Ум связан с Вритти


Не существует невежества вне ума. Ум есть Авидья.

Когда ум уничтожен, уничтожается всё. Когда ум проявляет себя, всё проявляется. Во сне один ум создаёт объекты, такие как горы, реки, цветы, колесницу, лошадей, возницу и т.д. Он - субъект.

Он - объект. Во сне без сновидений он покоится в Муля Аджнане или первобытном невежестве, в своей причине.

Если бы он был идентичен сознательности, он должен был бы иметь непрерывность, равномерность, подобно тому, когда человек входит в сон без сновидений. Ум - это лишь Джада или инерция.

Он не самосветящийся. Он - продукт Саттва Гуны. Он имеет начало и конец. Он - лишь инструмент в руках субъекта, который его использует. Он - субъект модификаций.

Он вечно меняется. Он - объект. Его атрибутами являются удовольствие и страдание. Следовательно, он не может быть неизменным, самосияющим, чистым Атмнаом.

Атман существует даже во время глубокого сна. Это доказывается воспоминанием человеком утром эффекта, что он наслаждался здоровым сном этой ночью и что он ничего не знал во время сна.

Поскольку только тот человек, кто имел опыт, может иметь воспоминание об опыте, мы можем заключить, что человек, имевший воспоминание в указанной форме утром, существовал во время глубокого сна и испытал блаженство и отсутствие знания, имеющегося у него во время состояния бодрствования.
Ум связан с Вритти: похоть, гнев, алчность и т.д. Он не имеет устойчивости. Поэтому он - Викари. Атма является неизменным (Нирвикара) и молчаливым свидетелем.

В действительности вы - Атман. Следовательно, вы - не Маномая Коша. Она также не ваша.

Она принадлежит тонкому телу. Вы отличны от Маномая Коши.

Вы - знающий субъект. Я отлично от Маномая Коши, поскольку оно является Знатоком этой оболочки.
Буддхи или интеллект со своими модификациями и пятью органами познания, имеющими характерные особенности посредников, составляет Виджнанамая Кошу или оболочку знания. В глубоком сне она вовлечена вместе с отражённой сознательностью (Чидабхаса).

Оболочка знания ярко светится из-за её тесной близости к Параматману.
Человек обычно говорит: Я - посредник. Я - решительный человек.

Я - сознательный человек. Я - обученный человек. Я прекрасно всё понимаю. Я могу устранить сомнения других.

Я знаю Веды. Я мудрый человек.

Здесь функции Виджнанамая Коши ошибочно приписаны Атме. И наоборот, атрибуты Атмы ошибочно перенесены на Виджнанамая Кошу.

Человек говорит: Существует мой Буддхи; мой Буддхи сияет; мой Буддхи дорог мне. Итак, здесь существует взаимное иллюзорное взаимоотношение между Атмой и интеллектуальной оболочкой.
Эта оболочка знания не может быть самолучезарным чистым Атманом, поскольку является субъектом перемен; она имеет начало и конец; она является следствием Саттва Гуны; она является Джадой или неживой; она не самосветящаяся; она ограничена; она является объектом; она присутствует не постоянно; она становится вовлечённой во время глубокого сна. Не настоящая вещь, следовательно, не может быть принята за вечного, истинного Атмана.
Вы - не Виджнанамая Коша. Эта оболочка также не ваша.

Она принадлежит тонкому телу. Вы - Знаток этой оболочки, и поэтому совершенно отличны от неё.
Пятой оболочкой является Анандамая Коша или Авидья в её Саттвическом аспекте, создающая счастливое переживание Сушупти или глубокого сна. Она наделена тремя Вритти: Прия, Мода и Прамода. Прия - счастье, возникающее от простого видения желанного объекта. Мода - счастье, испытываемое при обладании желанным объектом. Прамода - счастье, получаемое от действительного наслаждения желанным объектом.

Эта оболочка самопроизвольно испытывает счастье во время осуществления добродетельных поступков. Эта Анандамая Коша находит своё полное выражение во время глубокого сна. Во сне и в бодрствующем состоянии она имеет лишь частичную деятельность, вызванную видением приятных объектов.

Прия Вритти является головой Анандамая Коши. Мода Вритти - правое крыло. Прамода Вритти - её левое крыло. Пратибимбананда - её туловище.

Бимбананда Атмана является её хвостом.
Человек обычно говорит: Я - наслаждающийся. Я счастливый.

Я спокойный. Я - утвердившийся.

Я - Саттвический. Я - Раджасический.

Я - Тамасический. Я - скучающий человек. Я - невежественный человек. Я - несчастный человек.

Я - нестойкий человек. Я - различающий человек. Я - порочный человек.

Я - обманутый человек. Здесь атрибуты Анандамая Коши ошибочно перенесены на Атмана. И наоборот, характерные особенности Сатчитананды Атмы ошибочно приписаны Анандамая Коше.

Человек обычно говорит: Существует моё блаженство; моё блаженство сияет; моё блаженство дорого мне. Итак, существует взаимное иллюзорное взаимоотношение между Атманом и Анандамая Кошей.
Анандамая Коша не может быть Атманом, поскольку наделена изменчивыми атрибутами. Она является модификацией Пракрити. Она - следствие прошлых добрых дел. Она имеет конец.

Вы - не Анандамая Коша. Это также не ваша оболочка.

Она составляет причинное тело. Вы совершенно отличны от этой оболочки. Вы всегда есть знаток этой оболочки. В иллюстрациях моя корова, мой сын, моя жена, мой дом, корова, сын, жена и дом совершенно отделены от человека. Человек обычно говорит: Моё тело, моя Прана, мой интеллект, мои чувства, моё невежество.

Это означает, что тело и т.д. отличны от их владельца, обозначаемого словом мой. Очевидно, что все эти вещи относятся к Существу, которое за пределами их всех.

Это отношение собственности к её владельцу. С помощью практики доктрины Нети, нети (непрерывный процесс исключения), вы можете легко понять, что тело, Прана, ум и т.д. - не дух или Атма и не принадлежат к нему.
Вся эта иллюзия возникает в человеке из-за невежества и неразличения или отсутствия способности, которая делает различие между вечным Атманом и иллюзорными пятью оболочками, которые ошибочно накладываются на Атмана. 5 оболочек являются творениями ума из-за невежества. 5 оболочек не могут быть чистым, самосуществующим, самосветящимся Атманом. Шрути особо подчёркивают, что Атман - бестелесный.

Подобно тому, как перемены, имеющие место у коровы, такие как рост, старение и т.д., ни в малейшей степени не воздействуют на владельца коровы, наблюдателя, точно так же перемены, происходящие в пяти оболочках, не касаются их владельца, наблюдателя, Атмана.
Подоно тому, как вы можете ясно различить голос одного человека от голоса другого с помощью силы различения; подобно тому, как вы можете ясно почувствовать это - мягкое, это - твёрдое, это - горячее, это - холодное с помощью силы различения; подобно тому, как вы можете ясно понимать, глядя на картину на стене, это - чёрный цвет, это - красный цвет, это - стена, это - картина, с помощью силы различения, хотя вы не способны отделить красный цвет от чёрного цвета, картину - от стены; подобно тому, как вы можете ясно понять, пробуя напиток, что это - лимонад, это - апельсин, это - малина, с помощью силы различения, хотя вы не можете отделить соль или сахар от воды; подобно тому, как вы можете узнать запах одежды с помощью органа обоняния, хотя вы не можете отделить запах от одежды; точно так же вы можете ясно отличить Атму и Коши, понимая истинную природу Атмана и 5-ти оболочек, слушая Веданту от Гуру. Вы легко можете понять, что не существует связи между Атманом и 5-тью оболочками.

Хотя обычный человек не может отделить воду от молока, тем не менее, для Хамсы (лебедя) возможно отделение воды от молока. Хотя невозможно для людей с грубым интеллектом отдифференцировать Атмана от 5-ти оболочек, для человека с утончённым интеллектом это возможно.
В действительности 5 оболочек не являются Атманом. Подобно тому, как змея накладывается на верёвку, серебро - на перламутр, вор - на столб, вода - на мираж, голубизна - на небо, точно так же 5 оболочек накладываются на Атмана из-за невежества. Подобно тому, как иллюзия змеи исчезает, когда приобретается знание о верёвке, точно так же ошибочное представление о пяти оболочках исчезает, когда человек обретает знание Я.
Ученик обычно спрашивает Гуру: 5 оболочек не полностью погибают, а проявляют себя даже после достижения Я. Как можно говорить, что они иллюзорны? Подобно тому, как вода в мираже кажется человеку, даже когда он точно знает, что это лишь иллюзорная вода, точно так же 5 оболочек могут казаться мудрецу даже после того, как он достиг Брахма Джнаны. Подобно тому, как кувшин с горлышком, телом и т.д., хотя он - не что иное, как иллюзорная внешность глины, переживается, пока существует горлышко, тело и т.д., точно так же 5 оболочек, хотя известны как иллюзорные, видятся как реальность, подобно горящей одежде, пока существует Прарабдха. Когда дух становится отдифференцированным от своих оболочек, он сияет в своей истинной, первоначальной славе, он сияет в своём истинном свойстве - чистой сознательности.

Это не требует каких-либо доказательств; поскольку это основа всех доказательств, нечто, чьё доказательство должно предполагаться, прежде чем они придут в действие.
Непоколебимое и окончательное заключение Веданты состоит в следующем: подобно глине, которая одна действительно остаётся существовать, после того, как название и форма кувшина, представляющего собой не что иное, как иллюзорную видимость глины, разрушается; - вечный, самосияющий Атман один действительно существует, после того, как 5 оболочек, являющиеся иллюзорными атрибутами Атмы, разрушены знанием Я. Кто бы ни знал это, он есть Знаток Брахмана, он - Знаток истин Веданты, он один является Дживанмуктой. Это важное заявление Упанишад.



Содержание  Назад  Вперед