Углубленное знакомство


На это можно потратить несколько минут, а иногда и час, если тема волнует группу. Часто бывает, что кто-то был уже на тренинге, на котором ему досталось, и теперь есть опасения, о которых сам человек не скажет, но будет ожидать подвоха со стороны тренера. Поэтому, если тема заинтересовала группу, надо поддержать дискуссию, и в результате, когда проявятся какие-то скрытые опасения, можно пообещать группе, что в этом тренинге ничего подобного не будет. Для заметок
3.3. УГЛУБЛЕННОЕ ЗНАКОМСТВО
Следующая процедура, которую можно провести в группе, называется углубленное знакомство. Все разбиваются на пары и рассказывают друг другу о себе. Задача узнать как можно больше друг о друге, чтобы потом представить друг друга в кругу.

Игра проходит очень хорошо, если в ней принимает участие не более 14 человек, иначе группа может заскучать.
Если участники тренинга хорошо знакомы между собой, подобная процедура нецелесообразна, если же в ней собрались малознакомые или незнакомые между собой люди, углубленное знакомство проводить стоит. Оно хорошо влияет на динамику группы: вначале люди еще не готовы о себе подробно и открыто рассказать в кругу, но в паре расскажут. Поэтому мы, давая очень простое задание рассказать о себе в паре, помогаем людям раскрыться. Время, которое отводится на рассказ каждого в паре, в среднем от 7 до 15 минут.

Здесь, на мой взгляд, есть возрастные отличия: чем моложе человек, тем меньше времени ему нужно на рассказ о себе.
Затем все садятся в круг и представляют друг друга. Эта процедура полезна для сплоченности группы. К примеру, человек начинает рассказывать какие-то факты из жизни своего партнера, и оказывается, что трое других участников учились в том же институте.

У меня был курьезный случай: два соседа по дому встретились на тренинге; они восемь лет живут в одном доме и никогда друг друга не видели. Была ситуация, когда встретились два студента из одного потока. Они учились в разных группах десять лет назад и, когда сели в круг, то друг друга не вспомнили.

Обычная ситуация, когда находятся "родственные души": кто-то любит животных, а кто-то выращивает цветы. Все это очень работает на сближение группы.
Инструкция. "Сейчас все разбиваются на пары. Выберите себе в пару человека, которого вы знаете меньше всего. (Если в группе нечетное число участников, то тренер тоже участвует в выполнении задания.) Все в парах садятся рядом или напротив, как вам удобно. Далее первый номер в паре рассказывает все о себе: можно рассказать свою биогра
Общие процедуры фию, о своих увлечениях, хобби, о своей семье все, что посчитаете нужным. Задача второго узнать партнера как можно лучше. Для этого нужно внимательно слушать и запоминать, можно задавать вопросы. На это дается 15 минут. Когда время закончится, я скажу "стоп".

Вы поменяетесь ролями в паре, и у вас будет еще 15 минут. Затем вы все садитесь в круг и ваша задача представить друг друга в кругу другим участникам, то есть рассказать о вашем партнере так, чтобы мы узнали его лучше. Если, по вашему мнению, партнер рассказал вам что-то очень личное, то или спросите у него разрешения, можно ли это говорить в кругу, или просто не сообщайте группе эту информацию.

А сейчас все встаем, ищем себе пару, садимся, где удобно, и начинаем работать".
Тренер следит за временем и дает команды на начало упражнения, смену ролей и завершение работы в парах. После того как все друг друга представили, можно немного поговорить об этом упражнении: спросить участников об их впечатлении, о эмоциях или просто объявить перерыв и не обсуждать это упражнение. Тренер просто может сказать, что теперь мы узнали лучше друг друга и нам будет легче работать в группе.
Игра проходит менее интересно, если начинают передавать не факты, а впечатления: очень хороший человек, замечательный человек и т. д. Поэтому в инструкции нужно подчеркнуть, что участники должны поделиться не впечатлением о человеке, а фактами из его жизни. В таком случае получается очень эмоциональное и сближающее упражнение.
Для заметок


3.4. ЗАВЕРШЕНИЕ ДНЯ
Каждый день тренинга заканчивается обсуждением дня, подведением итогов. Подведение итогов дня или всего тренинга позволяет закрепить результат работы, еще раз напомнить участникам об их достижениях, обменяться впечатлениями, согласовать свои оценки. Это очень важная процедура, так как по этому итогу участники и будут судить о тренинге. Все высказывания, эмоции и оценки участников суммируются и усиливают друг друга.

То, что участники скажут на подведении итогов, то они и будут говорить, когда у них спросят о тренинге. Можно сказать, что подведение итогов это репетиция того, что скажут на обсуждении, того, что будут говорить дальше. Поэтому тренер не должен пускать это обсуждение дня на самотек.
Одним из эффектов группы является конформизм всех участников. Если первый говорящий скажет, что, например, "тренинг так себе и много что можно было сделать лучше", то это не обязательно значит, что человек недоволен, вполне возможно, что он просто решил: вот удобный момент показать, какой я умный и т. п. Но после такого выступления вся группа может высказаться в том же ключе, и прекрасно проведенный день превращается в объект для критики. Эффективность тренинга значительно снижается, и мнение, которое после такого тренинга останется у участников, будет не из лучших.
Поэтому тренеру имеет смысл задать вопрос так, чтобы оценки участников были хорошие и даже восторженные. Например, спросить: "Чему вы сегодня научились?" (особенно, если в течение дня были высказывания в группе по этому поводу). Можно спросить: "Что вам больше всего понравилось сегодня?", или "Заметили ли вы, что все в группе стали более открытыми, стали ближе друг другу?" и т. п. Можно спросить: "Что вам сегодня понравилось, а что нет?" Но после этого вопроса лучше дать слово тому, кто очень доволен, чтобы он задал положительный тон своим высказыванием.
Если в группе есть человек, который решил заработать себе авторитет, споря с тренером, чтобы всем показать, что он крутой, то для него это удобный момент выделиться. Поэтому дайте слово кому-то из очень
Общие процедуры довольных и сделайте так, чтобы по кругу до "спорщика" высказалась большая часть группы. Тогда он будет вынужден присоединиться к мнению группы. А если же он не сообразит и "ляпнет" что-то несоответственное, то на фоне всех остальных высказываний это будет очень заметно и будет ему хорошим уроком.
Как определить того, кто очень доволен? Обычно такого человека очень хорошо видно: он часто улыбается тренеру, кивает, всячески демонстрирует свое расположение.
В последний день можно подводить как итог дня, так и итог тренинга. Особенно важны первый и последний день. Первый день формирует отношение к тренингу, заинтересованность и мотивацию участия в данной группе. Последний день это общее впечатление, которое участники будут передавать другим людям. Чем это впечатление лучше, тем лучше и результат тренинга, так как о нем будут долго вспоминать.

Поэтому столь важным является обсуждение итогов этих дней.
Кроме того, первый день и последний день это дни эмоционального пика в группе, и необходимо, чтобы пик был положительным. В первый день очень важно соблюсти два момента: во-первых чтобы было очень весело и интересно, во-вторых чтобы группа узнала нечто новое и полезное, чтобы у них возникло желание обязательно прийти на следующий день. Очень плохо, если на второй день не придет несколько человек.

Можно считать, что группа развалилась. В середине тренинга, так как есть некоторая эмоциональная усталость (слишком много впечатлений), а второе дыхание еще не открылось, группу гнать не нужно. Достаточно поддерживать нормальный темп работы, ориентируясь на состояние группы.

Затем пойдет подъем и его можно подстегивать, но важно не переиграть, чтобы у группы остались силы на работу, особенно, если тренинг закончился в воскресенье, а в понедельник все довольные, но выжатые, как лимон, приходят на работу и работать не могут. Хороший результат когда тренинг закончился, а группа хочет еще продолжения, у них есть на это силы, и конечно, они смогут хорошо работать всю неделю.
Для заметок
Глава 4
содержание
программы
тренинга
4.1. ЧЕТЫРЕ СТАДИИ ОБЩЕНИЯ
Тренинг общения проводится по традиционному методу общение разбивается на четыре стадии: контакт, ориентация, поиск совместного решения и принятие решения. Но сначала тренер задает вопрос группе: "Какие критерии эффективности общения вы знаете?"; "Какое общение можно назвать эффективным?"
Участники группы высказывают свои предложения. В результате сама группа может выработать некоторые критерии или тренер может обобщить результаты группового обсуждения и назвать критерии. Их два: общение или беседа будет эффективна или успешна тогда, когда (1) люди удовлетворены ею и (2) найдено и принято решение, с которым все согласны.

Для подтверждения этих критериев можно провести игру (например, "Лошадь" или "Курица").
"Лошадь"
Инструкция. Вариант 1. Пошел крестьянин на рынок и купил лошадь за одну тысячу. На обратном пути встретил купца.



Содержание раздела