечены в процесс все участники;
  • поведение участников друг с другом.

По окончании этапа планирования группы объявляют о своих намерениях и целях, и когда решение принято (обычно в течение 5-10 минут), они строят мачту, которая затем измеряется, а детали конструктора, использованного для ее строительства, подсчитываются.



Содержание раздела