Совершенствование сборников законодательных документов.
Законы и правила должны совершенствоваться в целях более четкого формулирования прав и нормативов и в целях упрощения административных и правоприменительных процедур, во избежание неоднозначного толкования и выполнения законов и правил. С этой целью необходима отмена78 дублирующих друг друга, излишних, сложных и противоречивых законов и правил и упрощение формальностей, необходимых для выполнения нормативов79 (см.
Таблицу 4).
Следует отметить связь между изменением законодательной и нормативной базы, с одной стороны, и изменением поведения предпринимателей, с другой стороны. Первое может меняться быстро (что нередко и происходит), в то время как последнее меняется, как правило, медленно. И все же если законы и правила применяются последовательно и на благо общества, со временем в результате этого появятся и новые традиции ведения бизнеса. Иными словами, жизнеспособная краткосрочная стратегия улучшения делового климата должна начинаться с принятия и последовательного применения надлежащих законодательных и нормативных кодексов.
Благодаря этому культурные нормы и когнитивные модели начнут постепенно адаптировать и укреплять эту новую основу.
Таблица 4. УПРОЩЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ В АРМЕНИИ. В Армении CIPE в настоящее время помогает в реализации программы привлечения деловых кругов к поддержке реформ, призванных улучшить деловой климат. С этой целью проводятся ежеквартальные встречи между членами парламента и другими государственными чиновниками, с одной стороны, и бизнесменами, с другой стороны. Эти работа позволила прояснить и упростить законодательство в двух сферах – проверка предприятий и налоги – и тем самым снизить трансакционные издержки и риск коррупции. Ранее предприниматели Армении страдали от частых самоуправных проверок со стороны бессчетного количества государственных учреждений (которые зачастую проводились лишь в целях получения взяток) и от запутанного налогового законодательства. Новое законодательство о проверках частных предприятий. 17 мая 2000 года президент Армении Кочарян подписал новый закон (№ 010.0060) о проверках. Этот закон регулирует работу контрольных органов, проводящих проверки коммерческих и некоммерческих предприятий. Основные моменты нового закона следующие: Проводить проверки имеет право только 19 учреждений. Закон регулирует объекты проверок, время и причины их проведения. В законе указаны те контрольные органы, которые имеют право проводить вторичные проверки. В большинстве случаев (кроме уголовных правонарушений) контрольные органы имеют право проверять каждое предприятие не более одного раза в год. На проверке имеют право присутствовать представители проверяемого предприятия (юристы, аудиторы, бухгалтеры и т.д.). Правительство должно разработать систему согласования проверок и график их проведения. Контрольный орган обязан направить предприятию уведомление о проверке не позднее чем за три рабочих дня до ее начала, с четким указанием целей и объектов проверки. Новый закон упрощает налоговые процедуры. 5 июня 2000 года парламент Армении принял упрощенный налоговый закон, который вступил в силу 1 июля 2000 г. Этот закон регулирует правила бухгалтерского учета на малых и средних предприятиях и позволяет частным предпринимателям использовать упрощенную систему бухучета на добровольной основе. Данная упрощенная система заменяет систему налога на добавленную стоимость (НДС) и налога на прибыль для юридических лиц и систему НДС и подоходного налога для частных предпринимателей. Частные предприниматели и юридические лица, суммарный оборот товаров и услуг которых за предыдущий год (без учета НДС) не превышает 30 миллионов драмов (около 55000 долларов США), имеют право подать заявление в местную налоговую инспекцию об использовании новой системы. Источник: www.cipe.org |
Реорганизация и укрепление прав собственности.
Прав частной собственности требуют реорганизации и укрепления – с тем, чтобы материальные активы реально способствовали экономическому росту и повышению производительности.80 Права собственности являются юридическим механизмом преобразования активов в производительный капитал. Поэтому законы и нормативные документы о собственности должны четко и единообразно определять ее экономические и социальные преимущества.
Возьмем в качестве примера земельный участок. Основной информацией об этом участке является его размер, месторасположение, форма, топографические характеристики, ориентировочная рыночная стоимость, владельцы, полностью или не полностью он выкуплен, имеется ли у владельца исключительный правовой титул, используется ли участок в качестве кредитного залога, имеются ли гарантии на титул и так далее. Без этой информации мало кто захочет приобрести этот участок.
А ведь для роста предприятий необходимо как раз расширение земельных владений или служебных помещений. Словом, система прав собственности должны предоставлять такую информацию, которая позволяла бы безопасно приобретать, продавать и арендовать собственность (например, землю) в производительных целях.
Однако предоставление и получение такой информации связано с определенными затратами. Эти затраты можно уменьшить двумя способами: 1) путем совершенствования систем прав собственности за счет ликвидации дублирующих друг друга законов и излишних обременительных формальностей; 2) путем принятия простых и понятных стандартов, в которых четко указывается, кому что принадлежит и как эту собственность можно группировать или обменивать (например, посредством коммерческих операций),81 и своевременного и дешевого занесения нужной информации в объединенную общедоступную базу данных.82
И, наконец, последнее, но, тем не менее, важное замечание: необходимо обеспечить строгое и последовательное практическое выполнение этих законов и правил при помощи эффективной и непредвзятой законодательной системы – в целях гарантийного обеспечения прав собственности.
Эти меры создадут условия и подтолкнут даже далеко не самых богатых граждан к приобретению прав собственности на имущество и к использованию этого имущества в легальном секторе экономики. Иными словами, реформы создадут такие условия, в которых владельцы активов захотят обмениваться ими с незнакомыми и, возможно, даже очень далекими другими предпринимателями, а не только с соседями, которые могут лично осмотреть предлагаемый товар и лично знают его владельцев.
Кроме того, подобные меры будут значительно стимулировать рост предпринимательской деятельности, предоставляя предпринимателям единообразные и недорогие методы оценки, раздела, комбинирования и обмена активов для их наиболее продуктивного использования в целях создания дополнительного капитала и выгодного использования деловых возможностей.
Надзор над деятельностью финансового сектора
Необходимо разработать и ввести меры надзора над деятельностью банков и финансовых учреждений. Это позволит свести к минимуму системный риск, связанный с работой финансового сектора, включая риск моральных издержек, способный вызвать отток из страны огромных ресурсов и разрушить условия, способствующие предпринимательской деятельности (см. таблицу 5).
Таблица 5. НЕДОСТАТКИ СИСТЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО СЕКТОРА CОРВАЛИ ПРИВАТИЗАЦИЮ В ЧИЛИ. Красноречивый пример большого значения системы регулирования являет собой первоначально неудавшаяся попытка приватизации в Чили в середине 70-х - начале 80-х г.г. В тот период чилийские промышленные объединения приобретали банки в кредит, вкладывая всего 20% процентов собственных средств в их покупку. Затем эти промышленные группы брали в купленных ими банках кредиты на покупку других, не связанных с финансовой деятельностью, фирм, вкладывая всего лишь от 10% до 40% своих средств. Таким образом, владельцы немногочисленных промышленных группировок сконцентрировали в своих руках власть в финансовой и промышленной сферах, причем сделали это, практически без капиталовложений. Система контроля в Чили была весьма слабой, квалифицированного персонала не хватало, запретить выдачу подобного рода кредитов было невозможно. В 1982 году чилийцы пережили экономический кризис, вызванный раздутым курсом отечественной валюты, трудностями национальной экономики и внешними потрясениями. Представители бизнеса отреагировали на кризис, используя свои банки для того, чтобы обезопасить подвергавшиеся риску фирмы, что в свою очередь усугубило финансовые проблемы как этих фирм, так и самих банков. В итоге правительство Чили снова национализировало когда-то приватизированные компании и банки. Однако чилийцы сделали из происшедшего соответствующие выводы. Была усилена система контроля, банки скопили нужный капитал, предприятия и финансовые учреждения были снова приватизированы. На этот раз, однако, были введены правила, запрещающие кредитование инсайдеров и устанавливающие определенные ограничения на использование заемного и собственного капитала банками. Сегодня в Чили действует диверсифицированная, прекрасно организованная финансовая система и процветающий частный промышленный сектор. Galal and Shirley (1995:93). |