Мускульный контролер



7. МУСКУЛЬНЫЙ КОНТРОЛЕР.
ЦЕЛЕСООБРАЗНОЕ МЫШЕЧНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ Разведка мышц Норма напряжения Мускульная энергия Ртуть в пальце Волшебный шарик Укажи вдаль! Переливаем энергию Круговое переливание Сорви персик! Сад Вес воображаемых вещей Стакан и рояль Гири Чаши Цепочка Бросание предметов Новоселье Сложная перестановка Тяжелая работа Оправдание жеста Постановка жеста Прерванное движение Непроизвольные жесты Запрещенное движение Японский прием со стулом Случайная поза Статуя Скульптура по памяти Буратино Напряжения по заказу Ревизоры напряжений Оправдание поз в движении Повтори позу! Мысленное оправдание позы Память движений Вспомните упражнение! "Брито-стрижено" Режиссеры и актеры Оправдание движений По дороге домой
"Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге везде окончательным фактом является мышечное движение", так написал И. М. Сеченов в книге "Рефлексы головного мозга".
Ленинградский институт авиационного приборостроения сделал специальную подвижную платформу, соединенную с телевизором, на которую ставится человек. Он стоит, а электронные приборы проецируют на экран телевизора, как ему это удается стоять? Световой зайчик мечется по телевизионному экрану, фиксируя незаметные глазу перемещения разнообразных мышц, которые помогают человеку держаться устойчиво.
Сколько же их, этих работающих мышц?..
Человек шел и остановился. Остановился простейшее физическое действие... Но посмотрим на этот факт глазами психофизиолога: за ничтожное время мгновенно сработало более шести сотен отдельных мышц тела, действия которых контролировались мозгом, словно бы контролер менее чем за секунду дал единственно возможное, наиболее целесообразное решение задачи: остановиться именно таким образом в существующих обстоятельствах жизни данного человека.
Шестьсот работающих мышц! вот что выявилось в эксперименте. А теперь актер на сцене: шел Гамлет и остановился. Сколько мышц сработало? 600?

Иногда бывает и так, а чаще значительно меньше. Может быть, пятьдесят. Мы говорим тогда, глядя на сцену: "Актер напряжен, нет свободы мышц", а вернее, нет целесообразного мышечного напряжения, есть излишки, "закрепощающие актера". Вместо многосторонних, направленных подсознанием напряжения и расслабления отдельных мышц некая схема нужного действия, в которую вовлечены не сотни мышц, а десятки их групповых сообществ.

Вместо жизненной достоверности поведения лишь обозначение общего характера данного элементарного поступка.
В тренинге Станиславского мышечно-двигательным процессам уделена немалая роль. Было время, когда его ученики стремились к "свободе мышц", забыв о необходимости их целесообразных напряжений в любом действии. Странный термин "освобождение мышц" и сегодня вводит педагогов в соблазн наимоднейшей "релаксации".
Абсолютно свободные мышцы только у трупа!
РАЗВЕДКА МЫШЦ
Основным тренингом мышечно-двигательных восприятий занимается предмет "Основы сценического движения". Однако и на уроках актерского мастерства полезны упражнения, развивающие мышечное внимание.
Цель их создание "внутреннего мускульного контролера". "Роль контролера трудная, он должен неустанно, как в жизни, так и на сцене, следить за тем, чтобы нигде не появлялось излишнего напряжения, мышечных зажимов, судорог. При наличии зажимов контролер должен их устранять. Этот процесс самопроверки и снятия излишнего напряжения должен быть доведен до механической бессознательной приученности... Этого надо добиваться с помощью долгих упражнений и систематической тренировки". Первое упражнение "заключается в том, чтобы лечь на спину на гладкой жесткой поверхности (например, на полу) и подмечать те группы мышц, которые без нужды напрягаются...

Замеченные напряжения надо тотчас же ослабить одно за другим, ища при этом все новые и новые".
Сразу же обратим внимание на то, что речь идет не о полном расслаблении мышц, не о релаксации (как об одном из приемов аутотренинга), а об излишках, нецелесообразных отдельных напряжениях, которые надо последовательно ликвидировать. В этой работе, в поисках излишних напряжений и снятии их, формируется своеобразный внутренний контролер.
Разведкой мышц надо заниматься "не только при горизонтальном, но и при вертикальном положении, то есть сидя, полусидя, стоя, на коленях, в одиночку, группами: со стульями, со столом, с другой мебелью. Во всех этих упражнениях надо, как и при лежании, подмечать излишне напрягающиеся мускулы и называть их. Само собой понятно, что то или иное напряжение некоторых мускулов необходимо при всякой позе.

Пусть эти мускулы и напрягаются, но лишь они одни, а не смежные, которым надлежит оставаться в покое".
В повседневной жизни уделяйте иногда время разведке своих мышечных напряжений. Подмечайте ненужные зажимы, когда вы идете по улице или по лестнице, когда вы встаете, садитесь, оборачиваетесь, поднимаете руку и т. д. Не бойтесь, вас не постигнет судьба несчастной сороконожки, которая разучилась ходить оттого, что стала анализировать свои движения. У каждого из вас имеются никому не нужные "штампики" и "плюсики" в физическом поведении тела при движениях.

От многих из них можно избавиться, если у вас сформируется привычка подсознательно регулировать величину мышечных напряжений.
НОРМА НАПРЯЖЕНИЯ
Сядьте. Проверьте свою норму напряжения целесообразно ли напряжены мышцы, нет ли излишнего напряжения, готово ли тело к действию, не расслаблено ли оно чрезмерно. Теперь расслабляйтесь постепенно, от головы к ступням ног, пусть как бы плавной волной растекается мышечное освобождение. Освобождайтесь еще и еще!

Лишь бы не упасть со стула. Склонилась голова, повисли вдоль тела невесомые руки. Вытянулись ноги. Дыхание стало медленным, спокойным.

Захотелось спать? Верное ощущение... На счет "три" нужно снова прийти к норме напряжения. Раз... два... три!

Проверьте норма ли это?
На счет 10 надо перейти от нормы к полному расслаблению, затем на счет 3 к норме. Следите за плавностью перехода.
На счет 5 перейти к расслаблению, на счет 2 к норме.
МУСКУЛЬНАЯ ЭНЕРГИЯ
Согните и изо всех сил напрягите указательный палец правой руки. Проверьте: как распределяется мускульная энергия, куда идет напряжение? В соседние пальцы.

А еще? В кисть. А дальше идет? Идет в локоть, в плечо, в шею.

И левая рука почему-то напрягается... проверьте!
Постарайтесь убрать излишнее напряжение. Держите палец напряженным, но освободите шею. Освободите плечо, потом локоть.

Нужно, чтобы рука двигалась свободно. А палец напряжен, как и прежде! Снимите излишки напряжения с большого пальца. С безымянного.

А указательный напряжен по-прежнему! Снимите напряжение.
Напрягите левую ногу как если бы вы вдавливали каблуком гвоздь в пол. Проверьте, как распределена мускульная энергия в теле. Почему напряглась и правая нога?

А в спине нет излишней напряженности?
Встаньте. Наклонитесь. Напрягите спину, как если бы вам положили на спину ящик с большим грузом. Проверьте напряжение в теле.

Колени не слишком напряжены? А глаза почему вылезают из орбит?
РТУТЬ В ПАЛЬЦЕ
Это известное упражнение подробно описано Станиславским. Напомним порядок его выполнения:


  1. Влить воображаемую ртуть в указательный палец правой руки.

  2. Мысленно перекатить ее, не торопясь, по суставам пальца, через ладонь к сгибу кисти, потом дальше, к локтевому сгибу и в плечо. Одновременно плавно поднимать руку.

  3. Мысленно переливать ртуть в обратном направлении, осторожно опуская и выпрямляя руку, но так, чтобы ртуть "не вылилась". На последнем разгибании пальца "вылить" ртуть на пол.

  4. ВОЛШЕБНЫЙ ШАРИК
    Переливая волны мышечного напряжения и расслабления, мы занимались, так сказать, крайностями двумя предельными состояниями наших мышц. Между тем хорошо развитый мускульный контролер должен улавливать, главным образом, не предельные напряжения, а самые нормальные, подчас незаметные изменения в положении мышц.
    С помощью этого контролера мы должны подвергать мгновенной проверке любую часть нашего тела в момент действия нет ли излишнего напряжения или неоправданного расслабления? В жизни это делается автоматически, само собой. На сцене это часто приходится делать сознательно. Впрочем, и в жизни нам часто недостает натренированного мускульного контролера!
    Тренинг должен создать навыки мышечного внимания умения мгновенно направлять внимание мускульного контролера к любой группе мышц.
    Представьте себе такой волшебный шарик, который внутри вашего пальца катается, подчиняясь вашей воле. Захотите закатится под ноготь, захотите покатится по всему пальцу и вкатится в соседний палец. Пожалуйста, займитесь этим шариком, покатайте его по всем пяти пальцам, мысленно представляя себе его путь.
    Чем медленнее будет кататься шарик, тем лучше. Надо видеть его движение и чувствовать, как он катится внутри пальца. Вы будете чувствовать движущуюся точку, которая непрерывно перемещается по тому пути, который вы предписали шарику. Заставляя его катиться медленно, вы имеете возможность следить за непрерывностью его пути. Вы как бы пускаете свою мысль вслед за шариком: вот он, медленно крутясь, выкатывается из большого пальца, катится к сгибу первого сустава указательного пальца, проходит сквозь этот сгиб, катится по первому суставу...


    Содержание  Назад  Вперед