Заколитесь


Скоро вечер. Вы готовитесь к посещению спектакля, гладите утюгом сюртуки и юбки, ищете галстуки и шляпки, чтоб "были не гнусные". Торопитесь, а то опоздаете на представление, вас не пустят, и вы не увидите в царской ложе ту, о которой А. К. Толстой сказал: "Веселая царица
Была Елизавет -
Поет и веселится,
Порядка только нет!"
Пропала шляпка? Что будем делать? А вот что подновим прошлогоднюю!
ЗАКОЛИТЕСЬ!
Задание такое:
Дать палочку или пустышку и сказать: "Вот кинжал заколитесь".
И Станиславский записывает некоторые составные части этого действия: "а) Прикладываю кинжал к разным местам. (Приноравливаюсь, так как не решаюсь; то соображаю, как упасть на кинжал и, хочешь не хочешь, заколоться), б) Представляю себе, что будет с женой и детьми, когда увидят меня мертвым, в) Вижу себя лежащим в гробу.
Допустим, что каждому из действий поверил. Все вместе дало правдоподобие.
Как же дальше дойти до правды? С помощью магического "если бы", предлагаемых обстоятельств. Они оживят и до конца оправдают правдоподобие".
Мы видим, что здесь намечены два этапа выполнения упражнения:


  1. Накатывание физической части действия с одновременным обдумыванием "способа закалывания", а также накопление видений, которые рождаются во время действия.

  2. В итоге правдоподобие отдельных составных частей действия.
  3. Выбор магического "если б", уточняющего предлагаемые обстоятельства и определяющего характер действия на основе накопленных вариантов. Логика и последовательность соответствующих видений.

  4. В итоге правда действия.
    ЧИРКНИТЕ СПИЧКОЙ!
    Если в этюдах беспредметные действия совершаются небрежно, приблизительно полезно вернуться к самому простому заданию. Например, к такому:
    Зажгите воображаемую спичку... Не верю. Откуда она взялась?
    Начните действие с самого начала, но не нарушая логики и последовательности отдельных физических действий. Достаньте из кармана воображаемый коробок, откройте его, выньте спичку...
    Как открывают коробок забыли? Проверьте это на настоящем коробке.
    Отложите настоящий, возьмите воображаемый коробок (где он у вас лежал?), откройте его, как если бы он действительно был в ваших пальцах. Видите его внутренним зрением? Вспомните его шероховатые бока, гладкую поверхность этикетки, грани самой спички. Чиркайте! Вспоминаете? треск зажигания, дымок, разгорается пламя...
    А для чего вы чиркнули? Что вам понадобилось зажечь или осветить?
    Я в темный подвал вхожу.
    Я поджигаю бикфордов шнур на взрывных работах.
    Потерял иголку в темном углу.
    Ставлю банки больному братишке.
    Зажигаю газовую колонку в ванной.
    Мне три года, мама ушла, а спички на столе оставила. Чиркните спичкой еще раз, выполняя эти цели. Действуйте с мысленной речью про себя.
    КУХНЯ
    Наша аудитория актерская кухня. На кухне готовится обед для актеров. Смотрите здесь варится борщ. Вспомните, как он выглядит, как пахнет. Желаете не борщ, а уху? Пожалуйста! А здесь жарятся котлеты, вот на этой воображаемой сковородке. Котлеты надоели? Жарьте свиные отбивные. В этой кастрюльке макароны. Здесь остывает уже готовый малиновый кисель. Ананасный? Можно и такой. Вот висит разливательная ложка, вот глубокие тарелки лежат, вот мелкие. Вот чистые ножи, вилки, ложки. Вот подносы, стаканы. Чего вам еще? Освойтесь в кухне и накормите нас, пожалуйста!
    Обед готов, всех нас ждут. Повара, налейте в тарелки уху, положите две порции отбивных, налейте два стакана киселя, поставьте все на поднос и несите в столовую.
    Пусть работает память всех органов чувств. Осознайте видения всех предметов, с которыми вы столкнулись за столом. Вспомните звуки, запахи, характер прикосновений. Не надейтесь, что вам удастся непрерывно видеть всю кухню в целом и все отдельные предметы. Не удастся, да это и ни к чему. Старайтесь лишь в каждый данный момент, действуя с предметом, вспоминать либо его зрительный образ, либо вес, запах, температуру, вкус. Поскольку ни одно из воспоминаний не живет в одиночку, каждое потянет за собой следующее. Но это уже не ваша забота. От вас вот что требуется: в каждый данный момент одно конкретное действие, в каждый данный момент одно конкретное чувствование.
    А если бы во всем доме погас свет как бы вы действовали? Котлеты ведь надо дожарить... Не пытайтесь увидеть воображаемую темноту это невозможно! Действуйте так, как если бы было темно. Вспомните ведь приходилось же вам быть в темной комнате и искать что-то.
    Отрепетируйте дома это упражнение, накатайте видения. Сначала делайте все сознательно, с мысленной речью вслух: "Вот плита, зажжены две конфорки, вот одна, на ней кастрюля с ухой, большая алюминиевая кастрюля, крышка приоткрыта, валит пар, вот другая конфорка, на ней сковородка, шипит масло..." Повторяйте, накатывая таким образом видения в действии. В результате вы приподнимаете воображаемую крышку кастрюли, а на экране внутреннего зрения увидите рядом само собой возникшее, накатанное сковородку с шипящими отбивными. Тут уж руки сами станут осторожными, чтобы брызги кипящего масла не попали на них!
    ПОВАРА И ПОВАРЯТА!
    Одной половине группы учеников:
    Вы повара. Предлагаю каждому любое из трех дел: тереть на терке хрен, резать белый лук колечками, приготавливать горчицу, растирать ее. Вот на этот стол поставьте воображаемые кухонные предметы, какие вам нужны, и действуйте, но так, чтобы поварятам было ясно, как нужно работать.
    Другой половине группы:
    Вы поварята. Вы еще не умеете ни лук резать, ни хрен тереть, ни горчицу готовить. Учитесь и станете поварами. Внимательно наблюдайте, как это делают умелые повара, не пропускайте ни одного движения, запоминайте их последовательность. Пусть непрерывно работают ваша зрительная память и все виды памяти органов чувств.
    Что случилось с поварами? Защипало в глазах, вот-вот слезы потекут? Значит, поверили в свое занятие ведь лук режете!
    Теперь пусть поварята работают, а повара следят и указывают на их ошибки... А что вы готовите? Кто вы?..
    Такое деление группы на действующих и следящих за действиями полезно делать во многих упражнениях, не только в этом. Активное наблюдение за воображаемым действием сходно с самим воображаемым действием и у действующих и у следящих за действием тренируются одни и те же механизмы психотехники. Кроме того, здесь есть возможность взаимосвязи с партнером через воображаемый предмет.
    КОНВЕЙЕР
    Ученики сидят в круге. Педагог называет какой-нибудь воображаемый предмет. Например:
    У вас котенок!
    Нужно передавать воображаемого котенка по кругу так, как если бы он был живым. Нужно использовать все известные виды памяти чувств видеть котенка на экране внутреннего зрения; слышать его; ощущать пальцами, какой он теплый, пушистый, мягкий, легкий.
    Еще до того, как вы получите котенка, вспомните все, что связано с этим существом в вашей памяти зрительной, осязательной, слуховой. Когда вы получите котенка, проверяйте свои воспоминания, действуя так, как если бы в ваших руках был котенок. Передали его дальше а сами продолжайте вспоминать испытанные сейчас ощущения и продолжайте действовать с котенком, но уже мысленно.
    Ничего не изображайте для нас, не старайтесь нас убедить, что в ваших руках котенок. Действуйте логично и последовательно... А как котенка зовут?
    Хорошо ли вы представляете себе котенка в ваших руках? Расскажите, какой он, какого цвета его шерстка. Рассказывая, играйте с ним.
    Почему вы передаете котенка? У каждого должна быть своя причина и своя цель. Не зная цели действия, нельзя действовать.
    А если бы это был больной котенок? Передавайте его!
    Теперь взгляните-ка он уснул на ваших руках. Передавайте осторожнее, пусть его возьмет хозяйка (а кто из вас хозяйка котенка?) и отнесет на диван.
    ЭТО НЕ КНИГА!
    По конвейеру пускается книга. Что она обозначает придумывает каждый ученик:

    • это шляпа,
    • это змея,
    • это торт,
    • это мина,
    • это клетка с попугаем.

    • Получив названный предмет, ученик соответственно действует с ним, тренируя память чувствований, а затем передает соседу, придумывая и объявляя другое обозначение предмета.
      ДОРОГА
      Ученики берут по стулу и отправляются "в дорогу" по заранее определенному сложному маршруту по комнате, мимо стульев, ширм и кубов. Педагог ставит следующие условия:

      1. Стулья это большие тяжелые ящики. Решите сами, какой в них груз, сколько они весят, куда вы несете эти ящики. Когда решите действуйте в придуманных обстоятельствах.

      2. Стулья это дорогие музейные экспонаты, образцы старинной мебели.

      3. Стулья это хрупкие химические приборы для лаборатории.

      4. КОРОБКА С БИСЕРОМ
        Представьте себе, что на коленях у вас коробка с бисером. В ней разные отделения красный бисер, голубой, желтый и белый. Опишите, как выглядит эта коробка, откройте ее, посмотрите, где какие бисеринки лежат. Возьмите воображаемую нитку и нанизывайте на нее бисер в такой последовательности: три голубых бисеринки, одну желтую, одну белую, две красных, одну белую, снова три голубых и т. д.
        Что вы сделаете с этой ниткой?
        Следя за тем, как ученики выполняют упражнение, напомним о необходимости стремиться к непрерывности видений, к логической последовательности воображаемых действий, к их завершенности.
        Зачем трудились, нанизывая бисеринки одну за другой? Подарок маме ко дню рождения? Ну как, получается?..
        ПОДГОТОВКА СТОЛА
        Это индивидуальное упражнение на тренировку памяти всех органов чувств в беспредметных действиях.
        Подготовьте стол к приходу гостей.


        Содержание  Назад  Вперед