Первая стадия "контакт"


В игре участвуют пять человек: один участник (обязательно мужчина) сидит на стуле, рядом на другом стуле лежит сумка, рядом стоит женщина (именно женщина). Три участника, лучше мужчины (но можно и женщины), выходят за дверь. Инструкция для тех, кто в вагоне. Мужчине: "Вы сидите на этом месте, на месте рядом ваша сумка. Вы заняли это место для своей девушки, которая войдет на следующей остановке примерно через пять минут. Вам ехать два часа, и вы хотите посидеть рядом и поговорить.

Вы даже купили два билета".
Женщине: "Вам ехать недолго, минут 20-30, и вы спокойно можете постоять. Возможно, если бы вам предложили вежливо, то вы могли бы и сесть, но вы не любите конфликты и для вас главное спокойно доехать. Ваша роль пассивная.

Вы не вмешиваетесь в конфликт, если он будет, а в остальном ведете себя так, как обычно с незнакомыми людьми в электричке".
Инструкция для участников за дверью: "Вы стоите на платформе, подходит электричка; вы заходите в вагон и видите мужчину, который сидит, рядом на соседнем месте сумка, рядом стоит женщина. Других свободных мест нет. Входите и делайте то, что считаете необходимым".
Вероятный вариант хода игры.
Три участника игры входят по очереди и проигрывают ситуацию. Обычно стадию контакта и ориентации все пропускают и начинают с
4 2. Первая стадия "Контакт" 95
третьей стадии поиска решения. Например, часто можно услышать:
Мужчина, уберите сумку!
Люди, посмотрите, такой здоровый лоб, а сидит!
Мужчина, уступите женщине место! и т. д.
Иногда эта игра проходит по следующему варианту: один из участников входит и просто стоит и ни с кем не разговаривает. Подождав секунд 30, можно у него спросить: "Будешь что-то делать или нет?" Если ответ отрицательный, то игра останавливается и приглашается другой участник. Другой участник может сразу же предложить мужчине уступить место женщине и, услышав отказ, или отступается от роли борца, или пытается усилить давление, привлекая внимание окружающих. Например: "Люди, посмотрите, какие хамы ездят в электричках!" Третий участник может пытаться применить силу. Например, схватить сумку и убежать, или выхватив сумку одной рукой, другой пихать женщину на стул.

Иногда это все происходит без единого слова. В общем, вариантов множество.
Но правильным в этой игре было бы привлечь внимание только мужчины, установив с ним контакт. Для этого можно наклониться, может быть, дотронуться до плеча, использовать контакт глаз. Затем на стадии ориентации выяснить, чья это сумка, и потом уже решать, что можно сделать в этой ситуации.
Почему в данном случае нельзя предлагать решение, не сориентировавшись в ситуации? Возможны следующие варианты: муж с женой поссорились, и вы влезаете в семейный конфликт. Она говорит: "Я рядом с ним сидеть не буду!" Или это сумка женщины, и возможно она не хочет или не может сидеть. Или под сумкой место испачкано и сумку специально поставили, чтобы никто не сел и т. д.
Анализ игры. Тренер сначала предоставляет слово наблюдателям отдельно по каждой ситуации: как каждый участник себя вел, был ли установлен контакт, как себя вели сидящий мужчина и женщина, которая стояла? Для прояснения отдельных моментов тренер может задавать вопросы.

Тем самым можно заострить внимание группы на наиболее важном на том, как устанавливался контакт.
Далее высказываются участники, которые приходили из-за двери. Тренер просит их рассказать о том, что они делали, что хотели сделать, что получилось, а что нет. Здесь важно показать установки, с которыми Участники начинали играть. Можно спросить у них, что они решили, когда были за дверью?

Часто участники говорят, что еще за дверью решили, что мужчина подлец, невоспитанный человек, и что его надо обязательно поднять, а женщину обязательно посадить.
На примере этой игры можно хорошо продемонстрировать, как пропускаются стадия контакта и стадия ориентации. Для некоторых участников, особенно постаравшихся воплотить свое намерение, может быть абсолютным откровением то, что женщина не хочет сидеть.


Тренер может задать участникам такие вопросы: "Как ты думаешь, хотела ли женщина сидеть, и не следовало ли у нее об этом спросить?" или "А может быть, мужчина инвалид и он не может стоять?", "Может быть, это муж и жена?"
Часто на вопрос тренера: "А знаешь ли ты, чья это сумка?" можно услышать ответ:
Да, это сумка мужчины.
А как ты узнал?
А он пытался ее у меня отнять, когда я ее схватил.
После анализа данной игры имеет смысл рассказать "правило угла": за спиной любого человека находится "угол", в который человека легко загнать, но из "угла" нет достойного выхода.
Есть только два недостойных. Первый это попытаться выиграть за счет агрессии, но все равно проиграть. Второй согласиться, уступить и потом чувствовать негативные


эмоции, то есть сразу проиграть.
Возвратимся к нашей игре. Выходит, что как только любой участник в том или ином варианте "наехал" на си-
3. Правило угла дящего M3™"y или оценил его, как
невоспитанного человека, то он тем самым загнал его в угол. Ситуация сразу стала конфликтной и решения не найти. Все участники ситуации или хотя бы один из них будет испытывать негативные эмоции.
Поэтому первое "правило угла" звучит так: ни в коем случае не загоняйте человека в угол. Если вы загнали человека в угол, то нормально общаться с ним дальше невозможно. Второе "правило угла": не заходите в угол сами при любых обстоятельствах, то есть не обижайтесь.

Как реализовать эти правила на практике, будет подробно рассмотрено в разделе о конфликтах.
В "Электричке" очень хорошо видно, что не нужно обижать людей, а необходимо говорить необидными и понятными словами. Как только человека обидели, контакт разрушается, и договориться с ним конструктивно очень сложно или даже невозможно.
ИГРЫ НА УСТАНОВЛЕНИЕ КОНТАКТА
Далее можно провести следующую игру на контакт, лучше такую, где контакт обязателен. Например, когда люди незнакомы, и есть какие-то другие дополнительные сложности в установлении контакта. Самый простой, даже где-то примитивный, вариант игры познакомиться с девушкой на улице.
В игре участвуют два человека. Инструкцию лучше давать им по отдельности, так как все инструкции имеют различия или дополнения, которые не должен знать другой участник игры. Ведь если вы оставите в помещении двух человек и мужчине скажете, что он сейчас должен познакомиться с этой девушкой, а девушке здесь же говорите, что знакомиться с ним ей не следует, то понятно, что никакой мотивации с ней познакомиться у него не будет.
Итак, один игрок выходит за дверь, и инструкция для него будет звучать так: там девушка, ты ее увидел и решил, что тебе обязательно нужно с ней познакомиться. Девушке говорим: посмотри, как он будет себя вести. Если будет "тихоня", то ты с ним не знакомься; если будет слишком наглым тоже; а если тебе понравится тогда знакомься.

Игра с такой раздельной инструкцией может пройти интереснее, потому что в ней появляется интрига.
Вариант посложнее попросить сто рублей у незнакомого тебе человека. Можно, к примеру, просто попросить сто рублей, а можно усложнить ситуацию: "Ты отстал от поезда, тебе нужно 100 рублей, чтобы догнать на скором поезде свой поезд. Ты увидел только одного человека на перроне в 12 часов ночи.

Он единственный, кто может тебя спасти, потому что через пять минут подходит скорый поезд, который догонит на перегоне твой поезд. Ты подходишь и просишь у него денег".
Можно сделать три дубля, как в любой ролевой игре, то есть одну и ту же роль выполняют по очереди три участника. А игроку, у которого будут просить деньги, говорите: "Деньги дашь только одному из троих. Решишь это после того, как пообщаешься со всеми тремя участниками".
Ситуацию можно усложнять в разумных пределах, но идея все равно остается та же: это игры, где прежде всего нужен хороший, доверительный контакт. В этих играх, конечно, есть и стадия ориентации, и стадия аргументации, и принятия решения, но акцент при анализе делается на стадию контакта.
Вариант игры на контакт с деловой тематикой: необходимо уговорить секретаря пропустить к директору в неприемное время.
Содержание программы тренинга Один, два или три участника (в зависимости от вашего желания) выходят за дверь. Участник, играющий секретаря, садится за стол.
Инструкция тем, кто за дверью: "Время неприемное, и ваша задача уговорить секретаря пропустить вас к директору прямо сейчас. Вам надо подписать заявление на отпуск за свой счет на семь дней с завтрашнего дня, так как друзья предложили вам поехать отдохнуть, потому что неожиданно освободилось одно место. Уговорите секретаря, чтобы она вас пропустила".
Инструкция для секретаря: "Время неприемное. К вам сейчас по очереди придут три человека и будут пытаться попасть к директору. Вы можете пропустить только одного из троих, того, кто больше понравится".
После игры идет анализ: получилось ли выполнить задание, если получилось, то за счет чего, если нет то из-за чего. При анализе следует особо подчеркнуть поведение играющих на стадии контакта.
ПЯТЬ ПРАВИЛ ВСТУПЛЕНИЯ В КОНТАКТ
После игры и анализа можно дать пять правил вступления в контакт.



Содержание раздела