Знакомство


На мой взгляд, чем короче представление тренера, тем лучше. Смешно выглядит ситуация, когда тренер начинает расписывать, какой он хороший тренер и как много групп он провел. Достаточно коротко представиться и сказать несколько слов о тренинге, о программе и задачах, все это занимает 35 минут.
 
Затем проводится знакомство. Вариантов знакомства существует очень много, их можно модифицировать или придумать что-то свое. Основная задача процедуры знакомства для группы познакомиться друг с другом, для тренера запомнить имена всех участников. Кроме того, тренер должен сделать процедуру знакомства такой, чтобы она была в чем-то необычной, интересной для всех участников и дала возможность участникам немного раскрыться друг перед другом.

Необходимо, чтобы процесс сплачивания группы начинался с первых минут.
Вначале необходимо договориться об обращении друг к другу в кругу. Тренер может сказать: "Мы будем работать в группе три дня и нам нужно как-то друг к другу обращаться. Как вы думаете, как лучше "на ты" или "на вы"? По имени или по имени и отчеству?"
Желательно, чтобы группа сама, даже в процессе долгой дискуссии, пришла к тому, что нужно обращаться по имени и "на ты", поэтому этот вопрос лучше вынести на групповое обсуждение.
Зачем? Начинается первый групповой процесс. Вы задаете вопрос группе, группа начинает обсуждать.

Вы уже можете наблюдать за группой, кто что говорит и как говорит: интонации, эмоции, поведение.
Вы можете потихоньку направлять группу в ту сторону, куда нужно. Группа обсудит, что такое имя, что такое имя-отчество, что такое дистанция и нужна ли она, зачем они собрались и т. п. Бывает, что дискуссия по поводу имени-отчества занимает 2030 минут. Группа обговорит за эти 30 минут все важные для них вопросы.

Цепляясь за имя-отчество, они расскажут обо всех своих опасениях, о том, чего они боятся и чего ждут, о том, что они думают. И, соответственно, все эти вещи группа уже согласует.
Это очень хорошо. У меня несколько раз случалось, что группа долго дискутировала по поводу имени-отчества (минут 20), и результатом являлось то, что группа согласовывала этот вопрос и приобретала первый позитивный опыт совместной работы.
Один тренинг, где я сам был участником, помню до сих пор. У нас была сборная группа, то есть совершенно незнакомые между собой люди. Часть людей учились на факультете психологии и прошли несколько тренингов. И были люди, которые вообще первый раз в жизни сели в круг. И в начале тренинга мы говорили минут сорок.

Но за это время мы договорились о том, что все мы люди хорошие, что мы будем здесь хорошо заниматься, что не будем друг другу мешать и т. д. То есть мы проговорили все важные для нас моменты без участия тренера. И группа за первые 40 минут уже сплотилась. У нас после этого разговора появилось чувство "мы", и работать в группе сразу стало легко и приятно.

Когда группа сразу говорит давайте будем по имени и "на ты", стоит сразу переходить к процедуре знакомства.
Если вы предполагаете, что группа может запротестовать, можно сказать, что у нас такое правило: по имени и "на ты". Только для тренинга! Да, это непривычно, но мы здесь и тренируемся непривычным вещам.

Можно сказать, что мы не на производственном совещании, и настоять на этом как на правиле. Тогда уже никто не будет возражать.
Если группа все-таки решит обращаться друг к другу по имени-отчеству, тогда лучше сделать бейджи, потому что запомнить по имени-отчеству всех сразу не получится. Однако в обычной группе это не лучший вариант.
На мой взгляд, такие группы очень много теряют. Получается, что группа как бы не знакомится друг с другом, а читает подпись под каждым человеком. Человек обращается к другому, смотрит на листочек и читает имя: "Татьяна, а ты как думаешь?

А Сергей...".
Как тренер может настоять на варианте "по имени и на ты", если он все-таки дал этот вопрос на дискуссию? Тренер задает вопрос группе, и несколько человек говорят, что они хотят "на вы", а кто-то говорит, что


Общие процедуры
 
и "на ты" нормально. Тренер может просто подчеркнуть мнение, сказав: "А вот Сергей сейчас сказал, что он хочет на "ты". Затем задает вопрос Сергею: "Почему тебе так больше нравится?" Тот объясняет.

Далее тренер говорит: "А как вы думаете, что значит "ты", "вы"?" То есть он стимулирует разговор в определенном направлении, и таким образом любая группа придет к выводу, что лучше по имени и "на ты".
Тем самым решаются сразу две проблемы. Во-первых, уже снимаются какие-то барьеры. Во-вторых, это первый результат группового обсуждения.
ВАРИАНТЫ ЗНАКОМСТВА
Инструкция к первому варианту: "Сейчас мы будем знакомиться, но не обычным способом. Кто-то первый, кто сам захочет, назовет свое имя и два качества одно качество, которое ему помогает в общении, и другое, которое мешает. Второй человек, сидящий рядом с ним в кругу по часовой стрелке, повторяет все, что сказал первый, то есть его имя и его два качества, а затем говорит о себе. Третий человек повторяет слова первого, второго, а затем говорит о себе.

Далее все повторяют слова только двух предыдущих участников. Кто хочет быть первым?"
У этого варианта знакомства есть много плюсов. Один из них состоит в том, что он дает тренеру возможность выучить имена всех участников.
Также на подобном знакомстве люди волей-неволей немного раскрываются, то есть делают маленький шаг вперед. Все-таки они говорят о себе лично, что не совсем принято в обычных ситуациях. Называют какие-либо свои качества, пусть не самые сокровенные.

Таким образом у людей снимаются какие-то барьеры.
Тренер, как и все, сидит в кругу и, когда до него доходит очередь, повторяет слова двух предыдущих участников и говорит о себе. Так как тренеру не следует забывать их имена и качества, то начинающему тренеру лучше начать самому и дальше запоминать всех остальных. Хотя тогда эту процедуру лучше несколько упростить, например, не спрашивать, кто будет первым, а начать самому.

Правда, тогда может получиться, что тренер задает стереотип представления, и группа на этом этапе не работает. А основной принцип заключается в том, что тренер должен в любом упражнении давать возможность больше работать группе. Чем больше группа работает самостоятельно, тем больших результатов она добьется, и это будет ее результат, а не результат тренера.
3.2. Знакомство
Или можно предложить первому представиться человеку, который сидит рядом с тренером, а самому представиться вторым, повторив только одного предыдущего, и дальше запоминать имена всей группы.
Наиболее сложный, но и наиболее продуктивный вариант это когда тренер проговаривает правила представления и предлагает начать тому, кто хочет или кто самый смелый и т. п. Тогда тренер увидит, кто быстрее всех сообразит, что первый не повторяет никого. Этого человека можно взять на заметку, он может хорошо сыграть определенные роли в играх.
После знакомства можно обсудить данное упражнение как любое упражнение в тренинге. Например, спросить, что было труднее: говорить о себе или повторять за другими. Кто-то скажет, что о себе, такие люди пытались найти действительно главные качества. Кто-то, что о других, из-за ответственности не обидеть человека своей интерпретацией.

Кто-то обратит внимание на то, что труднее запомнить других из-за того, что одновременно приходилось думать о себе. После дискуссии можно сделать вывод, что люди часто не слышат друг друга, потому что заняты своими мыслями. Далее можно перейти к разговору об одной из целей тренинга научиться слушать и лучше понимать собеседника.
Другой вариант знакомства каждый называет свое имя и говорит о своих планах на эти три дня тренинга, на год, на пять лет, на всю жизнь и т. п.
Еще вариант: все по очереди говорят после минутной подготовки свой девиз и продолжают две фразы: "Я живу для..." и "Я работаю для...". Можно обсудить это знакомство или не обсуждать, по желанию тренера.
Можно всем по очереди представляться и говорить, о чем мечтали в детстве. Получается очень эмоциональное знакомство, так как у всех есть возможность поговорить о своих детских мечтах, а у многих они могут быть похожи.
Если вы заметили, что в процессе знакомства несколько человек стали чувствовать себя лучше, свободнее, комфортнее, и если, по вашему мнению, они уже могут сказать об этом в кругу, то после знакомства и обсуждения можно спросить у участников, как они себя чувствуют. Они поделятся своими впечатлениями; и те участники, которые еще испытывают дискомфорт, услышав, что другие тоже были вначале напряжены, а теперь расслабились и успокоились, тоже начнут расслабляться. Таким образом, тренер постоянно следит за групповой динамикой, показывая группе любые положительные изменения, тем самым еще больше ускоряя процесс.
Общие процедуры
 
После знакомства также можно поговорить об опасениях и ожиданиях, чтобы снять напряжение, если оно есть, чтобы еще больше сплотить группу за счет того, что все немного раскроются, осознают свои чувства, эмоции, ожидания и опасения. Какие-то конкретные опасения можно прокомментировать и успокоить участников.



Содержание раздела