Повтори позу


Будет пустая трата времени. И еще одно предупреждение. Раньше всего вам придет в голову самое простое, самое удобное оправдание; "я испугался", например, или "я пугаю братишку", "я играю", "я пляшу". Такие банальные оправдания, которыми можно объяснить любую позу, категорически запрещаются.

Ищите действие, соответствующее именно этому положению вашего тела, только этому и никакому другому. Напрягая и расслабляя мышцы, ищите: "А если руки освободить куда я смотрю?.. А если голову освободить что я держу в руках?..

А ноги мои почему так напряжены?.. почему я не могу разогнуться?.. что над моей головой?.." Вот эти ваши мысленные мышечные поиски главное в упражнении.
ПОВТОРИ ПОЗУ!
В центре круга учеников ведущий. По первому сигналу педагога ведущий кидает свое тело в неожиданную позу. По второму сигналу все ученики воспроизводят позу ведущего, и каждый из них находит позе свое оправдание.

Ведущий принимает их работу.
Первый сигнал может быть дан не педагогом, а учениками, стоящими в круге, они одновременно хлопают в ладоши. Или внезапно появившимся начальником!
МЫСЛЕННОЕ ОПРАВДАНИЕ ПОЗЫ
Педагог описывает, какую именно позу нужно принять. Выслушав его, ученики мысленно приводят тело в соответствующее положение. Затем, по сигналу педагога, поза воспроизводится и оправдывается.

И вновь закрепляется в памяти мысленно.
Упражнение чрезвычайно полезное. Педагог поймет это, если доведет упражнение до художественной убедительности. Актер полюбит упражнение, если ощутит в нем правду действия и самочувствие "я есмь".
ПАМЯТЬ ДВИЖЕНИЙ
Следите за движениями моих рук и запоминайте:


  • первое медленно и осторожно вытягиваю ладони вверх, как если бы на них стояла широкая ваза, которую мне надо передать человеку, стоящему наверху;
  • второе с силой развожу руки ладонями наружу, как при плавании брассом;
  • третье быстро кидаю ладони вверх и вперед, как бы ловя волейбольный мяч;
  • четвертое неторопливо приближаю к себе руки, а пальцы сложены так, словно в одной руке у меня иголка, в другой нитка, которую нужно вдеть;
  • пятое кидаю вверх кулаки и напрягаю их, как будто повисаю на турнике и начинаю подтягиваться.

  • Вспомните мысленно одно за другим все движения. Подскажу, не показывая: первое ваза, второе брасс, третье волейбольный мяч, четвертое иголка с ниткой, пятое турник. Вспомните мысленно второе движение. Пятое. Первое. Четвертое. Третье. Вспомните еще раз в том же порядке.
    По моим командам делайте эти движения. Следите за верными переходами из одних условий в другие, но не забывайте следить и за степенью напряженности пальцев... Третье!... Пятое!... Четвертое!... Второе!... Первое! Еще быстрее переключаться! Четвертое!... Третье!... Первое!... А внутренние видения участвуют в этом упражнении? А цель каждого действия известна вам?
    Еще раз. По моей команде делайте движение и продолжайте действовать до тех пор, пока я не дам следующую команду. Тогда мгновенно переключайтесь на следующее движение. Скажем, по команде "Третье!" вы кидаете вверх ладони. А что бы вы делали дальше? Ловили бы мяч? Ловите! А дальше? Кидали бы мяч партнеру? Кидайте! Действуйте так, как если бы на волейбольной площадке кидали мяч, пока нет следующей команды... Четвертое!.. Первое!.. Третье!.. Второе!.. Третье!.. Продолжайте с того момента, на котором остановились прежде... Четвертое!.. Вдевайте нитку в иголку ведь в тот раз вы не успели этого сделать. А что вы собирались шить?.. Второе!..
    ВСПОМНИТЕ УПРАЖНЕНИЕ!
    К каждому упражнению нужно возвращаться несколько раз, вводя иногда новые обстоятельства. На одном из занятий предложим:
    Вспомните пять движений, которые вы делали однажды, поднимали вазу, плавали брассом... Что дальше? Правильно мяч, иголка и турник. Не двигаясь, только мысленно проделайте все пять движений. Включите три новых задания:

    1. После первого действия с вазой представьте себе, что возле ваших ног крутится смешная собачонка. Нагнитесь, легонько щелкните ее по мордочке.

    2. После третьего действия с мячом одним ударом молотка забейте гвоздик в сиденье табуретки. Она перед вами. Видите почему-то торчит гвоздик, это опасно.

    3. После четвертого действия с иголкой махните рукой приятелю, который смотрит на вас из окна вагона. Куда он уезжает? Как его зовут?

    4. Теперь будут такие команды: ваза, собачка, плаванье, мяч, гвоздик, иголка, вагон, турник. Торопиться не будем, после моей команды не делайте движение, а вспомните, где вы: на волейбольной площадке или на вокзале и что вам надо делать. По моему хлопку делайте движения. Команда пауза хлопок движение.
      Переключая учеников из одних предлагаемых обстоятельств в другие, надо следить, чтобы они успевали поверить в новые условия; тогда движения не будут механическими. Можно и не вводить новые обстоятельства.
      "БРИТО-СТРИЖЕНО"
      Помните сказку, где жена, наперекор мужу, делала все наоборот? Сделаем упражнение, в котором вам нужно будет не повторять мои движения, а делать все наоборот. Если я подниму руку, вы должны ее опустить. Я разведу ладони вы сложите. Быстро махну рукой направо, а вы медленно налево.
      Внимательней! И оправдывайте каждое движение. Я быстро махнул рукой почему? Муху ловлю. А почему вы медленно тянете руку? Чтобы незаметно подобраться к мухе? Начали!
      РЕЖИССЕРЫ И АКТЕРЫ
      Группа делится пополам и выстраивается в две шеренги. Одна шеренга "режиссеры", они ставят позу ученикам второй шеренги, "актерам", а те оправдывают поставленную позу и действуют.
      Или режиссеры становятся в позы, актеры повторяют их, режиссеры исправляют позы, показывают неверные положения. Потом актеры оправдывают позы и действуют.
      Режиссер устанавливает актера в позу, но не говорит ему, что может делать человек в такой позе. Пусть актер найдет оправдание сам. Когда актер оправдает позу и режиссер примет оправдание, надо сказать актеру, какое оправдание имел в виду режиссер, когда ставил позу. Пусть теперь актер оправдает задуманное режиссером.
      У вас получились два оправдания одной и той же позы: одна ваша, актерская, а другая задуманная режиссером. Проверьте мускульным контролером, в чем внутреннее отличие одной позы от другой. Ведь положение тела одно и то же, а оправдания разные.
      Режиссеры, не ставьте "декоративных" поз, которые будут толкать ваших актеров на преувеличенно-театральные оправдания. Ищите моменты простых жизненных действий: нагнулся, чтобы сорвать цветок, поднял руки и закинул голову, ловя мяч, и т. д. Каждая поза это мгновенная естественная остановка в простом действии. Тело на минутку застыло в ожидании или в рассматривании и сейчас будет продолжать движение.
      Поменяйтесь местами. Теперь актеры стали режиссерами, а режиссеры актерами.
      ОПРАВДАНИЕ ДВИЖЕНИЙ
      Послушайте, что нужно будет сделать. Один быстрый шаг вперед правой ногой. Одновременно вы кидаете вперед правую руку, затем медленно опускаете ее, склоняетесь. Не спеша достаете рукой до земли, быстро поворачиваете голову, смотрите назад. Всё. Сначала проделайте эти движения мысленно... Еще раз мысленно... Теперь делайте движения и найдите им несколько оправданий решите, в каком человеческом поступке может быть именно такая последовательность отдельных действий.
      Как и прежде ищите не только воображением, но и телом. Ищите, совершая движения, а не в паузах между ними. Ищите, прислушиваясь к таинственной памяти ваших поразительных мышц. Будьте хозяином и распорядителем бесценных запасов, хранящихся во всех отделах вашей жизненной памяти.
      ПО ДОРОГЕ ДОМОЙ
      Вы давно дали себе твердое слово: ежедневно заниматься тренингом. Занимаетесь ли? Или ждете специального свободного времени, а его нет и нет? И не будет! Приучите себя использовать любую возможную минутку для этого полезного дела, а таких минуток наберется порядочно: в очереди за билетами в кино, в ожидании официантки в столовой, по дороге домой всюду можно найти и материал, и время для тренинга.
      Вот пример: вы едете домой в переполненном троллейбусе. Уцепились за верхнюю перекладину и чуть не висите в воздухе, так вас сдавили со всех сторон. Разве это не упражнение на оправдание позы? Подумайте, что еще вы могли бы делать в таком скрюченном положении? Найдите несколько разных оправданий своей позы, приведите мышцы в соответствие с новым оправданием. Не бойтесь, не упадете некуда!
      А вот еще. Ходите по улицам, смотрите на позы остановившихся людей, придумывайте разные оправдания. Повторите позу мысленно, а когда придете домой, повторите ее в действии: как вело себя тело до этого момента статики и что будет потом.




      Содержание  Назад  Вперед