ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ВЫСКАЗАННЫЕ УЧАСТНИКАМИ СЕМИНАРА CIPE


(Информацию о вопросах, стоящих перед представителями бизнеса отдельных стран, и примеры их решений вы найдете в таблице 8).


Таблица 8. КАКИМ ОБРАЗОМ КОМПАНИИ МОГУТ ПОВЛИЯТЬ НА ПОЛИТИКУ БЛАГОДАРЯ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

CIPE стала спонсором нескольких проектов, поддержавших различные группы - предприятия (в том числе возглавляемые женщинами), промышленные ассоциации – в их работе по формированию своей политической позиции, выработке единой стратегии по отношению к государственной политике и информированию членов ассоциаций предпринимателей о политических вопросах, которые могут отразиться на их деятельности. Основная задача любой общенациональной программы - привлечение сторонников. Например, общенациональная программа Федерации промышленности Египта (ФПЕ) включает следующие компоненты:
анализ политики и разработка рекомендаций;
организация совещаний членов ФПЕ для обсуждения альтернативных подходов к решению тех или иных актуальных вопросов;
публикация материалов в печати для обсуждения всеми заинтересованными сторонами;
разработка программы политических реформ;
публикация Национальной программы развития предпринимательства;
участие в поддержке предложений перед правительством, другими органами исполнительной и законодательной власти.

Данные мероприятия укрепляют демократию, повышая роль частного сектора в развитии экономических реформ и формировании политики в отношении предпринимательства. Ниже приведены примеры того, как предприниматели разных стран смогли устранить препятствия на пути перехода из теневого в легальный сектор экономики, поддержав реформу государственной политики в отношении рынка.

Нигерия

В 1998 году Ассоциация торгово-промышленных палат, предприятий горнодобываающего сектора и сельского хозяйства Нигерии (NACCIMA) изложила свои позиции по важнейшим вопросам предпринимательской деятельности и экономики в брошюре под названием Общенациональная программа развития предпринимательства. На 33 страницах брошюры были освещены 30 вопросов, жизненно важных для эффективного и продуктивного управления нигерийской экономикой. Среди них были вопросы реформы налоговой системы, обменного курса, приватизации, внешнего долга, не связанного с нефтедобычей экспорта, развития села, обеспечения политической стабильности и реформирования нигерийской фондовой биржи.
Программа явилась частью стратегического плана оказания влияния на внутриполитическую ситуацию с активным вовлечением правительства. По словам исполнительного директора NACCIMA Лоренса Адекунле, деятельность Ассоциации с ее Общенациональная программой побудила правительство упразднить ряд законов, тормозивших развитие конкуренции. В частности, сфера телекоммуникаций, прежде контролируемая правительством, стала открытой для конкуренции. В настоящее время создаются условия для предоставления более широкого доступа частных компаний в нефтеперерабатывающий комплекс, чтобы позволить им импортировать и экспортировать нефть. Более того, как представляется, правительство Нигерии в настоящее время с большей готовностью прислушивается к мнению представителей частного сектора.

Малави
Национальная Ассоциация женщин-предпринимателей (NABW) Малави является неправительственной организацией, оказывающей поддержку малым предприятиям, в которых работают женщины, и выражающей их интересы перед правительстве. В программе организации, названной Общенациональный призыв к действиям, описывается целый ряд проблем, с которыми сталкиваются женщины, создавая свой бизнес в четырех секторах экономики: в сельском хозяйстве, текстильной промышленности, производстве одежды и ремесленных изделий, в туризме и оказании профессиональных услуг (юридических, бухгалтерских, мероприятий по охране здоровья и консалтинга). Брошюра была представлена общественности на общенациональном форуме в 1998 году, в котором приняли участие руководители правительства страны. Представительницы Ассоциации призвали правительство принять меры к устранению препятствий, перечисленных в Национальном призыве к действию. Они особо подчеркнули необходимость реформы существующей в Малави дискриминационной системы земельного права, которое не распространяется на женщин, в силу чего женщины лишены возможности использовать землю в качестве залога для получения кредитов. Ассоциция сотрудничает с правительственными комиссиями, которые занимаются вопросами реформы системы землевладения и поддержки компаний, владельцами которых являются женщины. Правительство выразило согласие ввести систему льгот для женщин-бизнесменов, в соответствии с которой будет увеличена квота государственных заказов, которые получают компании, принадлежащие женщинам, а также увеличены квоты приема женщин на учебу в центрах профессиональной подготовки.

Парагвай
Федерация производственных, промышленных и торговых предприятий (FEPRINCO) Парагвая представляет интересы около 70 организаций предпринимателей, занятых в сферах производства и торговли, и является основным объединением предпринимательского сообщества, выходящим непосредственно на правительство. Для того чтобы содействовать объединению компаний частного сектора, стремящихся к реформам, FEPRINCO разработала Общенациональную программу предпринимателей, которая служит для разработки рекомендаций в сфере законодательства. Программа содержит ряд общих экономических принципов, на основе которых в дальнейшем будет вырабатываться позиция FEPRINCO по вопросам рыночных реформ. Кроме этого, в документе рассматривается экономическая программа правительства и определены дальнейшие реформы, задачей которых будет консолидация страны при переходе к демократической форме правления и рыночной экономике. Программа указывает на возможности проведения реформ в таких сферах, как государственное управление, обеспечение открытости при принятии политических решений, инвестирование в трудовые ресурсы, создание новой законодательной базы для теневых видов предпринимательской деятельности, а также борьба с бедностью.

Программа оказалась весьма полезной, поскольку продемонстрировала правительству способность предпринимателей к объединению в защите своих интересов. Кроме того, программа оказалось и очень информативной: как широкие деловые круги, так и правительственные служащие многое узнали о ходе реформ. Благодаря программе правительство стало уделять больше внимания методам государственного управления на основе принципов демократии. Этот документ также способствовал развитию более тесных отношений между FEPRINCO и законодателями страны, раскрывая новые возможности для совместной работы над законодательством. Члены конгресса регулярно обращаются за рекомендациями к FEPRINCO и ее организациям-членам. В результате совместной работы было одобрено несколько законодательных инициатив в следующих сферах: авторское и патентное право, законодательство об аренде, возрождение сельскохозяйственного сектора, сооружение новых дорог и инфраструктуры, изменение порядка использования средств фондов социального страхования.

Источник: Sullivan (1999) и CIPE (1998).
<

p>

8.0. ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ВЫСКАЗАННЫЕ УЧАСТНИКАМИ СЕМИНАРА CIPE.


В ходе трехчасового семинара по теневой экономике, организованного CIPE в Сан-Паулу, было выдвинуто четыре конкретных предложения по устранению проблем, мешающих легальному участию предприятий в политической и экономической жизни (повестка дня семинара и список его участников приведены в Приложении Б). Все эти предложения получили поддержку многих (хотя и не всех) участников семинара.

В целом список рекомендаций отражает все многообразие предложений, высказанных участниками семинара.

Содержание предложений.

1) Участники семинара предложили, чтобы в каждой отдельной стране представители деловых кругов и эксперты по реформам совместно разработали национальную бизнес-программу, в которой были бы в обобщенном виде сформулированы пожелания и замечания предпринимателей, и распространили бы эту программу среди населения, политиков и законодателей. Это способствовало бы созданию нормативно-правовой базы для эффективной рыночной деятельности, более компетентному и обоснованному составлению нормативных актов, а значит – и упрочению демократических принципов.

2) CIPE составил данный отчет для информирования общественности и деловых кругов о непомерно высоких затратах на ведение предпринимательской деятельности, способствующих росту теневой экономики, и о пагубном воздействии крупного и все растущего теневого сектора на ход политических и экономических реформ; отчет предназначен также для разработки стратегии преодоления препятствий на пути легального участия предприятий в политической и экономической жизни. С этой целью новая редакция этого отчета размещена на веб-сайте CIPE в разделе, посвященном теневой экономике и затратам на предпринимательскую деятельность (см. www.cipe.org ). В этом разделе веб-сайта рассказывается также о полезном опыте финансируемых CIPE проектов, благодаря которым удалось снизить затраты на легальную предпринимательскую деятельность; здесь же содержатся статьи и аналитические материалы по этой тематике.



Содержание раздела