Подготовка помещения


В итоге все были очень довольны. Иногда такие вещи делаются и на тренинге, когда определенная его часть посвящается решению какой-то конкретной проблемы организации. Это можно проводить как большую деловую игру. И люди после тренинга идут к директору с этой проблемой.
Еще один важный момент связан не с численностью, а с неизменностью состава людей в группе. Когда состав людей в группе меняется (пусть даже по объективным причинам), это плохо влияет на группу. Принцип закрытости группы предполагает, что в группе люди работают с начала и до конца в одном и том же составе. Почему?

Потому что новый, вновь пришедший человек, не видел чего-то, он отстает от группы. И чтобы внедрить его в группу, нужно потратить очень много усилий.
Со студенческими группами часто бывало, что кто-то приходил на второй или на третий день. Но даже за пять дней эти люди так и не догоняли группу. Группа уже пошла дальше, а человек начинал задавать вопросы, ответы на которые для всех и так понятны. Это раздражало группу. Они раз ответят, другой отмахнутся, им надо уже следующее, а человек не понимал предыдущее.

Вдобавок он еще стесняется, чего-то боится. В группе это заметно. У меня была такая ситуация, когда я не хотел брать опоздавшего, но деканат очень просил за старосту группы. И в различных ситуациях было видно, что человек не "догоняет".

Где нужны добровольцы, он чуть-чуть побоится, или что-то не так скажет. Плохо и самому участнику, и группе, которая все это замечает. Тренер может сделать так, чтобы группа этого не заметила, но это лишнее время, лишняя затраченная энергия.

Поэтому и в организациях и на сборных тренингах жесткое правило если кто-либо не был в первый день, то на последующие дни его не берут (независимо от причины отсутствия).
2.5. ПОДГОТОВКА ПОМЕЩЕНИЯ
Требования к помещению самые стандартные: в нем должно свободно разместиться в кругу 14-18 человек. Круг должен быть идеально круглым, не должны мешать углы столов, какое-то оборудование. Зачем нужен идеально ровный круг?
Первая причина это энергетика группы: в кругу циркулирует много энергии, это чувствуется уже с первых часов занятия, а в идеальном кругу энергия циркулирует легче, что сказывается и на работоспособности группы, и на самочувствии участников. Много раз замечено, что через полдня работы в кругу у участников выравниваются и настроение, и самочувствие, и если на тренинг приходит человек, который начинает заболевать, то чаще всего к концу дня он выздоравливает. Те участники, которые часто выдвигаются за круг, могут жаловаться на головную боль, так как они на время выпадают из потока групповой энергии и затем резко попадают в него, поэтому тренер таким участникам предлагает сесть в круг и не отклоняться на стуле.
Вторая причина в идеально ровном кругу все видят друг друга, что улучшает контакт и также способствует динамике группы.
Что значит "сесть свободно"? В начале тренинга группа может сесть широко, так как они еще не готовы садиться в тесный круг. Потом, в процессе работы, они сядут ближе, и это будет заметно всем.

Это еще один показатель сплоченности группы и это дает тренеру возможность лучше контролировать процесс.
Если же помещение маленькое, и все садятся слишком близко друг к другу, то это вызывает дополнительное напряжение, только и всего, и тренеру придется работать и с этим.
С другой стороны, слишком большое помещение тоже нехорошо, так как группа чувствует себя в нем некомфортно, что также может повлиять на работоспособность группы. На мой взгляд, максимально большое помещение, которое допустимо для работы группы, это круг на 14-18 стульев, стоящих не вплотную, и еще 50% дополнительной площади за кругом, где можно установить видеоаппаратуру, доску, флипчарт, может быть, стол для чая и кофе. Обычно говорят, что кофе и чай лучше
Подготовка к тренингу пить в отдельной комнате, но часто такого помещения нет, и тогда вполне можно обойтись одной комнатой.
Кроме размеров, очень важно наличие в комнате достаточного количества свежего воздуха, которого должно хватать на полтора-два часа интенсивной работы. В перерыве можно и даже нужно проветрить (для этого тоже должны быть возможности). Если воздуха не хватает и в помещении душно, можно испортить весь тренинг.



Тренеру необходимо обратить на это внимание.
Очень важен и температурный режим. Чтобы работать в кругу было комфортно, в комнате должна быть нормальная температура. Если в помещении слишком тепло или слишком холодно, эффективность тренинга может снизиться.
Важно обратить внимание на то, что если в помещении недавно сделан ремонт, то запах краски, пластика или еще каких-то материалов может быть очень сильным. То же относится и к покрытию пола. Сейчас часто используют ковровое покрытие, и если оно новое, то тоже может иметь сильный запах, а старое могло впитать в себя запахи прошлых банкетов.

Наиболее приемлемый вариант это паркет или линолеум. Для того чтобы правильно оценить помещение, необходимо посидеть в нем 30-40 минут. Например, когда вы поедете заказывать помещение, все переговоры лучше вести именно в нем: согласование времени работы, перерывов на чай и обед, местонахождение и состояние туалетов и так далее.

За время переговоров вы легко сможете оценить помещение.
Стулья для тренинга должны быть самые обычные не слишком жесткие и не слишком мягкие: на жестких весь день не высидеть, а слишком мягкие больше располагают к отдыху, чем к работе. Плохо, когда стулья на колесиках, у круга теряется стабильность, кроме того, эти стулья неудобны для многих разминок, таких, например, как разминки с пересаживанием. Плохие стулья, у которых ножки выступают за сидения, и из-за этого их не поставить вплотную друг к другу, а в некоторых упражнениях бывает необходимо сесть ближе друг к другу.

Совершенно не подходят для тренинга кресла и полукресла группа сразу начинает лениться и работать менее эффективно.
Вопрос с наличием видеоаппаратуры, доски, бумаги и другого оборудования решается в рабочем порядке: или это все есть в данном помещении, или это необходимо привезти с собой. Со временем у тренера появляется на примете несколько проверенных помещений, которые он может рекомендовать своим клиентам.
2.6. РАЗДАТОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Практически во всех тренингах используются методические (раздаточные) материалы. Мое отношение к раздаточным материалам неоднозначное. Особенно это касается рабочих тетрадей.

Я не люблю рабочие тетради. Мне кажется, что от них больше вреда, чем пользы.
Во-первых, получив в начале тренинга рабочую тетрадь, участники сразу просмотрят все материалы. Бесполезно говорить, чтобы они не смотрели их без команды тренера, все равно будут смотреть. В результате в процессе работы пропадает эффект новизны.
Во-вторых, материалы, собранные в тетрадь делают программу более жесткой, более типовой. На мой взгляд, лучше, когда тренер в процессе тренинга решает, что необходимо давать на этой группе, а от чего лучше отказаться и не тратить время.
В-третьих, всегда может получиться, что материалов в тетради избыточное количество, и о чем-то на тренинге вы не успеете упомянуть. А у участников возникнет впечатление, что им что-то не сказали, чего-то лишили и, возможно, именно самого важного. В результате после окончания тренинга они могут высказать все это тренеру, как некоторые претензии, и затем рассказать об этом своему руководству.

Поэтому лучше не создавать ситуацию, из которой потом придется выпутываться. Единственный плюс рабочей тетради это то, что она выглядит как более дорогой товар и так легче продавать тренинг, ну и конечно на всех листах рабочей тетради можно указать свои телефоны, адрес и т. п.
Я предпочитаю раздаточные материалы в виде отдельных листов, которые выдаются участникам по ходу тренинга. На мой взгляд, у них больше плюсов, чем минусов. Минус только один очень часто после тренинга часть листов остается брошенными в аудитории, как ненужные. Но эта проблема решается следующим образом. Все листы с методическими материалами, которые вы подготовили для тренинга, предварительно прокалываются дыроколом.

И вместе с первым листом всем участникам группы выдаются папки-скоросшиватели. В них уже могут быть вложены, например, титульный лист с названием тренинга, программа тренинга, чистые или разлинованные листы для записей и т. п.
Подготовка к тренингу И далее по ходу тренинга все листы, которые вы будете выдавать участникам тренинга, они будут подкалывать в эту папку. Таким образом, в конце тренинга получится полноценная рабочая тетрадь.
Но можно и не делать папки. Главное, нужно понимать, что основная задача методических материалов заключается в облегчении восприятия участниками того материала, который вы даете на тренинге. И соответственно, этот лист уже сработал. И кто-то возьмет его себе, а кто-то нет. Не надейтесь, что те, кто взял эти материалы, обязательно будут их потом просматривать.

Большинство никогда больше не возьмет их в руки. Важно, что как раз вследствие этого нужно прикладывать еще больше усилий, чтобы этот материал был усвоен участниками как можно лучше именно в процессе тренинга.



Содержание раздела