Действие в двух темпоритмах


Среди них много разнообразных характеров, но все они склонны скорее к избытку покоя, чем к волнениям. Их девиз максимум покоя, минимум энергии. Обстоятельства жизни заставляют, конечно, и их "взвиваться" временами выше своей нормы или опускаться ниже, как и других людей, с иными характерами, но главным остается одно их стремление жить в своем тонусе.

Люди пятого темпоритма при всех их разновидностях прочно, уверенно шагают по жизни. На них можно положиться. Им не угрожают неожиданности, они всегда начеку, всегда в курсе дел соседей и мироздания, они знают, что волноваться вредно и бесполезно, что надо жить, как все люди, а потому им нередко сопутствуют удачи в личной и служебной деятельности.

Завидная категория! Психологам еще предстоит объяснить, каким образом сосуществуют в этой благополучной жизненной нише поразительный Антон Павлович Чехов рядом с его поразительным Апломбовым. Но студенческие раздумья по этому поводу помогут им в разгадке происхождения разных характеров наблюдаемых людей, биографический материал которых их будущие актерские роли.
Скажем и о людях седьмого темпоритма. Их жизненный тонус диктуется повышенно-настороженным, а подчас подозрительным вниманием к явлениям окружающей действительности. Поэтому они всегда несколько возбуждены, недоверчивы...
Итак:
Покажи из своих жизненных наблюдений человека четвертого темпоритма.
А пятого?
А седьмого?
ДЕЙСТВИЕ В ДВУХ ТЕМПОРИТМАХ
Придумайте действие с воображаемыми предметами в темпоритме № 3, а мысленное действие в темпоритме № 7. Внешне спокойное действие с воображаемым предметом должно сочетаться с напряженным мысленным действием в воспоминании.
Допустим, ученик начал с того, что неторопливо брился воображаемой бритвой. Потом, в мысленном действии, вспоминал, как он на днях потерял чужую, очень ценную, вещь. Оправдание сложенных действий: "Я дома, бреюсь; ко мне пришел товарищ, который оставил на сохранение золотые часы, подарок отца; он еще не знает, что я их потерял; он сидит, просматривает газету, а когда кончит, конечно, спросит меня о часах; я выдумываю, как перед ним оправдаться, а чтобы он не забеспокоился раньше времени, не заподозрил неладное, я нарочито спокойно бреюсь..."
НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ТЕМПОРИТМАМИ
Индивидуальные упражнения:
Иногда в театре или в кинофильме вы видите сцену, в которой одновременно действует много людей, так называемую массовку. Бывает, что предлагаемые обстоятельства заставляют всех действовать в едином порыве, с единой степенью внутреннего напряжения, в едином темпоритме, и вы верите, вас захватывает эта сцена. Бывает иное вы смотрите на сцену, где суетится множество людей, и не верите, ощущаете фальшь, искусственность их поведения.

Если вы внимательно присмотритесь к ним, вы увидите, что все они действуют в одном и том же темпоритме.
В жизни же понаблюдайте! каждый человек несет свой собственный темпоритм, который ему диктуют предлагаемые обстоятельства его жизни в данный момент и особенности его характера.
Понаблюдайте за толпой на улице. Определите темпоритм отдельных людей. Догадайтесь и нафантазируйте причины появления этих темпоритмов.

А почему толпа? Очередь за билетами?
Понаблюдайте за людьми на перроне вокзала. В кажущемся однообразии темпоритмов уловите их многообразие. Поймите, как из множества разных темпоритмов отдельных людей складывается общая атмосфера вокзала.
Какого вокзала? Любого, с которого вы по субботам уезжаете грибы собирать...
Понаблюдайте за людьми, ожидающими приема в коридорах зубной поликлиники. Определяйте отдельные темпоритмы и перехватывайте их, ставя себя в вымышленные предлагаемые обстоятельства.
Понаблюдайте за темпоритмами жизни людей в фойе кинотеатра перед началом сеанса. На стадионе, во время футбольного матча. На танцевальном вечере.

На лекции.
ОПРАВДАНИЕ ДВИЖЕНИЙ В ТЕМПОРИТМАХ
Любое упражнение на оправдание движений можно осложнить заданием определенного темпоритма.
Сначала выслушайте задание и проделайте его только мысленно. Первое: вы делаете несколько шагов. Второе: поворачиваете голову влево. Третье: тянете туда же левую руку. Четвертое: сгибаетесь.

Пятое: поворачиваетесь и идете обратно. Найдите оправдание этим движениям, сделайте мысленно все по порядку. Не двигать руками, только мысленно!

Оправдание должно быть в третьем темпоритме.
Найдите мысленное оправдание этим движениям в шестом темпоритме... Совсем другое событие получилось? По моим командам действуйте мысленно, не двигаясь с места... Третий!..

Шестой!.. Когда переходите на новое оправдание, помните, на чем остановились в прежнем мысленном действии... Третий! Продолжайте с того момента, на котором закончили тогда!..

Шестой!..
Действуйте на площадке! Все по очереди сначала в третьем, потом в шестом темпоритме. Одни действуют, остальные оценивают: верим или нет?
Расскажите о своих действиях... Ищете грибы, увидели, потянулись было, нагнулись нет, поганка!.. Это в темпоритме № 6? А в № 3? То же самое, только у вас первый день после болезни?

Возможно.
Повторите упражнение и последите за своим дыханием. Вначале сделайте упражнение мысленно и дышите так, как дышали бы в жизни в этих обстоятельствах: почаще при ходьбе, замерло дыхание при взгляде на гриб, досадливо выдохнули, увидев поганку...
Мы не ищем прямых воздействий на дыхание и пульс, но ведь изменение темпоритма тесно связано с тем и другим. А они дыхание и пульс связаны друг с другом. Но если волевое овладение ритмом пульса наука чрезвычайной сложности, то дыхание всегда в нашей власти.

А это косвенно воздействует и на пульс, если мы в упражнении, сознательно варьируя дыхание, до конца верим обстоятельствам своего действия.




Содержание  Назад  Вперед