Разница в статусе участников тренинга


Это полезно для организации в целом. Но это значит, что вам нужно работать в два раза больше, то есть вы половину усилий тратите на группу и половину на директора. Почему необходимо прикладывать так много усилий, если в группе присутствует директор? Потому что вы должны пресечь все ситуации, где он рискует совершить явные ошибки и потерять авторитет. Это плохо отразится на организации в целом, а ваша задача укреплять организацию.

Учитывая то, что все игры в тренинге построены на принципе ошибки, ваша задача давать директору такие роли, где он будет явно выглядеть лучше, сможет проявить свои лучшие качества. Вначале необходимо проинструктировать директора, как себя вести, чтобы он случайно не попал в глупую ситуацию. Надо объяснить ему, что он просто участник группы и ему не нужно участвовать во всех играх, и что когда понадобится его участие, вы его предупредите. Конечно, вы будете ему давать трудные роли, но те, с которыми он справится хорошо. Почти в каждой игре есть роли, которые обеспечивают успех игры.

Например, вы даете директору роль сложного клиента, эта роль является сложной для большинства участников, но может оказаться вполне по силам директору. И если он сыграет эту роль очень хорошо, это даст возможность остальным участникам почувствовать себя в экстремальной ситуации. Конечно, все наделают много ошибок, будет о чем поговорить на анализе игры, и в его процессе кто-нибудь из груп
2 3, Разница в статусе участников тренинга
пы обязательно скажет, как хорошо сыграл свою роль директор. Тем самым его авторитет в коллективе не пострадает, а, может быть, и вырастет. Директора можно также привлекать в ситуациях, где требуется эксперт или где он сможет поделиться своим опытом.
Присутствие директора очень хорошо и для того, чтобы вы как тренер получили в этой организации еще много заказов. Одно дело, когда директор узнает о тренинге по рассказам своих сотрудников, пусть даже сильно восхищенных, другое дело, когда он сам присутствовал в группе и остался доволен. Возможно, он сам попросит вас провести еще несколько тренингов с персоналом. Но, конечно, если он остался недоволен, уговорить его на проведение еще одного тренинга почти невозможно, даже если этот тренинг проводили не вы. Например, в одном крупном банке на переговорах мы договорились о проведении тренинга и согласовали программу с первым заместителем управляющего банка, а когда пришли к управляющему, он сказал: "Да, тренинг знаю, мы все прошли через эти жернова".

Дальше все было понятно, и в итоге тренинг так и не состоялся.
Если в группе присутствуют топ-менеджеры, это обычная ситуация. Нужно только следить, чтобы они сильно не тянули одеяло на себя, а во всем остальном это обычная группа.
2.4. ЧИСЛО УЧАСТНИКОВ В ГРУППЕ
Существует несколько подходов в определении числа участников в группе. По разным источникам, шесть-восемь человек это минимум, но даже при такой численности группа работает плохо. Почему?

Потому что в маленькой группе меньше разница мнений. Люди быстрее устают. Например, три человека поиграли в одной игре, три в следующей игре, а на третью игру добровольцев нет, они уже только что, часдва назад, играли, им нужно посидеть, отдохнуть.
В маленькой группе "динамика группы" ниже, группа дольше достигает сплоченности. Людей слишком мало для того, чтобы они смогли организовать некое сообщество. Кроме того, существует ограничение по минимальному количеству участников группы и по самим играм. Например, есть игра "Конференция". Игра очень полезная во многих аспектах, ее можно использовать в разных программах.

На эту игру нужно минимум девять человек. Три человека выходят за дверь, в помещении остается три пары. А в идеале нужно, чтобы было три тройки.

Только тройка образует плотную группу, и тогда это уже 12 человек. Иными словами, бывают ситуации, когда малое число участников для тренера проблема: просто не провести какие-то игры.
Еще один момент ограничения по количеству это четностьнечетность. Двенадцать цифра оптимальная. Но бывает, что в группе 11 или 13 человек. Это не так важно, потому что тренер может сам работать в паре (когда у кого-то нет пары), как обычный участник тренинга.



Поэтому тут никаких особенных сложностей нет.
Что делать, если людей меньше? К примеру, в организации одной деятельностью занимается всего шесть человек (например, рекламный отдел газеты), и они хотят тренинг продаж. Ситуация такая: или рек-ламщики добавляют людей из смежных отделов, кто чем-то подобным занимается или связан с этой работой, или просто приглашают сотрудников, которым это будет полезно.
Но бывает так, что людей у них больше нет. Есть организации, которые друг для друга не конкуренты, а партнеры. Можно предло
2 4. Число участников в группе
жить им договориться со своими партнерами, пусть те своих шесть человек добавят в группу. Они даже могут оплату поделить пополам ил и в какой-то пропорции. Например, основной заказчик платит 70 процентов, а приглашенные 30.

Первые экономят 30 процентов, и группа пройдет эффективней, потому что будет столько людей, сколько надо для хорошего тренинга, плюс еще и участники обменяются опытом.
Можно сделать по-другому: тренер добавляет в группу своих людей. Он приходит со своим ассистентом или вторым тренером. И этот человек может участвовать в каких-то играх.

Тренер может взять еще и оператора, который будет снимать на видеокамеру и тоже может участвовать в каких-то ситуациях в тех, где он нужен как участник.
Но нельзя, чтобы ваших приглашенных людей было больше, чем представителей той организации, где вы проводите тренинг. Если их, скажем, восемь человек, и вы пригласили троих своих знакомых, то это нормально, но большее число приглашать уже рискованно, представители заказчика могут сказать, что тренинг был для ваших друзей за их деньги.
С малым числом людей работать гораздо сложнее. Хотя бывают тренинги, которые проводятся даже с одним человеком. Например, главный человек в фирме говорит: "Я хочу пройти тренинг, но ни с кем не буду работать в группе. Хочу один".

Если он платит достаточно, то вы можете пригласить своих троих-четверых друзей или других тренеров, которые будут выполнять разные роли, и поработать с одним человеком. Конечно, это не будет настоящий тренинг, это будет просто отработка каких-то моментов, получение конкретных навыков, тренировка стилистики, публичных выступлений и т. д. Но тем не менее это возможно. Так иногда бывает на выборах. Самый главный человек не хочет тренироваться даже со своей командой. И тогда тренируют его одного.

Почему бы и нет?!
Верхняя граница числа участников тоже, по разным источникам, варьирует, скажем, 12, 14, 16, иногда 18 человек. Оптимально все-таки двенадцать человек хорошо делится на два, три, четыре, шесть. На мой взгляд, 15 человек это верхний предел, после которого каждый следующий человек увеличивает нагрузку на тренера.

Когда группа, скажем, 15 человек, то вы тратите на нее какое-то количество усилий, когда их уже 16, вы тратите усилий в два раза больше, когда их 17 в четыре раза, 18 в восемь раз и т. д., в геометрической профессии. Вам нужно будет следить за процессом, больше стимулировать группу, нужно запомнить гораздо больше информации и т. д. К тому же это хуже сказывается и на самой группе, поскольку большая группа обыч-
Подготовка к тренингу но делится на подгруппы, что не совсем хорошо: иногда между ними возникает противостояние.
Многие процессы, которые в группе из 13-14 человек идут легко, в более многочисленной группе уже тормозятся. Представьте обсуждение какого-либо вопроса по кругу: каждый высказывается минимум по 30 секунд с первого до десятого слушают, 11-го, 12-го еще как-то слушают, 13-14-го полуслушают, полутерпят, 15-16-го уже терпеть не могут. Потому что, уже первые десять высказали, в принципе, все мнения.

Каждый следующий потом уже в чем-то повторяется. И даже если 14-й или 15-й скажет оригинальную мысль, он на фоне всех других выглядит таким же, потому что люди устали слушать одно и то же. Кроме того, в таких ситуациях люди, чувствуя, что внимание к ним уменьшается, почему-то начинают говорить дольше, и процесс еще больше затягивается.
И поэтому нужно заранее предусмотреть, чтобы людей было столько, сколько вы запланировали. Нужно составить список и накануне точно знать, что все эти люди придут и что их не будет больше, чем вы оговорили.
Затем подстрахуйтесь и посмотрите на группу заранее. Бывает так: вы приходите на предварительное собрание, а руководитель начинает собирать людей. Собирает, собирает, полцеха сходится, уже человек сто сидят. А начальник говорит, что они думали, что чем больше людей, тем быстрей. Чего мы будем шесть групп проводить, мы решили одну вместе.

Может быть, они не поняли, а может, решили деньги сэкономить так тоже бывает. Вы четко объясняете, что больше 12 нельзя, потому что это будет уже не тренинг, а просто лекция. Тренинг тем и отличается, что здесь каждый участник должен активно работать.

А принцип активности предполагает 12 человек, больше нельзя.
Бывает такая ситуация, что люди уже стихийно собрались.



Содержание раздела