Что нам делать дальше?


Они могут быть прямыми или относиться к закрытому типу, то есть: Должен ли был председатель принять именно такое решение? или Кто был лидером? По ходу опроса нужно поощрять ученика к поиску альтернативных объяснений и примеров. На всех этапах дебрифинга наставнику следует помнить, что тот должен быть увязан с особыми потребностями отдельных учеников, группы, а также с конкретным учебным заданием. Именно поэтому опросные листы общего характера находят здесь лишь ограниченное применение. В фазе 2 особенно важна сосредоточенность на специфических целях сессии, и внимание при этом будет полностью направлено на изучаемую область, ее проблемы.
 
Фаза 3 - Что нам делать дальше?
 
Фаза 3 не всегда бывает возможной. Это фаза, в которой наставник старается добиться от учеников решительной готовности предпринять некие действия. Упор здесь делается на получении общего письменного заявления о дальнейших мероприятиях. В этом случае ученики будут с большей вероятностью придерживаться своих намерений.

Кроме того, нужно определить доказательства, которые им придется представить в подтверждение своей деятельности.
В фазах 2 и 3 можно воспользоваться многими стандартными учебными техниками, которые исходят из ведущей и контролирующей роли преподавателя. Наставник может подключить наглядные материалы или подробно изложить некоторые вопросы. В частности, весьма полезным может оказаться использование лекционных плакатов, где будут записаны некоторые аналитические положения, выведенные в фазе 2, а также намерения, высказанные в фазе 3. Это не только обеспечивает фокус дискуссии наряду со средствами измерения вклада в игру и учета естественных пауз, но также формирует справочный материал, к которому можно вернуться в ходе дальнейшей работы.
 
ПОДСКАЗКА. Не стоит недооценPвать возможностей скромного лекционного плаката.
 
На рисунке 8.6 представлены пункты, которые нужно учитывать при планировании дебрифинга.
 


 
Теперь, наверно, осталось сделать только одно. От вышеприведенных рекомендаций у читателя могло остаться впечатление, что автор предлагает держать учеников в постоянном рабочем напряжении. Это не входило в намерения последнего.

Речь больше шла о структуре и теоретическом обосновании занятия, нежели о непрерывном давлении. Напротив - можно долго говорить об известном расслаблении и неформальной обстановке, показанных во время дебрифинга. Организм человека не в силах отличить подлинную эмоцию от ложной или реальный кризис от надуманного.

Если игроки погрузились в свои роли, их организмы подвергаются почти такому же стрессу, как и в реальной жизни. Весьма вероятно, что они устанут как умственно, так и физически и будут нуждаться в релаксации прежде, чем смогут приступить к новой работе. Идеальный дебрифинг порождает интерес, возбуждение и расслабление - сочетание любопытное, но не невозможное.
 
 
Использование видео
 
 
Рано или поздно большинство наставников, проводящих ролевые игры, обратят свои взоры к видео, позволяющему записывать действие и смотреть его в повторении. Поэтому нам нужно подумать, как это лучше сделать, и рассмотреть преимущества и недостатки его применения. Мы могли бы обращаться к этому почти в любой главе этой книги, но обошлись настоящей, поскольку на практике видео влияет прежде всего на дебрифинг.
Есть очевидные выгоды в записи на пленку всего, что происходило во время ролевой игры. Игрокам можно напомнить ход событий, детали сказанного, авторов тех или иных реплик и их манеру выступления. Объективная запись происходившего может разрешить споры и позволить ученикам изучить свои собственные выступления.
Многое из этого можно обеспечить с помощью звукозаписи, которая гораздо проще и дешевле, чем видеозапись. К чему тогда лишние заботы и расходы? Дело в том, что звукозапись может зафиксировать интонации, но не жесты и не выражение лица. Постепенно люди все больше и больше понимают, что огромная доля информации передается невербально, а это значит, что сохранить ее и полноценно воспроизвести можно только с подключением визуальных средств.

Кроме того, в магнитофонной записи очень трудно идентифицировать отдельных выступающих, особенно если они перебивают и стараются перекричать друг друга.
Телевидение может усилить тонкие невербальные сообщения и позволяет ученикам оценить их значение для коммуникации. Оно также дает участникам возможность увидеть интеракцию как единое целое, а не только с чьей-то отдельной точки зрения. Его главным недостатком, помимо дополнительной работы, которой оно требует, является замедление дебрифинга, если только над ним не осуществляется тщательный контроль.

С другой стороны, при необходимости оно может в некоторой степени упорядочить и структурировать процесс.
 
Другие возможности применения видео
 
Стоит отметить, что видео используется в ролевых играх не только для записи сессии. Одним из самых интересных способов его применения является передача информации в процессе самой ролевой игры. Мы уже видели, какие проблемы возникают при перегрузке ролей информацией во время написания инструкций. Отчасти этого можно избежать, если вводить дополнительную информацию в ходе ролевой игры.

Однако на бумаге ее трудно передать в большом количестве. Альтернативным и эффектным выходом из ситуации становится телепередача, построенная в форме выпуска новостей или заранее записанного интервью. Можно даже передавать информацию из одного помещения в другое, как это требуется, к примеру, в ролевой игре, изображающей диспут по вопросам руководства профсоюзом.
Кроме того, видеозаписью можно пользоваться при позднейшей оценке ролевой игры. Это может происходить в различных формах. Может быть так, что наставник захочет проанализировать время, затраченное на различные фазы интеракции, или какой-то иной аспект упражнения, по которому удастся оценить ход учебного процесса. Было бы особенно полезно записать и сам дебрифинг.

К тому же тот факт, что запись можно смотреть неоднократно, означает, что разные зрители могут анализировать свои реакции независимо друг от друга и поодиночке выставлять оценки для последующего сравнения. Это не только позволяет осмыслить ролевую игру, но и предоставляет возможность заняться тренингом и сравнением зрителей.
Однако основное применение видео находит на стадии дебрифинга, и оставшаяся часть этой главы будет посвящена исследованию возможностей его использования на данной стадии. Хотя существует много позитивных следствий использования телевидения в ролевых играх, надо отметить, что оно имеет также свои недостатки и даже таит опасность.
 
Осуществление записи
 
Основным недостатком кино- или видеокамеры является ограниченный угол зрения у обычных линз. При средней освещенности ограниченной оказывается и глубина фокуса. Это значит, что в фокусе могут одновременно находиться пять-шесть человек и уж никак не больше восьми.

В крупных группах или в случаях, когда участники двигаются и не могут быть рассажены так, как удобно оператору, нужно использовать либо несколько камер, либо одну, но очень подвижную. Видеозапись можно сделать тремя основными способами:

  • с помощью дистанционно управляемых камер;
  • в студийных условиях с камерой, закрепленной на штативе;
  • с помощью небольшой переносной (портативной) камеры.

При использовании дистанционно управляемых камер (с одно-пропускным экраном для оператора) необходимо зафиксировать их в определенных позициях. Это значит, что несколько камер должны располагаться так, чтобы отслеживать сцену под разными углами зрения; кроме того, в этом случае нужен либо очень проворный оператор, который будет носиться от камеры к камере, либо несколько операторов. Однако бывают ситуации - например, интервью, которое происходит с участием двух человек, сидящих лицом друг к другу, - когда такая организация становится оптимальной, хотя и дорогостоящей.
Полноценная студия обходится, конечно, намного дороже, но студии хуже еще и искусственностью своей обстановки вкупе с напряжением, которое они могут порождать. Трудно добиться от учеников расслабленности, когда они помещены в комнату с высоким потолком, полную света, оборудования и людей. Кроме того, акустика подобных помещений, будучи идеальной для работы с микрофоном, часто не подходит для людей, ведущих обычные беседы, а освещение, опять-таки идеальное для работы с камерой, не позволяет создать надлежащую атмосферу-
Наряду с тем, что некоторые инструкторы и педагоги могут воспользоваться более сложным оборудованием, большинство отдает предпочтение простой портативной камере, исходя из ее дешевизны, простоты эксплуатации и легкости контроля. При неуклонном снижении стоимости бытовой видеотехники видео становится доступно для всех.
Недостатки работы с единственной камерой:



Содержание  Назад  Вперед