Ощутите запах


Итак, строим "круговую" ленту разных видов памяти:

    зрительный образ -
    осязательный -
    температурный -
    мышечно-двигательный -
    обонятельный -
    вкусовой -
    снова зрительный и т. д.
    Начали!

ОЩУТИТЕ ЗАПАХ!
Задание:
"Ощутить запах данного предмета, сравнить, везде ли он одинаков".
Возьмите портфель, кошелек или сумочку. Вряд ли до сегодняшнего дня вы задумывались о запахе своего портфеля. Для чего вам знать, как он пахнет? А если бы это вдруг понадобилось?

Поставьте себя в такие обстоятельства, при которых вам необходимо это сделать сегодня, вот сейчас же...
Расскажите, что нового узнали вы сейчас о своем портфеле... А что вы попутно видели на экране внутреннего зрения?
ВСПОМНИТЕ ЗАПАХ!
Вспомнить запах моря, раннего летнего утра.
Тени былых восприятий живут в нашей памяти, надо только уметь их пробудить. Надежнее всего делать это с помощью зрительного воспоминания конкретного жизненного эпизода. Каждый момент нашей жизни откладывается в памяти как сплетение и зрительных, и слуховых, и осязательных и всех иных восприятий.

Одно воспоминание вызывает другие, связанные с ним физически и ассоциативно.
Если вы явственно вспомнили сейчас запах моря, значит, картина былого конкретного жизненного эпизода заставила ваше тело как бы снова жить в его атмосфере. Вы сейчас почти такой, каким были тогда. И даже улыбка у вас та самая, что была тем летним утром на морском берегу.

Почти такая...
Вспомните запах сена в копнах.
Вспомните запах дыма от костра, запах печеной картошки.
Вспомните запах лесной земляники.
ЦВЕТОЧНЫЙ МАГАЗИН
Запахи каких цветов вы можете вспомнить? Переберите в памяти гвоздика, кашка, василек, ромашка, лютик, мак, левкой, маргаритка, ирис, пион, нарцисс, хризантема, цикламен, гортензия, тюльпан, сирень, черемуха, гиацинт...
Наша комната цветочный магазин. Освойтесь в нем. Расставьте мысленно цветы, запомните, где что. Задание каждому подобрать по два букета, один ко дню совершеннолетия вашей сестры, другой для торжественной встречи известного спортсмена.

Конечно, это будут разные, непохожие букеты.
Подобрали? Покажите, что у вас за букет. Опишите его нам.

Перебирая отдельные цветы, рассказывая о них, вспоминайте их цвет и запах.
Сегодня же сходите в настоящий цветочный магазин, возобновите в памяти и вид цветов, и их запахи, и завтра мы повторим это упражнение.
ПОЖАР
Пожар!.. Ну вот, заметались, наиграли на три стипендии! Сядьте и включите память чувств. Никогда не было в жизни пожара?

А подгоревшая сковородка была?
Как вспомнить запах дыма? А если бы вы вошли в свою комнату и обнаружили бы, что она полна дыма? Войдите в комнату! Что бы вы делали, обнаружив пожар?..

Дым ест глаза, смотреть трудно... Да, вы защищали бы свои глаза, открывали бы только на мгновенье узенькую щелочку, чтобы увидеть, где горит... Да, пытались бы пробраться туда сквозь дым, чтобы погасить огонь. Что горит?..

Сгибались бы, пряча глаза от дыма. Зажимали бы нос стараясь как можно реже дышать...
Теперь вспомнили запах дыма? Пожар! Действуйте!..
ФЛАКОНЫ
Ученики в малом кольце.
Передавайте по кругу два воображаемых флакона. Один с хорошими духами (надо знать, с какими), а другой с нашатырным спиртом. Принимая флаконы, удостоверьтесь по запаху, те ли флаконы вы получили, и передайте их дальше.
ВОЛШЕБНЫЙ ГРАФИН
Для этого упражнения нужен воображаемый графин с водой и стаканы.
Пусть каждый нальет себе из стакана воды. Она волшебная. Попробуем ее на вкус.

Первый небольшой глоток какао. Вспомните вкус? Запах?

Вид? Когда вспомните, только тогда отпейте немного.
Второй глоток хлебный квас, прямо из холодильника.
Третий глоток горячий черный кофе.
Четвертый глоток рыбий жир.
Пятый молоко.
Шестой нарзан (тут и слуховая память требуется вспомните, как шипит нарзан в стакане!).
Седьмой касторка...
ЛИМОН
Представьте себе, что перед вами на столе блюдечко с лимоном, розетка с сахарным песком, нож. Мысленно возьмите нож и отрежьте кусок лимона. Помогайте себе мысленной речью и внутренним зрением правой рукой вы берете нож, левой придерживаете лимон (вспоминаете его желтую шероховатую кожуру?), приближаете к нему нож, начинаете отрезать верхушку... Не торопите мысль, не пропускайте ни одного звена в цепочке оживающих воспоминаний...

Нож врезается в кожуру, на ней проступает маслянистая, пахучая эссенция (видите ее капли? вспоминаете запах?). Нож режет лимон. Текут из-под ножа капли сока. Верхушка отрезана, отложена.

Режем снова. Обильнее течет сок, блестит влажная поверхность среза... Кружок отрезан? Вы кладете нож на стол, берете кружок лимона (какой он сочный, душистый!) и, обмакнув его в розетку с сахарным песком, подносите ко рту.

Хочется положить его в рот? Кладите. Прижимая языком кисленький кусочек лимона к нёбу, выдавливайте сок...

Ручаюсь, что рот ваш наполнен сейчас слюной, хоть лимона нет и в помине. И знаете ли? Если подвергнуть сейчас вашу слюну химическому анализу, то обнаружится удивительная вещь слюна будет точно такого, особого состава, какой выделяют ваши слюнные железы при встрече с настоящим лимоном.
Лимоном полакомились? Теперь вспомните свежую оконную замазку. Влажный сероватый комок на мокрой тряпке. Вспомните своеобразный запах замазки сочетание олифы, купоросного масла и мела. Отделите пальцами кусочек, поднесите его мысленно к носу, понюхайте...

Все представляют себе, как держат пальцы кусочек замазки?.. А теперь положите этот кусочек на язык!.. Сама собой отдернулась голова? уже не мысленно, а на самом деле?
ВСПОМНИТЕ ВКУС!
Вспомните вкус земляники с молоком.
Мы уже вспоминали запах лесной земляники и могли убедиться, что при этом возникали и вкусовые воспоминания. Возникали и гасли, поскольку мы не останавливались на них. Остановимся.
Что, если бы сейчас вы сидели дома, за столом, а перед вами стояла тарелка, полная земляники с молоком? Любите, чтобы она была сахаром посыпана? Пожалуйста... Мысленно возьмите ложку, зачерпните ягод, поднесите ко рту. Вкусно смотреть?

Сейчас будет еще вкуснее. Откройте рот, положите ягоды и прижмите языком. Вспомните, как трется об язык и нёбо шершавая кожица ягод, как хрустят на зубах крупинки сахара, как земляничный сок смешивается с молоком... Вспомнили вкус? Это мои слова помогли вам.

А теперь повторите без моей подсказки! Подсказывайте себе сами мысленной речью.
Вспомните вкус сливочного мороженого.
Вспомните вкус селедки.
Вспомните вкус квашеной капусты.
Вспомните вкус горького лекарства.
Сладкое, соленое, кислое, горькое четыре основных вкусовых элемента. Говорят, любой вкус состоит из них, только сочетания разные одного меньше, другого больше. Не согласны?
НАСТРОЕНИЕ
В жизни на протяжении одного дня мы бываем по-разному настроены.
Из чего складываются настроения человека, что их вызывает? А вот что:


  1. окружающая нас действительность и события в ней, предполагаемое нами развитие событий и наше отношение к ним;

  2. наше физическое самочувствие в данный момент, которое определяется физическим состоянием и часто нашим осознанным отношением к этому состоянию;

  3. содержание нашего жизненного действия в данный момент, цели этого действия и нашего отношения к нему.

  4. Не бывает беспричинных настроений. Если нам не удается изменить наше настроение, значит, мы не осознали всех причин, породивших его. Или упорно сопротивляется наше физическое самочувствие. А из чего оно складывается?.. Можете вспомнить, например, как у вас болела голова? Восстановятся в памяти все обстоятельства одного из таких дней... Расскажите о них.
    Разумеется, после того как вы всю ночь готовились к экзамену и только полчаса урвали для сна голова трещала. Если вы сейчас увидите внутренним зрением все картины этого ужасного утра вспомните, как тяжело, неохотно открывались глаза, когда заверещал будильник, какая томящая тяжесть была во всем теле и как вы потягивались, полусонный, а глаза сами собой закрывались, как вы мочили голову под краном, как вы допили чай и побежали деревянными ногами на экзамен, к этим конкретным видениям обязательно примешается тень былых ощущений. Голова не заболит от воспоминаний, но вы всем существом вспомните, как она болела и каким вы были... Я вижу, что вы сейчас скисли немного от воспоминаний тело вспомнило прошлое физическое самочувствие... И даже немного заболела голова? Нет, это вам кажется.
    Чтобы подбодрить вас, вспомним другой день, о котором вы как-то рассказывали. Тот день, когда вы поймали трех щук подряд. Вспомните: вы проснулись в деревне на второй день после приезда и никак не могли понять, пока не открыли глаз, почему поют птицы, откуда они взялись? Потом побежали к озеру, благо оно было рядом, и плюхнулись в него. Почему-то громко запели, когда бежали обратно, и разбудили всех родичей. Потом что было? Вспоминайте!.. Ну вот, вы еще не дошли до щук, а уже развеселились, и румянец появился! Снова конкретные видения заставили тело вспомнить былое физическое самочувствие... А почему заблестели глаза у вашего соседа? Расскажите, сосед!.. Смотрите-ка, значит, чужое задание разбудило и вашу память?
    ФИЗИЧЕСКОЕ САМОЧУВСТВИЕ
    Упражнение тренирует память кожных и внутренностных ощущений, которые тоже определяют физическое самочувствие человека.
    Вспомните, как у вас болел зуб, как вы мучались и наконец, не выдержав, героически отправились к зубному врачу.
    Вспомните, как, где и чем вы порезали руку или ногу, как смачивали рану йодом, забинтовывали ее.
    Вспомните, как вам попала в глаз соринка, когда вы стояли у раскрытого окна идущего поезда.Вспомните, как вы пытались избавиться от нее, как долго она мешала вам и как болел глаз.
    Вспомните, как вы, больной, лежали с высокой температурой. Какой? Чем болели?
    Вспомните, как вы упали и сильно расшиблись. Как это случилось?
    Вспомните, как в один из особенно жарких дней вас томила жажда, как пересыхал рот, как вы наконец добрались до воды и как пили, пили...
    Вспомните, как вы обожглись. Схватили сковородку с костра?
    Вспомните, как вы отравились грибами и как досаждал вам ваш бедный желудок.
    Вспомните, как вы запыхались, когда пришлось долго бежать. А куда вы спешили?
    Помогайте воспоминаниям мысленной речью, про себя. Вспоминайте все, что вы делали тогда, старайтесь увидеть внутренним зрением как можно больше конкретных деталей. Восстанавливайте в воспоминаниях всю былую последовательность происходившего с вами, ничего не пропуская. Вспоминая, действуйте физически. Если вы выполните эти условия, память поможет телу вспомнить былое физическое самочувствие.
    Идите на площадку. Попробуйте соединить воспоминание о каком-нибудь физическом самочувствии с вымышленными предлагаемыми обстоятельствами действия: несмотря на недомогание, например, вам необходимо написать срочное письмо.
    Все, что с вами происходило в жизни, и все, что происходило в вашей фантазии, может вам понадобиться как материал для творческого процесса. Научитесь воскрешать любое физическое самочувствие мысленным или реальным повторением былых действий в их логике и последовательности и конкретными видениями. Потом вы научитесь на основе испытанных физических самочувствований творить новые самочувствия, которых вы не испытывали. Не огорчайтесь, что не удается воскресить былое физическое самочувствие полностью, до конца. Это неосуществимо. Но достаточно намека, тени, отблеска воспоминания, чтобы загорелась актерская фантазия и чтобы тело поверило в правду вымысла.
    ПАМЯТЬ ПЯТИ ОРГАНОВ ЧУВСТВ
    Ну вот, мы с вами и познакомились с разными ощущениями, которыми дарят нас органы чувств и наша память:

    1. со зрительными ощущениями и с внутренними видениями, хранящими зрительную память;
    2. со слуховыми ощущениями и с памятью звуков;
    3. с осязательными ощущениями и с памятью прикосновений;
    4. с обонятельными ощущениями и с памятью запахов;
    5. со вкусовыми ощущениями и с памятью сладкого, горького, кислого и соленого.

    6. Теперь сделаем упражнение на переключение:

      • по первому хлопку вспомните фасад нашего института;
      • по второму вспомните звонок начала занятий;
      • по третьему вспомните, как ваши пальцы исследовали шевелюру Кати или Валеры;
      • по четвертому вспомните, как вы принюхивались на кухне и как обнаружили подгоревшую картошку на забытой сковородке;
      • по пятому вспомните первый глоток свежесваренного кофе.

      • Начали!
        Раздаются один за другим пять хлопков.
        А теперь вразбивку. Один хлопок фасад института, два хлопка звонок, три шевелюра, четыре горелая картошка, пять кофе. Начали!
        И педагог (или ведущий) варьируют: два хлопка, потом один, потом пять и т. д.
        УСЛОВИЯ УРОКА
        В начале урока или посреди его установим условия физического самочувствия:
        Как только услышите стук ладонью по столу, продолжая свои действия, измените самочувствие: все происходит зимой в нетопленом помещении.
        Или летом в жару, на палубе парохода и т. д. Еще условия:
        Усилился западный ветер, как бы не было наводнения!
        Пошел дождь. Катя не придет, наверно...
        Рядом гремит духовой оркестр, а у меня завтра экзамен и еще восемь книг надо прочесть!




        Содержание  Назад  Вперед