Alter ego или дублирование


Однако при обращении ролей делается попытка показать игроку, что значит быть женщиной, или слепцом, или парией, или же уважаемой личностью. Притворяться при этом необязательно. Все, что нужно игроку, это тщательно обдумать, какие ограничения сопутствуют данной роли в данной ситуации. Если я женщина, то как мне держаться с мужчиной? Если я ребенок, то что я могу, а что - нет?

Полномочен ли менеджер удовлетворить все требования профсоюзного деятеля? Что подумают обо мне люди, если я сделаю так-то и так-то?
Именно таким образом должен подходить игрок к обращению ролей. Ему не нужно говорить тонким голосом, кричать, стучать по столу. Конечно, ситуация может не оставить ему другого выхода, и он, разочарованный, сможет только кричать, стучать по столу, угодничать и уговаривать. Но эти действия будут вытекать из самой ситуации, а не представлять собой актерское исполнение роли.

Именно в таких обстоятельствах игрок начинает осознавать, как внешний мир влияет на наши действия и поведение.
Есть ряд ситуаций, к которым идеально подходят техники обращения ролей; одной из таких является исследование и прояснение коммуникации между мужчинами и женщинами - особенно в сфере сексуальных отношений. Общение, которое предшествует сексуальным действиям, обычно имеет чрезвычайно двусмысленный характер - юноша думает, что девушка думает, что юноша думает, что девушка думает, что... Интерпретация базируется на понимании роли, которую играет собеседник, и подлинном смысле подаваемых знаков. По традиции инициатором должен быть мужчина; женщина считает, что с ее стороны женственным будет выказать сопротивление. Но общественное мнение переменчиво, и каким образом вам ответить нет, имея в виду именно нет, если кто-то другой теми же самыми знаками говорит может быть?

Техники обращения ролей могут высветить и исследовать эти проблемы.
Как отмечалось выше, обращение ролей можно использовать при различных условиях и с различными целями. Одним из самых драматичных способов является обращение ролей в кульминационной точке ролевой игры, когда каждый игрок бурно отстаивает ту или иную точку зрения. Эффект, вызванный резкой переменой позиции, способен дать мощный толчок пониманию чужих установок и тому, как конкретная ситуация может видеться с противоположных сторон.
Особое внимание следует уделить ситуации, в которой игроков просят обменяться ролями с кем-то, кто владеет техническими навыками и знаниями, которых у них нет. Для примера обратимся к тренингу судей. Если им нужно проникнуться чувствами человека, которого подвергают перекрестному допросу или приговаривают к какому-либо наказанию, то ролевая игра может быть организована достаточно просто.

Судьям предписывают сыграть нехитрые роли преступников; они либо признают, либо не признают свою вину, а дело рассматривается способом, который знаком им с точки зрения лица, находящегося по другую сторону скамьи подсудимых. В их сознании возникнет картина совершенного или не совершенного преступления, и они смогут испытать на себе воздействие как допроса, так и соответствующего приговора.
Но если нужно повысить их сензитивность к проблемам, с которыми сталкивается в суде свидетель-эксперт, то необходимо учесть специальные знания, которых потребует данная роль. Чтобы справиться с этим, необходимо тщательно выделить те аспекты экспертных навыков и знаний, которые имеют отношение к рассматриваемому делу, и дать игрокам соответствующую справку, чтобы в смысле информированности они оказались в том же положении, что и свидетель, который при рассмотрении дела держит информацию наготове.
Обратимся к примеру: слушается дело об опеке над ребенком; вызывается свидетель для дачи показаний о плохом обращении с ребенком или нанесении ему умышленных повреждений. Если свидетель - врач, то игроку должны быть сообщены точные сведения о характере повреждений с использованием правильной медицинской терминологии. Кроме того, при инструктаже ему надо рассказать, каким образом врач определяет причину травмы с техническим обоснованием того или иного заключения.

Вооружившись этими сведениями, игрок сможет перевоплотиться в свидетеля, который владеет специальными знаниями, но которому трудно поделиться с ними из-за ограничений, накладываемых судом.
Alter ego или дублирование
Следующие техники представляют собой упражнения, цель которых ввести в действие дополнительных игроков и с их помощью осветить те качества протагониста, которые обычно скрыты от окружающих. Первую технику называют либо alter ego, либо дублированием. В этом случае протагонист и антагонист проигрывают свои роли как обычно, но в их действия встраивается еще один игрок (или несколько игроков), чтобы высказывать вслух те чувства, которые, как он думает, испытывают главные игроки.

Помощник, озвучивающий чувства протагониста, стоит за протагонистом; помощник, раскрывающий мысли антагониста, стоит за антагонистом. Каждый помощник говорит от первого лица: Я вам просто не верю, Это было очень обидно, Может быть, я просто обманываю себя, Ты ничего от меня не добьешься, Меня это страшно злит.
Понятно без слов, что человек, играющий alter ego или дублера, должен быть достаточно проницательным и чувствительным, чтобы обеспечить обратную связь, не подрывая при этом уверенность игрока, за которым он следует по пятам. Эта техника больше подходит для работы со взрослыми, которые уже участвовали в ролевых играх, нежели для занятий с детьми или студентами. Ее также лучше применять в случаях, когда ролевые игры непродолжительны и эпизодичны, а у протагониста и его дублера есть возможность обсудить между собой, насколько точен был двойник в своих комментариях.

С другой стороны, если эта техника оказывается в опытных и чутких руках, она способна вынести на поверхность эмоциональное содержание вербальной интеракции, которое столь часто оказывается погребенным под нагромождением слов. К игроку можно приписать даже большее число дублеров и предложить им осветить различные аспекты чувствования - например, оптимистический и пессимистический. Это может привести к повышению интереса, некоторому облегчению работы и в то же время обеспечить дополнительные инсайты.
 
Отражение
 
Другой техникой, для которой нужны игроки-помощники, является отражение. Смысл ее в том, чтобы повторить сценку и выступить в роли протагониста, в то время как настоящий протагонист будет сидеть и смотреть. В терапевтических условиях психодрамы это может оказаться отличным способом показать клиентам, какими их видят окружающие.

В образовании и тренинге эта техника не так хороша, поскольку создает реальную угрозу для индивида. Ее менее опасной разновидностью является ротация ролей, которую мы уже обсудили.
 
Поддержка
 
Техника поддержки может показаться идентичной только что рассмотренным, однако на деле она совершенно отлична от них. Эта техника помогает в тех ситуациях, когда игрок забыл роль или когда зрители чувствуют, что действие развивается не так, как ему следует. В этом случае протагонист получает поддержку от другого учащегося, который выходит, становится за игроком и говорит за него.

Помощник говорит от первого лица - в точности как протагонист и приходит к нему на помощь в те критические моменты, когда в речи протагониста наступает пауза или для того, чтобы ответить антагонисту.
Как указано в приведенном описании, двойники могут либо помогать в заполнении пауз, либо придавать ролевой игре новое направление. Они выходят из зрительской аудитории, оказывают свое содействие и возвращаются обратно. Их вкладом может быть единичная фраза или даже выступление на несколько минут.

Сделав дело, они скромно идут на свои места.
Здесь, как и в более сложной процедуре alter ego, должно существовать значительное согласие между игроком и двойником, но сама техника гораздо проще, чем может показаться. Она может стать спасительной альтернативой в случае, когда необходимо остановить игру, утратившую и жизнь, и направление, хотя ясно, что многое еще остается неисследованным. В общем и целом эти техники страшнее на бумаге, чем на практике, и их нужно представлять постепенно, чтобы ученики успели к ним привыкнуть.

Если наставник хочет дополнить этими дублирующими техниками более простые формы ролевых игр, то можно ввести их в Xазминку так, чтобы класс привык к самой их идея, которая поначалу может показаться странной.
 
Монолог, стул-собеседник и немые помощники
 
Некоторые типы ролевых игр выступают под общим названием монодрамы. Вообще они не слишком согласуются с задачами образования, но опытный учитель или инструктор должен уметь приспособить их к своим нуждам, если на то есть особые причины. Существу-
 
ют три разновидности монодрамы: монолог, вспомогательное эго-стул и немое вспомогательное эго.



Содержание  Назад  Вперед