Воспроизведение частных случаев


Поэтому упражнения по преимуществу включали такие задания, как форсирование реки при минимальной экипировке. т Хотя эти испытания в большей степени ассоциировались с физической активностью, инструкторы заметили, что важные аспекты упражнения связаны все же со способностью человека принимать решения, с групповым взаимодействием, лидерством, гибкостью и т. д. Не составило труда понять, что основная часть оценивания может быть проведена путем ролевого разыгрывания ситуации в условиях класса, а отсюда недалеко было и до применения тех же методов в оценке менеджеров на производстве.
В Соединенных Штатах хорошо отработана практика Распределительных Центров, в которых отбирается персонал для ключевых постов. Это дорогостоящее дело, но ошибочное назначение руководителя на крупный пост обходится вдвое дороже. В Соединенном Королевстве Совет по Отбору персонала на Государственную службу в течение многих лет использовал групповые ролевые игры для оценивания кандидатов. Классическое упражнение требует группы из пяти человек, перед которыми ставят серии сложных взаимосвязанных проблем. Каждый кандидат имеет возможность на 15 минут стать председателем группы, а группа под его руководством пытается проанализировать поставленную перед ними проблему и сделать соответствующий вывод.

За работой группы наблюдают старший сотрудник госслужбы, психолог и молодой администратор, которые следят за выдвижением идей, аналитическими способностями кандидатов и их навыками межличностного общения.
Как технику оценки ролевую игру можно использовать в более структурированном виде. Допустим, что поставлена задача проверить, насколько правильно учащиеся медицинского училища проводят первичный прием психиатрического больного. Инструктор следит за интеракцией и сверяет действия персонала с заранее заготовленным перечнем процедур. В принципе для оценки годится любой сценарий, разработанный в учебных целях.

Это применимо и в таких областях, как консультирование по вопросам семьи и брака, где ролевые игры и подобные им упражнения составляют основную часть тренинга. В этих случаях на начальных стадиях можно использовать аналогичный набор ролевых игр, позволяющих оценить совместимость кандидатов.
Основой практики ролевой игры как техники оценки является наблюдение за поведением кандидатов в реалистично воспроизведенном фрагменте предполагаемой работы. Это позволяет оценить профессиональные качества широкого круга работников - от менеджеров до низовых рабочих, помещенных в ситуацию, требующую взаимодействия с другими людьми.
В связи с этим возникло мнение, будто ролевые игры широко организуются с целью подвергнуть людей искусственному стрессу и проверить их поведение в экстремальных условиях. Автор мало что может сказать в подтверждение этого мнения, хотя подобное вполне возможно в подготовке агентов секретных служб. Однако, несмотря на отсутствие доказательств, в этом кроется одна из главных причин, по которым ученики склонны относиться к ролевым играм с подозрением. Настало время свести с пьедестала эту экзотическую историю, чтобы инструкторы и их подопечные рассматривали ее исключительно как фантазию.

Допрос с пристрастием и свет в глаза - находки из мира фантастики и приключений.
 
Воспроизведение частных случаев
 
Практика учебы на конкретных примерах хорошо прижилась в обучении руководителей бизнесом. Некоторые курсы всецело основываются на этом методе. Случай, являющийся предметом рассмотрения, обычно преподносится в письменном изложении.

Затем ученики обдумывают проблему поодиночке или группой и излагают ответы в той же форме, в какой был представлен пример, то есть на бумаге или устно. Наставник анализирует их ответы и указывает на моменты, которые остались без внимания, или на конфликтные аспекты случая.
Ролевой игрой можно воспользоваться для представления как проблемы, так и решений. Ее можно провести в форме небольших отрывков из кино- или видеофильма, в котором заняты либо профессиональные актеры, либо ученики. Эти короткие сценки могут дать живое впечатление об истоках проблемы или о ней самой.



Кроме того, эпизоды из приведенного примера можно разыгрывать перед классом.
Такие же возможности существуют и для представления решений с тем преимуществом живой игры, что последние можно исправить и сыграть заново в соответствии с идеями, выдвинутыми классом. Эти техники способны оживить рутинную презентацию частных случаев, а также привести к более активному использованию ролевых игр, которое описано в предыдущих разделах данной книги. Подобная практика соответствует первому функциональному типу ролевых игр, обозначенному на рисунке 4.1 как Описание.
Исследовательская работа
Ролевая игра позволяет ученикам экспериментировать со своим поведением, избегая при этом ненужных затрат и опасностей; точно так же она позволяет специалистам в сфере общественных наук создавать экспериментальные ситуации для исследования. Одним из наиболее известных примеров является эксперимент, поставленный в Стэн-фордском университете в Соединенных Штатах. Летом 1971 года на базе психологического факультета Стэнфордского Университета была построена учебная тюрьма.

Группа добровольцев была разбита произвольно на заключенных и тюремщиков. Суть идеи была в том, чтобы организовать моделирование тюремной обстановки и изучить развитие отношений между двумя группами в течение двух недель.
Результат оказался драматичным. Добровольцы настолько вжились в свои роли, что их личности стали претерпевать изменения; большинство из тех, кто играл роль заключенных, сделались пассивными и покорными, страдая от внезапной утраты контакта с реальностью. По этой причине экспериментаторы-прекратили исследования на исходе шестого дня (Haney, Banks and Zimbardo, 1973).
Это показывает, насколько просто игрокам войти в роль, и подкрепляет мнение, что изучение поведения людей в соделированной ситуации может давать почти такие же достоверные результаты, как изучение реальной жизненной ситуации. Помимо этого открывается возможность переноса более сложных или опасных экспериментов - таких как опыты Милграма с электрошоком - в обстановку ролевой игры. Подробно этот вопрос рассматривается Коэном и Мэнионом (Cohen and Manion, 1980) в 12-й главе их книги.
Существуют и другие возможности использования ролевой игры в решении проблемных ситуаций или в исследовательской работе. Их можно применять в прогностическом качестве, смоделировав международный кризис и проиграв ситуацию с участием осведомленных лиц. При этом можно не только предсказать вероятные последствия аналогичного кризиса в реальном мире, но и повторить моделирование в различных вариантах.

В некоторых аспектах таких воображаемых кризисных ситуаций отмечено тревожное совпадение выводов ролевой игры с последующими реальными событиями.
Как указывалось в начале настоящей книги, социологи и специалисты в области общественных наук придают большое значение категории роли вообще. Нетрудно увидеть, что ролевую игру можно приспособить для исследования некоторых аспектов роли как таковой и особенно таких понятий, как ролевой конфликт, ролевая перегрузка, ролевое отклонение или даже идеи самости как продукта культуры. Кроме того, практика ролевых игр может пролить свет на культурные различия в поведении; можно было бы представить постановку простой игры, в которой представителей различных культур просят сыграть одну и ту же роль, тем самым обнажая различные подходы к одной и той же задаче.

Это нетрудно распространить на изучение лингвистических различий.
 
Фактор изменения
 
Изменение можно представить в виде процесса, который обычно проходит три стадии. Первая стадия предполагает размораживание, раскрепощение существующего состояния; во второй отдельные части объединяются в новом порядке; третья заключается в замораживании или консолидации нового паттерна. Эти шаги прямо соответствуют этапам ролевой игры с ее разминкой, исполнением, дебрифингом и последующим действием.

Ролевая игра естественным путем совпадает в своей функции с фактором изменения. Как это использовать на практике?
Инструктор может добиться хорошей отдачи, работая с группой людей, которые представляют сложившийся коллектив. После вступительной разминки, которая включает в себя обсуждение их наиболее насущных проблем, эти проблемы преобразуются в сценарий ролевой игры, предназначенный для исследования возможных решений. Дебрифинг и последующие мероприятия будут включать в себя обсуждение способа, которым удастся интегрировать новые методы в уже существующую систему работы данного коллектива.
Ролевую игру можно также использовать более непосредственно, меняя с ее помощью определенные личные качества и поведение, изменить которые хотели бы сами клиенты.



Содержание раздела