Выбор типа ролевой игры


С другой стороны, может оказаться достаточным точное повторение ролевой игры. Единственным важным моментом является то, что наставник должен учесть перспективу переигровки и возможность изменения для нее формата ролевой игры. Роль наставника
В процессе фактического проведения ролевой игры наставник должен выполнять ряд различных функций, которые меняются по мере развития игры. Эти функции представлены на рисунке 7.3.


Рис. 7.3. Роль наставника
 
Выбор типа ролевой игры
 
Первейшей и жизненно важной задачей наставника является выбор типа ролевой игры, после чего он должен следить, чтобы действие не отклонялось от заданного стиля. Конечно, сам по себе стиль не должен быть крепко привязан к какому-то из типов ролевых игр, рассмотренных в главе 4. Несмотря на то что подобное деление на типы является удобным способом классификации ролевых игр в зависимости от их задач, на практике границы между ними размываются, а стили могут целенаправленно изменяться по мере все большего погружения игроков в игру. Из сказанного также следует, что выбор техники не ограничен лишь одной из тех, что мы обсуждали в этой главе выше. В одну ролевую игру можно встроить несколько технических приемов. Например, формат аквариума можно дополнить участием отдельных зрителей в работе консультационной группы, в свою очередь в которой можно выбрать человека для выступления в качестве дублера или двойника.

Можно даже сделать дублером и двойником одного и того же участника.
 
Обеспечение информации
 
Помимо прочего, наставник обеспечивает информацию и судейство во время диспутов. В идеале ему не понадобится выступать во время самой ролевой игры, так как вся информация была либо роздана в виде пояснительных записок, либо поступила через механизмы, заложенные в самом упражнении. Там, где это возможно, информация должна включать в себя указания, которые позволят избежать споров вокруг фактов, в том числе - о распределении властных полномочий в пределах ролевой игры.
 
ПАМЯТКА. Обсудите с участником основные правила сессии. Позаботьтесь, чтобы они их записали.
 
 
Арбитраж
 
Однако иногда непредвиденный поворот событий может поставить наставника перед необходимостью вмешаться в действие. Речь в данном случае идет о вводе в игру роли вратаря, возможности которой наставник должен использовать в максимальной степени. Термин вратарь обозначает в данном случае человека, который, благодаря своей выгодной позиции, может контролировать поток информации в виде поступающих извне приказов и инструкций. Такие вратарские функции могут взять на себя вводимые в игру регистраторы, секретари, делегаты, репортеры и библиотекари.

Хотя у самих носителей ролей может не быть никаких властных функций, при желании они могут обращать внимание участников на законы и правила.
Наставник должен убедиться в оправданности вмешательства и ввода нового материала. Без настоятельной необходимости ему ни в коем случае не следует вмешиваться и поправлять игроков. Лучше дождаться дебрифинга и дать ученикам поучиться на собственных ошибках, чем прерывать действие. Подобное вмешательство не только деморализует учеников, но и не дает им перейти от первой стадии, на которой они являются игроками, ко второй, где происходит истинное вживание в роль. На первой стадии Pгра протекает поверхностно; на второй же происходит более глубокое слияние с ролью, что приводит к подлинному пониманию и смене установок.

Уже было сказано, что одним из ключей к успешному проведению ролевой игры является сила воли, которую надо проявить наставнику, чтобы устоять перед соблазном исправлять ошибки в ходе действия или вмешаться каким-то иным образом.
 
Учет времени
 
Роль наставника как хронометриста очевидна. Мы снова видим здесь функцию, которая зачастую может быть встроена в саму ролевую игру. Если это невозможно, то при желании завершить действие естественным путем вы можете выполнить это в пределах соответствующей роли. Иногда наставникам хочется остановить ролевую игру и обсудить некоторые моменты, а после возобновить ее.



Сделать это гораздо проще, чем кажется большинству наставников. Ученикам вообще свойственна достаточная гибкость, чтобы позволить остановить ролевую игру, провести обсуждение и без особых потерь начать ее снова. В некоторых случаях так можно сделать даже несколько раз с небольшими интервалами.
Психологам известен распространенный феномен эффекта окончания. Если люди знают, что через несколько минут они должны завершить задачу, то это значимо повлияет на их поведение - например, на готовность рискнуть, на скорость действий и т. д. Может случиться так, что наставник пожелает избежать этого эффекта. Проще всего сделать это следующим образом: либо оставить время окончания намеренно неопределенным, либо объявить ложное окончание и тем оборвать сессию - неприятный, но неизбежный трюк в случаях, когда важно избежать эффекта окончания.
 
Генерирование энергии
 
Иногда возникают ситуации, когда кажется, что ролевая игра вот-вот остановится без всякой видимой причины. Дело не в том, что игроки заскучали, и не в том, что действие стало повторяться, - просто складывается впечатление, будто игра начинает застывать. Такую ситуацию проще увидеть, чем описать. В подобных случаях задачей наставника становится добавить в игру изюминку, оживить ее.

Для этих ситуаций не существует никакого золотого правила; поэтому многое зависит от личности наставника. Каким-то образом он должен изыскать возможность передать группе свою энергию и энтузиазм. Как бы это ни делалось - вступлением ли в игру, зажигательной речью или невербальными знаками - главным условием будет собственный энтузиазм наставника.

К сожалению, ни одна книга не в силах превратить пассивного наставника в воодушевленного.
 
Недопущение терапевтических воздействий
 
Последней, но не менее важной функцией наставника является разрешение конфликтов. Речь об этом пойдет в следующем разделе, но прежде необходимо выступить с предостережением. Все функции, которые были описаны выше, являются часть работы наставника по проведению ролевых игр. В обычные обязанности наставника не входит терапия. То, как используются ролевые игры в образовании и тренинге, очень похоже на их применение в терапевтических ситуациях.

В конце концов, терапия - это тоже процесс обучения, а изменение установок и поведения людей часто подразумевает устранение нежелательных установок и форм поведения. Однако терапевтический процесс требует других знаний, других навыков и другого контекста. Две эти ситуации разнятся в своих исходных посылках - особенно в распределении ответственности.

Соблазну сыграть Господа Бога нужно сказать твердое нет.
 
 
Факторы, препятствующие ролевой игре
 
 
 
Выход из роли
 
Одной из наиболее распространенных проблем, возникающих в процессе ролевой игры, оказывается ученик, который постоянно выходит из роли, чтобы объяснить, почему он совершил тот или иной поступок. Диалог может развиваться примерно так:
Вы поддерживаете наше предложение?
Нет, ну я не думаю, что я поддержал бы его в таких обстоятельствах, а вы?
Обычно это невротическая реакция, вызванная тревогой. Она указывает на неэффективность или недостаточную продолжительность разминки. В этом случае нужно немедленно остановить действие и обсудить проблему с игроками. Наставник должен объяснить преимущества делания перед разговорами о том, что можно было бы сделать. С тем же успехом можно прибегнуть к одному из вспомогательных методов, рассмотренных в данной главе выше.

Если проблема сохраняется, то нужно ротировать роли и поручить нервным игрокам те, что попроще. Это подготовит их к последующему разыгрыванию более крупных ролей.
К этой проблеме можно подойти иначе: предложить игрокам действовать так, как хочется им, а не кому-то, о ком они думают. Подобная ситуация возникает, как правило, из-за блокировки, которая развивается при попытке игрока делать два дела одновременно: разбираться с поставленной перед ним проблемной ситуацией и изменять поведение в соответствии со своим пониманием персонажа. В большинстве случаев обе стороны поведения, по сути, являются одним и тем же, просто игроки этого не осознают.

Важно заставить их реагировать на стимулы, которые поступают из той среды, в которой они находятся в данный момент. Создание образа же подобно глазури на торте и может быть отвергнуто как отвлекающий фактор.
 
Шутовство
 
Выход из роли является первой проблемой, возглавляющей список на рисунке 7.4; вторая проблема - шутовство.


Рис. 7.4. Факторы, препятствующие ролевой игре
Эта ситуация равнозначна той, когда ученик играет классного дурачка, но в данном случае она менее уловима, поскольку развести шутовство и поведение, характерное для глубокой включенности в действие, довольно сложно.



Содержание раздела