Чаши


Не напряжен ли бицепс так, будто на ладони десять килограммов, а не один? А шея почему напряглась? Наверно, потому, что контролер еще не проснулся, а бесконтрольный наш организм еще не ощутил, еще не поверил в воображаемую конкретную тяжесть и, на всякий случай, напрягает все что попало и шею, и другую руку закрепостит, и даже глаза в растерянности напрягутся. Долой все излишние напряжения!

Поможем проснуться контролеру будем проверять реальное напряжение, чередуя воображаемые и реальные тяжести. ЧАШИ
На этом столе стоят дорогие хрустальные чаши, наполненные до краев вишневым вареньем. Представили их себе? Подходите к столу и берите по чаше. Осторожнее, не пролейте варенье. Сколько весит такая чаша?

Килограмма три-четыре. Вспомните, как напряжены пальцы, когда они держат такой груз... Проверьте.

Поставьте чашу, возьмите этот настоящий графин с водой. Ощущаете вес? Прислушайтесь к пальцам как они напряжены?..

Поставьте графин, возьмите воображаемую чашу... Еще раз проверьте вес, взяв графин.
Перенесите свои чаши через всю комнату и поставьте их на тот стол. Тише идите, осторожнее! Почему напряжено все тело?

Найдите центр тяжести и уберите все излишки напряжения.
ЦЕПОЧКА
Ученики стоят в широком кругу и передают друг другу воображаемые тяжести кирпичи, ведра с водой. При этом ставится вымышленная цель действия для чего мы передаем ведра с водой и где мы находимся. На пожаре?

Что горит? Откуда первый берет ведра? Может быть, он стоит на берегу пруда и сам наполняет ведра?

Тогда к нему, обратным путем, по цепочке, должны идти пустые ведра. Кому передает ведро последний в цепочке.
БРОСАНИЕ ПРЕДМЕТОВ
Возьмите воображаемый диск деревянный круг с металлическим ободом. Вес два килограмма. Плавно размахнувшись, метните диск.

В момент, когда диск отрывается от руки, снимите напряжение.
Бросьте камень. А теперь маленький камушек "блинчиком" по воде!
Киньте снежок. Еще слепите снежок и... В кого кинете? Значит, холодно вокруг?

Где мы? Швыряясь снежками, успевайте проверить мускульным контролером вес снежка, напряжение в руке. А влажный холодок снежка вспоминаете?
Пустите в воздух воображаемого бумажного голубя... Где мы? Что вокруг?

Напряжение почти незаметное найдите его и снимите, когда голубь полетит.
В каждом действии должно быть ровно столько напряжения, сколько требуется для действия и ни на йоту больше! Упражняясь с воображаемыми предметами, мы должны вначале сознательно, с помощью мускульного контролера, регулировать напряжение и расслабление мышц.
НОВОСЕЛЬЕ
Смотрите на пустую площадку и запоминайте: в центре на полу лежит ножками кверху большой обеденный стол. В левом углу небольшой буфет (решите сами, какой именно), возле которого стоят четыре стула. В правом переднем углу лежит на боку диван-кровать.

Кто желает переселиться в эту комнату? Возьмите товарищей, чтобы помогли вам расставить вещи, и действуйте. Сообразите, что куда поставить, и командуйте товарищами!
Внимательней ходите по площадке, не наступайте на воображаемые вещи.
Это упражнение целесообразно делать после того, как ученики ознакомились с "согласованными действиями" из раздела 11 данной части книги: перенося стол, необходимо следить за руками партнеров, чтобы размеры стола не изменялись.
Устроились? Чего еще не хватает из мебели? Придется покупать.

Решите, что вы купите завтра и куда поставите.
На одном из ближайших занятий упражнение продолжается: надо вспомнить, как расставлены воображаемые вещи, внести в комнату новую купленную вещь. В этой комнате, которая стала для учеников знакомой и обжитой, можно впоследствии проводить многие упражнения и этюды, расставив реальную мебель или обозначив ее подходящими предметами.
СЛОЖНАЯ ПЕРЕСТАНОВКА
Представьте себе, что мы находимся с вами в комнате, тесно заставленной мебелью. Смотрите здесь два книжных шкафа, между ними пианино, окна, дверь, вот диван, второй диван, два кресла, книжная этажерка с радиолой на верхней полке, большой письменный стол. Вот стулья первый, второй, третий, а тут, в углу, старинное бюро. Посреди комнаты круглый стол и еще четыре стула.

Как видите, все забито, ничего больше не поставишь! А поставить надо куплен телевизор. Куда же его пристроить? Походите по комнате, прикиньте, какую сделать перестановку.

Помните комната полна вещей, не натыкайтесь на них, четко представляйте себе, где что стоит.
Ничего не получается. Придется вынести в коридор это дедушкино бюро. Стол и диван торчат на дороге к двери, мешают перестановке.

Но чтобы отодвинуть стол, надо сначала шкаф поставить боком к стене. Прикиньте все это мысленно сделайте мысленную репетицию перестановки.
Полезно пользоваться мысленными репетициями во многих упражнениях. Мысленное действие это не механическое запоминание содержания действия. Нужно представить себе мысленно действие в последовательности всех движений, нужно мысленно совершать действие.

Совершая действие в своем воображении, мы тем самым подготавливаем и тренируем все те механизмы, которые вступят в работу при реальном совершении этого действия.
Мысленно переставили? Делаем настоящую перестановку! Не забывайте о тяжести воображаемых вещей, об их размерах.
ТЯЖЕЛАЯ РАБОТА
Перевесьте воображаемую большую картину в тяжелой раме с этой стены на ту. Новых гвоздей нет, выдерните из стены старые и выпрямите их. Возьмите для этого воображаемые молотки и клещи... А что на картине изображено?

Какая рама?
Ввинтите в потолок большой крюк и повесьте новую хрустальную люстру из комиссионного магазина... Расскажите, как выглядит люстра?
Натрите пол мастикой. На ногу наденьте воображаемую щетку. Через десять минут к нам придет важный гость, торопитесь закончить работу.
ОПРАВДАНИЕ ЖЕСТА
Протяните вперед руку ладонью вниз. Слегка согните руку в локтевом суставе. Растопырьте напряженные пальцы.

Мизинец пусть смотрит вниз, большой палец вверх... Странный жест? Найдите ему оправдание.

Что это может быть за движение, если так напряжены растопыренные пальцы? Пошевелите легонько рукой и пальцами, может быть, рука вспомнит, не приходилось ли ей бывать в таком положении. Мускульным контролером проверяйте напряжение в плече, в локте.

А если чуть расслабить локти? Чуть прибавить напряжения в плече?.. Вот и нашли вы поворачиваете туго завернутый водопроводный кран, большой, круглый, с облупившейся масляной краской...
А еще при каком действии ваша рука может быть в таком же положении? Найдите несколько разных оправданий этому жесту.
ПОСТАНОВКА ЖЕСТА
Вариант упражнения на оправдание жеста:
Разделитесь на пары. Пусть первый "ставит жест" второму. Установите руку товарища в любое положение, закрутите ее самым немыслимым образом, пусть он оправдает жест.
Приняли оправдание? А теперь сами закрутите свою руку так, как показали товарищу, и оправдайте этот жест.
ПРЕРВАННОЕ ДВИЖЕНИЕ
Следите за моими руками и повторяйте все движения... Стоп! Задержите руки в этом положении.

Оправдайте жест.
Старайтесь находить оправдания жесту не извне, а изнутри. Не надо смотреть на жест как бы со стороны и выдумывать, на что это похоже. Заставьте свою руку вспоминать былые движения!
Надо заставить работать мышечную память движений, связанную и со зрительной памятью. Надо, чтобы мускульный контролер, проверяя степени напряжения и расслабления отдельных мышц, пробудил их память. Сознание оживит общее воспоминание о прошлом действии в реальной жизни или в фантазии.

Ведь когда мы фантазируем, мы тоже даем пищу всем разновидностям нашей памяти, в том числе и мышечной.
НЕПРОИЗВОЛЬНЫЕ ЖЕСТЫ
Сядьте, положите руки на колени. Свободны руки, не напряжены? Когда я стукну по столу, киньте руки в непроизвольном броске и сразу же остановите их.

Не придумывайте заранее, в каком положении они остановятся, пусть оно будет неожиданным для вас.
Удар! Оправдывайте! Что с вашими руками? Почему они так застыли? Какое ваше внутреннее побуждение они выражают?

Или это секундная остановка какого-то физического действия? Продолжайте его!.. Ясно.

Вы ловили мяч.
ЗАПРЕЩЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ
Один из учеников ведущий.
Следите за руками ведущего и повторяйте его движения. Условимся об одном запрещенном для вас движении вниз. Как только руки ведущего пойдут вниз, ваши должны взлететь вверх. Все другие движения рук ведущего повторяйте.

Мой удар по столу сигнал немедленной остановки для ведущего и для вас. Вы оправдываете то положение рук, в каком они оказались в момент сигнала.
Ведущий делает десять разных движений руками, отделяя каждое паузой и называя перед движением его порядковый номер. Остальные ученики не воспроизводят движения, а совершают их мысленно, запоминая номер каждого. Потом дается время для мысленной репетиции всех движений, и после этого педагог называет в произвольном порядке номера движений, а ученики совершают их с уже готовым оправданием.

Таким образом, оправдание движению они находят еще в мысленной репетиции.
Повторим и здесь:
Оправдание движения это не поиски умозрительного логического решения, а психофизическая задача, поставленная перед нашим организмом. Если мы как бы смотрим со стороны на совершаемое движение и раздумываем, что бы это могло быть, мы даем пищу, прежде всего, зрительной памяти.



Содержание  Назад  Вперед