Японский прием со стулом


Если же мы начинаем с мышечных поисков, мы включаем в работу большее количество механизмов. Мы оживляем старые временные связи нашего тела с окружающей средой. Здесь уже нет места реминисценциям того, что мы когда-то видели в кино или прочли в книге. Мысль и воображение привыкают произвольно откликаться на любое положение тела.

Оправданный жест, поза получаются живыми, а не формальными. Оправдать движение означает не только найти решение, но совершить это действие так, как мы совершили бы его в жизни при данных обстоятельствах, логично, последовательно, целесообразно, завершенно.
ЯПОНСКИЙ ПРИЕМ СО СТУЛОМ
Так названо это упражнение в работах Станиславского. Ученики сидят и по сигналу педагога или ведущего резко изменяют положение своего тела на стуле как бы кидают тело в неожиданную для себя позу. Затем оправдывают эту позу.
Вот вас кинуло так фантастически, вы замерли в напряженном, скрюченном положении. С чего начинать оправдание? Прежде всего обследуйте внутренним контролером, как напряжены основные группы мышц.

Не меняя позы, попробуйте постепенно расслабиться, расслабить закрепощенные мышцы, то одни, то другие. Когда найдете, что вы могли бы делать в таком положении, проверьте, нет ли излишков напряжения. Обнаружите излишки снимите их.
Поза оправдана? Действуйте в вымышленных обстоятельствах, пока не завершите действие, пока не выполните задуманной цели этого действия и пока не поверите в его реальность.
СЛУЧАЙНАЯ ПОЗА
Чувство внутреннего мускульного контроля формируется как одна из составных частей физического чувства правды.
Встаньте и примите, не раздумывая, первую попавшуюся позу. Замрите в этой позе, зафиксируйте ее. Теперь оправдайте ее целесообразным действием, реальным или беспредметным.
При каждой принимаемой позе или положении тела на сцене существуют, как пишет Станиславский, три момента:
"Первый излишнее напряжение, неизбежное при каждой новой позе и при волнении от публичного выступления.
Второй механическое освобождение от излишнего напряжения с помощью контролера.
Третий обоснование или оправдание позы в том случае, если она сама по себе не вызывает веры самого артиста".
Вы в чем-то запутались? В рыбацких сетях, развешанных для просушки? Выберитесь из них, а потом найдите другое оправдание, потому что на этот раз вам пришло в голову самое легкое, случайное решение и вы не успели даже освободиться от излишков напряжения.
Мускульный контролер, который помогает освободить тело от излишнего зажима, выполняет еще одну механическую работу: он пробуждает память мышц, то есть "воспоминания" наших мышц о движениях и положениях тела в разных жизненных ситуациях, в которых мы бывали прежде (реально или в воображении). Вот эти-то мышечные воспоминания, усиленные зрительной памятью, и преобразуются в нашем сознании, когда нам "приходит на ум" оправдание позы.
А как еще можно оправдать эту же самую позу?
Оправдать позу значит не рассказывать об оправдании, а действовать, приняв эту позу за исходное положение тела.
СТАТУЯ
По репродукции или фотографии берется поза человека из общей скульптурной группы или поза статуи, памятника. Задание оправдать статическое положение человека в этой позе, найти действие, которое привело человека к ней.
Посмотрите на эти фотографии античных скульптур. Держит боевой лук воинственная амазонка. Умирающий гладиатор сидит, с трудом опираясь рукой о землю. Вы видите, что они только на мгновение застыли и вот сейчас сделают какое-то движение? Видите, как все их тело приготовилось к движению?

Попробуйте принять эти позы и оправдать их.
Не ищите оправдания вне позы, не придумывайте его заранее. Приняли позу, избавились от мышечного напряжения, вот тут и позвольте работать вашему контролеру, он сам оценит расположение мышц и пробудит в вас воспоминания. Помогайте ему пробуйте, выходя из позы, слегка напрягать то одну, то другую группу мышц, чтобы ожила мышечно-двигательная память, чтобы возникли видения.

Нашли оправдание действуйте!
Действуя, придите к позе. Короткая оправданная пауза в действии зафиксированная поза. Продолжайте действовать.



Так в скульптуре ищут запечатленную динамику "застывшее движение".
СКУЛЬПТУРА ПО ПАМЯТИ
Вчера вы были в Эрмитаже. Какая скульптура вам запомнилась больше всего? Вспомните ее. Подумайте эпизод какого события из жизни этого человека показал нам скульптор?

А если бы это был такой же эпизод из вашей жизни? Мысленно поставьте себя в позу скульптуры. Думайте так, как действительно думали бы вы в этом действии.
Что вы сделаете сейчас? Действуйте!
БУРАТИНО
Назовем так упражнение, в котором Станиславский занимался, как он говорил, "радиусами движений". Оно поможет формированию внутреннего мускульного контролера:
"Приклеиться" к полу и не "отклеиваясь" проделать всевозможные пластические движения от самых малых до самых больших.


  1. Глаза. Направо, налево, вверх, вниз, прямо (оправдывать).

  2. Шея. Помогать смотрению глаз. Направо, налево, прямо (вдаль), вверх, вниз.

  3. Ухо. К глазам и шее добавлять уши.

  4. Все эти упражнения по целым, по 1/2, по 1/4, по 1/8, по 1/16.

    1. Пальцы рук. Мелкие жесты их, указывающие направление смотрения, слушания, в добавление к глазам, ушам и шее.

    2. Рука то же. Прибавляется движение руки до локтя в помощь к предыдущему.

    3. Рука то же до плеча.

    4. Спинной хребет прибавляется в помощь к предыдущему. Сначала верхняя его часть (в помощь к шее), а потом и ниже.

    5. Ноги. Тянутся по направлению к предыдущему, в помощь им.

    6. Что, если бы вы были тем самым деревянным человечком, которого вырезал папа Карло? Вначале вас нет, вам еще надо появиться на свет из полена. Большая деревянная чурка стоит на полу. Можете вы, еще находящийся где-то внутри чурки, хоть пальцем шевельнуть? Нет, потому что нет и самих пальцев. Полная неподвижность. Напрягаться не надо.

      1. Вот вам сделали глаза. Ничего больше нет, только глаза. Начинайте же изучать мир, в который вы явились. Смотрите пчела! Она летит слева, из двери. Направо, налево, вверх, вниз... Следите за ней!..

      2. Сделана шея, теперь можно повернуть голову. Пчела улетела куда-то направо, она за вашей спиной. Появилась слева.

      3. Работают только глаза и шея! Проверьте, не слишком ли напряжено все остальное. Закрепощать мышцы не надо. Тело не двигается и только.
      4. В ваш мир ворвались звуки. Мохнатая пчелка, оказывается, жужжит, летая вокруг вас. Оправдайте все другие звуки, которые услышите. Хорошо, если с этого мгновения начнется музыкальный аккомпанемент к упражнению и все дальнейшие движения пойдут в ритме по целым, по половинам и т. д. в зависимости от характера вашего вымысла. Пусть мотив будет знакомым, напевайте тихонько. Если нет музыки пойте сами или отсчитывайте такты вслух.

      5. Ожили пальцы рук, их кисти, можно, следя за полетом пчелы (а она всем на удивление кружится в ритме музыки), слегка дирижировать пальцами.

      6. Проверяйте временами мышечное напряжение.
      7. Руки двигаются до локтя и в стороны, и вверх, и вниз. Оставим в покое пчелу, пусть она улетает, и займемся руками, сначала одной, потом другой. Поиграйте с пушинкой, которая села на ладонь вашей правой руки. В ритме музыки сделайте четыре операции с пушинкой:
        • подкиньте ее с ладони в воздух,
        • подтолкните ее в воздухе пальцами,
        • поймайте ее кончиками пальцев,
        • перебросьте на ладонь левой руки.

        • То же сделайте и левой рукой.
        • Обе руки работают до плеча. Продолжайте играть с пушинкой обеими руками по очереди. Широкие, легкие, плавные движения свободной руки. Глаза следят за полетом пушинки, голова поворачивается в ту же сторону.

        • Но тело пока неподвижно. Ноги как будто приклеены к полу. Спина не шелохнется.
        • Работает все туловище, только ноги неподвижны. Для пушинки еще больший простор. Можете бросать и ловить ее, поворачивая корпус вправо и влево.

        • Не забывайте время от времени проверять мышечные напряжения. Все, что работает, должно работать легко и свободно.
        • Могут двигаться и ноги, сначала правая, потом левая. За все это время вам не захотелось потанцевать, продолжая играть с пушинкой? Танцуйте свой собственный импровизированный танец!

        • Придумайте и выполните другие оправдания постепенного расширения радиуса движений.
          Напомним о цели упражнения создание послушного мускульного контролера.
          НАПРЯЖЕНИЯ ПО ЗАКАЗУ
          Запомните порядок напряжений и раскрепощении:
          1-й хлопок ступня левой ноги,
          2-й хлопок локоть правой руки,
          3-й хлопок шея,
          4-й хлопок кулак левой руки.
          Отрепетируйте мысленно эту очередность... Внимание, начали!..
          Старайтесь, чтобы по каждому хлопку мгновенно возникали нужные мускульные импульсы: напрягалась ступня хлопок ступня расслабляется, а локоть напрягается; хлопок локоть расслабляется, напрягается шея...
          РЕВИЗОРЫ НАПРЯЖЕНИЙ
          Делим группу пополам. Вы ревизоры, а вы специалисты по смене напряжений. Ревизоры, обследуйте прикосновениями пальцев степени напряжения и расслабления. Специалисты, слушайте хлопки и прислушивайтесь к своему мускульному контролеру.
          ОПРАВДАНИЕ ПОЗ В ДВИЖЕНИИ
          Ученики ходят по кругу. Сигнал хлопок в ладоши или удар по столу обязывает их остановиться, бросить тело в неожиданную для себя позу и оправдать ее. Для каждой позы нужно найти несколько оправданий.
          Только ни в коем случае не придумывайте позу заранее, до моего сигнала.


          Содержание раздела