Беспредметные действия



8. БЕСПРЕДМЕТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Одеваться Внутренняя пристройка Снимать пальто Чтобы одеты были не гнусно! Заколитесь! Чиркните спичкой! Кухня Повара и поварята!

Конвейер Это не книга! Дорога Коробка с бисером Подготовка стола Белая рубашка Перед зеркалом Нож Письмо Гаммы для актеров
Большое, исключительное значение придавал Станиславский беспредметным действиям упражнениям с несуществующими предметами (их еще называют упражнениями с воображаемыми предметами или упражнениями на память физических действий).
Как весь тренинг действия способствует укреплению физического чувства правды, так и эти упражнения совершенствуют прочные навыки логики, последовательности и непрерывности действий.
Станиславский писал, что при упражнении с реальными предметами многие из составных элементов действия ускользают от внимания, незаметно пропускаются, не выполняются при сценическом действии. Речь идет о таких моментах, которые в жизненном действии выполняются привычно, механически, сами собой.
Получаются проскоки, которые мешают понять (и почувствовать) природу исследуемого действия, мешают проследить в последовательном и логическом порядке все составные элементы действия.
А при действии с несуществующими, воображаемыми предметами эти проскоки невозможны, потому что отсутствие реальных предметов приковывает внимание к непрерывности всей последовательности цепочки отдельных элементов действия. Механические привычки не срабатывают.
"Освобождение от проскоков, заключает Станиславский, дает возможность создать сплошную линию, логически и последовательно цельную, заполненную воспоминаниями об отдельных, составных моментах, складывающих из себя самое действие".
"Если б вы только знали, пишет он в другом месте, как важно скорее привыкнуть к ощущению логики и последовательности физических действий, к правде, которую они собой приносят, к вере в подлинность этой правды. Вы не представляете себе, с какой быстротой эти ощущения и потребность в них развиваются в нас при условии правильных упражнений".
Обратим внимание на слова о развитии потребности в ощущениях правды действия и вспомним, кстати, что сам Станиславский, по многим свидетельствам, систематически занимался тренингом беспредметных действий и виртуозно владел этой техникой.
В книге "Работа актера над собой", наставляя своего помощника по занятиям в классе тренинга и муштры, Торцов (то есть сам Станиславский) советовал ему постоянно проделывать с учениками такие упражнения:


  • писать письма,
  • накрывать обеденный стол,
  • готовить всевозможные кушанья,
  • пить чай,
  • шить платья,
  • строить дома.

  • "Эти упражнения, говорил он, нужны нам для утверждения внутри артиста подлинной органической правды и веры через физические действия".
    Такие упражнения выполняются:

    • совсем без предметов,
    • с предметом-заменителем (например, палочка вместо ножа),
    • частично без предметов (например, бумага реальная, а карандаш воображаемый).

    • Материал для них во всех разделах тренинга. Вообще, любое упражнение и этюд, в которых ученик действует с реальными предметами, полезно выполнять (для контроля) и беспредметно.
      ОДЕВАТЬСЯ
      Как вы одеваетесь в свободный день, когда не надо торопиться?
      До того как погрузиться в эти предлагаемые обстоятельства, ученик должен в совершенстве овладеть физическим процессом воображаемого одевания, то есть выполнить это действие в его чистом виде. Эта, первая часть упражнения может быть домашним заданием: дома, чередуя моменты реального и воображаемого одевания, ученик доводит беспредметные действия до известной точности.
      Теперь, когда последовательность отдельных действий "накатана", можно вспомнить, каким образом привычная операция одевания происходит в свободный день, когда некуда спешить. После этого можно менять предлагаемые обстоятельства, усложнять действие, но последовательность всех его составных частей с физической стороны останется почти такой же.
      А что изменится?
      Как вы одеваетесь в рабочий день, когда у вас еще много времени до начала занятий?
      Обстоятельства обоих заданий схожи, но действия разные. С физической стороны одно и то же. А с внутренней? Если довести действие до полной правды и веры, то окажется, что в первом случае у человека одни мысли и внутренние видения, а во втором случае иные. Их содержание и придает своеобразную окраску каждому действию, определяя его интенсивность, его темпоритм.
      Чтобы довести это упражнение, как и всякое другое, до полной правды и веры, надо создать непрерывную цепочку внутренних видений.
      Если заданные обстоятельства оправданы, ученик может усложнить их:
      то же, когда он опаздывает в школу,
      то же, когда в доме пожар или тревога,
      то же, когда он не у себя дома, а в гостях, и так далее.
      Новое задание и вновь созданная цепочка видений должна непрерывно крутиться по прежней, последовательно накатанной дорожке привычных движений.
      Внутренний контролер чувства правды примет упражнение лишь тогда, когда логика и последовательность внутренних видений так тесно свяжутся с логикой и последовательностью привычных движений одевания, что одно станет возникать от другого. От того, что натягиваешь рубашку, воображению представятся предполагаемые картины сегодняшнего урока танцев, на котором нужно будет проверить, действительно ли Она неравнодушна к Нему. А когда станешь мысленно прикидывать, какими словами начнешь с Ней трудный и ответственный разговор, нервные пальцы сами поторопятся скорее застегнуть пуговки на рубашке.
      Вы не будете думать ни о видениях, ни о движениях. Потечет реальная жизнь. Пусть она рвется временами, это ничего. Для того чтобы возникла жизнь, нужно:

      1. Либо ждать, когда на вас "накатит" и сама природа, неизвестно отчего, заговорит на своем родном, органическом языке;

      2. Либо (если не хочется ждать) помочь природе сознательно накатывать линию последовательных видений при каждом повторении процесса одевания. Не надо заставлять себя насильственно каждый раз "видеть" те же самые картины. Но общий сюжет видений должен быть тем же.

      3. Конечно, не стоит накатывать цепочку видений вне воображаемого одевания. Только одновременно с ним!
        ВНУТРЕННЯЯ ПРИСТРОЙКА
        Проверим тот же процесс одевания с несколько иной стороны.
        Выполните одно и то же простое физическое действие "я одеваюсь" несколько раз подряд, но каждый раз с другой внутренней пристройкой к разным предлагаемым обстоятельствам:

        • я одеваюсь для того, чтобы идти на свидание с любимым человеком;

        • я одеваюсь для того, чтобы идти в больницу, навестить тяжело больного отца;

        • я одеваюсь для того, чтобы идти впервые на сбор труппы в театр;

        • я одеваюсь для того, чтобы идти на собрание, где меня будут "прорабатывать";

        • я одеваюсь для того, чтобы идти на праздничный вечер.

        • Как одеваться, вы уже знаете, все отдельные действия накатаны в прошлом упражнении, воображение работает, вы верите себе. Теперь же, изменяя обстоятельства, прислушайтесь к себе во время начала действия: вы можете уловить как бы переключение всего вашего тела из одних обстоятельств в другие. По-научному это называется установкой организма на новое действие. Можно еще назвать это внутренней пристройкой к действию. Поймайте же эти зыбкие ощущения, постарайтесь понять их природу!
          Одеваясь, живите сегодня, здесь, сейчас! И помните: вы должны, действуя физически, думать так, как вы думали бы в данных обстоятельствах. Вы должны точно знать, куда вы идете, кого конкретно там увидите. Вы должны видеть внутренним зрением и место, куда вы идете, и людей, которых увидите. Действуя физически, одеваясь, вы должны, кроме того, действовать мысленно рисовать в своем воображении картины того, как вы придете, что вы будете там делать, что вы ожидаете увидеть там.
          Поймали в себе это ощущение внутренней пристройки к действию?
          Вы изменяете обстоятельства, и новые видения и мысли меняют привычные движения ваших рук. Поупражняйтесь самостоятельно в переключениях от одной пристройки к другой: только начав одеваться, чтобы идти на свидание, вспомните, что должны идти в больницу. Одеваясь для того, чтобы не опоздать на неприятное для вас собрание, вспомните, что оно состоится завтра, а сегодня можно пойти на веселый праздничный вечер.
          Непременно добейтесь веры в то, что вы делаете!
          СНИМАТЬ ПАЛЬТО
          Задание Станиславского на это простейшее действие:

          1. Снимаю пальто: только что лишился места.

          2. Снимаю пальто в передней моего начальника.

          3. Снимаю пальто, ищу, куда бы его повесить. Оно дорогое, давно мечтал сшить себе такое, но у приятеля, в грязной квартире, куда я пришел, повесить некуда, всюду пыль.

          4. Снимаю пальто: пришел на именины своей возлюбленной и принес букет.

          5. Снимаю пальто: приехал приглашать знаменитость участвовать в концерте.

          6. Действуя в заданных обстоятельствах, уточните их, углубите. Следите, не рвется ли цепочка видений, подкрепляет ли она ваши простейшие физические действия?
            ЧТОБЫ ОДЕТЫ БЫЛИ НЕ ГНУСНО!
            Название упражнения звучит несколько замысловато, но автор этих иронических слов не придуманный бюрократ, а императрица Елизавета, которая в 1770 году заботилась, чтобы зрители театральных представлений соблюдали положенный этикет.
            Двести лет назад вас, чиновников Пробирной палатки (читайте биографию Козьмы Пруткова!) пригласили на спектакль придворного театра.


            Содержание  Назад  Вперед