Правила работы группы


Чем еще хороши методические материалы в виде отдельно выдаваемых листов, так это тем, что материала можно подготовить гораздо больше, чем нужно, и использовать именно тот, который окажется в процессе работы этой группы наиболее актуальным. А для другой группы можно использовать совершенно другие материалы. Таким образом, тренинг больше ориентирован на конкретную группу.

Кроме того, отдельные листы легче изменять, перерабатывать, улучшать, чем какой-то законченный продукт.
Бывает, что в тренинге вообще не используются никакие раздаточные материалы. Но начинающим тренерам я настоятельно советую ими пользоваться. Они позволяют тренеру чувствовать себя спокойней, так как у него есть некие законные "шпаргалки", и тогда страх что-то забыть не так велик.
Раздаточные материалы, которыми я пользуюсь чаще всего, собраны в приложении. Не все они идеальны, некоторые являются спорными. Я предлагаю относиться к ним, как к образцам, на основе которых или по образу и подобию которых можно готовить свои материалы.
 
3.1. ПРАВИЛА РАБОТЫ ГРУППЫ
После того как все познакомятся, принимаются правила, по которым будет работать группа. Основной смысл правил показать участникам, что в группе им будет безопасно. Кроме того, правила помогают упорядочить все тренинговые процедуры.

Иногда тренер придумывает правила, которые облегчают жизнь ему, но не влияют положительным образом на группу; бывает, что тренер вводит правила, которые, на мой взгляд, являются вредными. Поэтому вначале три полезных правила.
Первое правило правило обратной связи. Лучше сказать, правило положительной обратной связи. Это значит, что все участники могут рассказать друг другу, кто как себя вел в ролевой игре, что делал хорошо и что можно было сделать лучше. Правило очень сложное, и тренер должен следить за его соблюдением.

Это очень полезный навык делать замечание через позитив, в конструктивной форме. Это правило сразу снимает многие страхи, так как мы договариваемся, что критиковать друг друга не будем, потому что это бесполезно.
Если в группе возражают (например, кто-то может попросить, чтобы его покритиковали, так как он к этому привык), то вы можете привести высказывание Гете: "Если мы принимаем людей такими, какие они есть, мы делаем их хуже. Если же мы относимся к ним так, как будто они таковы, какими им следует быть, мы помогаем им стать такими, какими они в состоянии стать".
Когда на тренинге принимается просто правило обратной связи, то подразумевается, что можно сказать и плюсы и минусы. Может получиться, что двенадцать человек выскажут свое отрицательное мнение одному участнику. А после этого, когда начнется следующая игра и тренер скажет, что нужны добровольцы, то бывает, что все участники опускают голову вниз. Отрицательная обратная связь это неконструктивно.

Когда человеку расскажут только о том, что он сделал плохо, то он только на этом и зациклится. Он не будет развиваться.
Когда же участнику говорят, что он сделал хорошо и что можно было сделать лучше, это показывает, куда можно двигаться. Причем, когда двенадцать человек скажут, что можно было так, а, может быть, этак у человека появляются варианты. Появляется свобода выбора.
Общие процедуры
 
Тренинг не учит одному правильному алгоритму поведению, таких вариантов много, и каждый найдет в тренинге что-то полезное для себя.
Второе правило это правило "здесь и теперь". Правило "здесь и теперь" говорит о том, что мы обсуждаем и рассматриваем в круге только те ситуации, которые имеют место в группе. Нельзя говорить: "А вот если бы здесь был другой человек...".

Это правило важно тем, что оно позволяет прекратить любую дискуссию, как только она затягивается. Мы обсуждаем только то, что происходит внутри круга. Группа может скатиться на разговоры, и об одной игре можно говорить три часа: "А знаете, вот у нас был такой случай...", "А вот там у них такой директор, что если бы мы пришли к нему..." и так далее.

И вроде бы всем интересно. Причем никто не устает, все активны, но на это покупаться нельзя. Так можно потерять половину времени.


Вообще, любая дискуссия в группе идет до тех пор, пока хотя бы один человек не заскучал. Если вы видите, что кто-то еще с жаром, с пылом объясняет свою идею, а кому-то это уже не так интересно и он голову опустил значит, пора закругляться. Если два-три человека еще будут активно дискутировать, а человек пять уже выпадут из процесса, то уже разминкой их будет не расшевелить.

Поэтому правило "здесь и теперь" очень полезное.
Третье правило это "правило закрытости группы", или правило "психологической безопасности", или просто "правило безопасности". Оно имеет несколько вариантов. Иногда говорят, что нельзя ничего рассказывать о тренинге никому. Это глупо, так как никто не сможет выполнить такое правило. Зачем вводить правило, которое не сможет исполняться?

Если мы придумываем правило, то оно должно работать. Мы говорим, что рассказывать можно кому угодно и что угодно, просто не называть фамилий и имен участников. Для организаций это очень важное правило.
Кроме того, это правило говорит о том, что участники не должны обсуждать игры и содержание тренинга в перерывах, потому что этот материал может быть потерян для группы. Все можно обсуждать только в кругу, это совместный опыт и совместные находки.
Правило закрытости группы еще означает, что группа работает в постоянном составе, то есть никто группу не покидает до окончания тренинга, и никого в группу не принимают после его начала.
Кроме этих правил есть еще многие другие, но, на мой взгляд, они вредные. Например, правило искренности все говорят только честно, никто не врет. Это правило мне кажется каким-то надуманным, так как предполагает, что в группе собрались одни вруны. На мой взгляд, обычно люди всегда говорят правду, если нет какой-то сложной ситуа
3.1. Правила работы группы
ции, когда им выгодно врать. К тому же, кто захочет соврать, все равно соврет, и правило никого в этом не ограничит. Зачем же тогда изначально обвинять участников тренинга во вранье?
Или правило "стоп". Смысл его в том, что любой участник группы может прекратить любую процедуру в группе, если она его личностно задевает. То есть все сидят, играют в какую-то игру, и если вдруг кто-то почувствовал, что его это личностно напрягает, задевает какие-то его душевные струны, то он может сказать: "Я ввожу правило "стоп", мы в это больше не играем, об этом больше не говорим". У меня, как у участника, услышавшего такое правило, сразу возник бы вопрос: "Во что же такое мы можем играть на тренинге, что это так будет человека задевать?" И, скорее всего, ничего такого не будет.

Но люди так устроены, им сказали, что есть такое правило, они начнут думать наверное, там что-то такое будет. Проходит день ничего нет, проходит два ничего нет. Но кто-то обязательно попытается это что-то найти в любой, даже простой игре, даже в разминке и скажет"стоп". Ведь надо же правилом воспользоваться.

Некоторые люди будут сидеть три дня и ждать, когда же это произойдет, чтобы ввести правило. Смысла в этом правиле нет никакого, и его незачем использовать.
Следующее правило правило отказа. Смысл его состоит в том, что любой человек может отказаться от участия в какой-либо игре только один раз за весь тренинг. Например, проводя игру, тренер говорит, что нужны три человека, и он назначает трех первых людей, которые, например, сидят справа от него.

И кто-то из них говорит: "Я беру свое право отказа, я сегодня не буду играть (или сейчас не буду играть)". Глупое правило потому что если людям будет интересно, то они и так захотят играть, и никто не будет отказываться. А так некоторые могут специально отказаться, чтобы воспользоваться правилом.

Мне кажется, лучше работать интересно, чтобы было много добровольцев это куда как проще и интереснее для самой группы.
Еще правило говорить по очереди. В принципе, большинство людей специально друг друга никогда не перебивают только в эмоциональном запале. Зачем же изначально предполагать, что они все невоспитанные и страшно невнимательные друг к другу. А тренер сразу вводит это как правило.

Конечно, это бесполезно, потому что в процессе, в эмоциях, даже тренер, бывает, включается и перебивает всю группу.
Существует еще множество правил. Но в любом случае, когда вы в литературе увидите такие правила, просто почитайте и подумайте, что стоит за этим правилом, какое у него может быть обратное действие. Если это правило помогает группе, то все хорошо, его можно использовать в работе, если же не помогает, то просто не используйте его.
3.2. ЗНАКОМСТВО
Все тренинги идут по одному и тому же сценарию. Вначале знакомство, затем принимаются правила, по которым будет работать группа. Можно сделать наоборот сначала правила, потом знакомство.

Это несущественно, тренер выбирает для себя такую последовательность, которая ему больше нравится. Потом может быть проведено углубленное знакомство, затем следует какая-либо содержательная часть и окончание дня или всего тренинга.
Соответственно, с самого начала все садятся в круг. Тренер представляется, рассказывает о себе.



Содержание раздела