Наследие прошлого и культурно-исторические факторы.


Кроме того, это вызывает сомнения в надежности капиталовложений и долгосрочных соглашений.67 В результате у предпринимателя может исчезнуть желание выполнять законы и правила. Предприниматели могут не захотеть выполнять указания государственных учреждений в том случае, если эти указания не совпадают с их жизненными нормами и ценностями. Если законы и правила составляются горсткой политиков и законодателей без участия граждан, эти законы, скорее всего, будут служить интересам первых, а не последних,68 и общество будет считать их несправедливыми.69 В результате уровень добровольного соблюдения законодательства упадет,70 а правительственные меры по обеспечению выполнения такого законодательства будут чрезвычайно дорогими.71

5.6. Качество инфраструктуры.

Коммерческая деятельность основана на договорах и соглашениях с продавцами и покупателями и транспортировке товаров и услуг. Стоимость этих процессов зависит от качества и технического уровня инфраструктуры страны – например, телекоммуникаций и транспортных сетей.72 Если в стране приходится ездить из города в город по бездорожью или несколько лет ждать подключения телефона,73 ведение бизнеса обходится намного дороже обычного.74 Немногие предприниматели могут ждать столько времени, поэтому они либо обходятся без телефона, либо дают взятки, чтобы его установили быстрее. Кроме того, предприниматели не желают платить налоги или сборы с предприятий в обмен на плохие или вовсе несуществующие услуги.

Это заставляет их переходить из легального сектора в теневой (Johnson и соавторы, 1997).

5.7. Структура рынка труда.

Еще один метод, испольOуемый для объяснения существования и роста теневого сектора – это изучение структуры рынка труда. Исторически сложилось так, что сельские жители переезжают в индустриальные городские районы в поисках лучших условий жизни.

Однако отсутствие официальных вакансий в городах заставляет их зарабатывать на жизнь в теневом секторе. Высокие показатели безработицы до сих пор порождают теневую деятельность во многих странах, поскольку предоставляют работодателям большой выбор работников, согласных трудиться неофициально за невысокую плату и практически без пособий.

5.8. Макроэкономическая нестабильность

Высокая степень макроэкономической нестабильности также способствует росту теневого сектора. Макроэкономическая нестабильность вызывает утечку капитала за границу, торговлю в иностранной валюте и бартер.

Кроме того, неустойчивость и быстрые изменения цен облегчают фальсификацию финансовых документов (см. Kaufmann и Kaliberda, 1996:5).

5.9. Наследие прошлого и культурно-исторические факторы.

Даже при успешных прогрессивных реформах государственных учреждений предприниматели, которые много лет работали в теневом секторе, не спешат расставаться со старыми привычками.75 Johnson и соавторы (1997) пишут, что большой объем теневого сектора в ЦВЕ и бывшем СССР можно объяснить многолетним коммунистическим режимом.
Параллельно приводятся аргументы о серьезном влиянии культурно-исторических и мировоззренческих традиций на поведение и взгляды предпринимателей (Taneja и Pohit, 2000). Несомненно, эти нормы и модели значительно влияют на то, как люди относятся к тем или иным препятствиям и перспективам, и это отношение не может измениться за один день.

Тем не менее, удачно разработанная стратегия реформ все же может повлиять на эти факторы (см. пункт 6.0.).
В конечном итоге, предприниматели анализируют затраты и преимущества, связанные с выполнением (или невыполнением) правил и нормативов. Нередко они выполняют одни правила и не выполняют другие.

Обычно предприниматели теневого сектора избирают некий компромисс между официальной и теневой сферами. Кроме того, если государственные учреждения работают неудовлетворительно, дают мало преимуществ или некачественные услуги, у предпринимателей пропадает желание выполнять правила либо платить за свой официальный статус.

6.0. ПЛАН ДЕЙСТВИЙ: РЕКОМЕНДАЦИИ.

В пункте 5.0. были перечислены различные причины увеличения операционных затрат, вызывающие рост теневой деятельности. В связи с этим можно предположить, какие меры необходимы для устранения препятствий на пути легального бизнеса.

В целом необходим продуманный, четкий и стабильный комплекс политических и экономических учреждений, способствующих развитию демократии и рыночной экономической деятельности и обеспечивающих равноправные условия для всех граждан.76 В данном пункте эта идея развивается подробнее и предлагается ряд методов решения этих проблем в виде общих и конкретных рекомендаций по отдельным сферам.
В предыдущей редакции данного отчета содержался предварительный список рекомендаций. Они были обсуждены и дополнены на семинаре CIPE под Преграды на пути к рынку: теневой сектор в новых демократических странах. Семинар состоялся 13 ноября 2000 года в Сан-Паулу (Бразилия), в рамках Второй всемирной ассамблеи движения за демократию (см. www.wmd.org ) На семинаре собралось более сорока участников из 24 стран; они были приглашены из разных сфер деятельности, в целях стимулирования дискуссии о теневой сфере и в целях разработки эффективной стратегии устранения препятствий на пути легального бизнеса.

Среди участников семинара были эксперты по теневому сектору, представители гражданских организаций – предпринимательских объединений, научных коллективов, университетов, профсоюзов, групп по защите прав человека и демократии. По итогам дискуссий семинара был пересмотрен вышеупомянутый предварительный список рекомендаций. Ниже приводится дополненный список общих мероприятий по преодолению препятствий на пути к официальной политической и экономической деятельности. (Конкретные инициативы, выработанные на семинаре, указаны в пункте 8.0.) Разумеется, разные страны и муниципалитеты должны принимать и внедрять все или некоторые их этих предложений с учетом своих конкретных насущных потребностей.

Иными словами, приведенный ниже список рекомендации не является универсальным лекарством от всех болезней.
В качестве предисловия к этим рекомендациям следует сказать, что успеху предлагаемых мер будет значительно способствовать прочная и стабильная экономическая база. С этой целью правительства должны установить финансовую дисциплину и принять валютную политику, направленную на понижение инфляции для достижения и поддержания макроэкономической стабильности, и ограничить степень вмешательства в экономику благодаря либерализации торговли, адекватной валютной и кредитной политике, устранению препятствий на пути иностранных инвестиций, приватизации государственных предприятий и дерегулирования экономики (см. таблицу 1).

Кроме того, если правительства введут структурные реформы и уменьшат обременительные препятствия на пути законной экономической деятельности, то экономический рост пойдет на пользу и тем, кто уже работал в официальном секторе, увеличивая тем самым вероятность официальной регистрации предприятий.

Таблица 1. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ И РОСТА.

Аргентина
Самым важным опытом программы CIPE и Средиземноморского фонда в Аргентине является опыт использования структурно ориентированного "шокового" метода разрыва инфляционной спирали. Стабилизация, достигаемая путем структурной адаптации, была необходимым элементом введения дальнейших структурных реформ – таких, как либерализация торговли и приватизация, и создания благоприятных условий для иностранных и местных инвестиций. Благодаря радикальному отходу от прежних планов и введению новых валютных и налоговых режимов аргентинский план Кавалло вызвал позитивные изменения и развеял негативные прогнозы.

Основные характеристики плана Кавалло (1990-91 гг.).

Благодаря принятию Закона о конвертации валют – установление паритета между песо и долларом и обеспечение валютной базы долларами, золотом и облигациями государственных займов с долларовым номиналом.
Ограничение возможностей Центрального банка производить новые денежные эмиссии для покрытия бюджетного дефицита.
Снижение и упрощение импортных тарифов; ликвидация квот; ускорение бюрократических формальностей.
Сокращение правительственных расходов; ряд мер по увеличению доходов, в том числе повышение предельного НДС.
Приватизация авиалиний и телекоммуникаций; активное привлечение зарубежных предприятий.

Источник: CIPE, Экономические реформы сегодня №, 3, 1992 г.


Привлечение общественности к разработке законодательной и нормативной баз.

Недавние исследования подтвердили, что в странах с представительным правлением (и взаимоограничением различных ветвей власти – системой сдержек и противовесов) новые предприятия сталкиваются с гораздо меньшими препятствиями на пути выхода на рынок (Djankov и соавторы, 2000). Поэтому трансакционные издержки в официальном секторе могут быть снижены путем более активного привлечения общественности к разработке правил и законов благодаря применению мер, перечисленных в Санской декларации (см. Приложение A) и в документах Перуанского института свободы и демократии.77 Этого можно достичь следующими способами:



Содержание  Назад  Вперед