Создание системы акционерного управления




Создание системы акционерного управления

Необходимо создать систему акционерного управления, разработать законодательство, защищающее инвесторов, акционеров и владельцев акционерного капитала, потребовать введения четких реестров акционеров, принять и осуществлять на практике Конвенцию по корпоративному управлению, разработанную Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также принять и соблюдать требования Международных стандартов бухгалтерского учета (Sullivan 2000)83 (см. таблицу 6).



Таблица 6. АКЦИОНЕРНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ЭКОНОМИКЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ СТРАН: ПРОЕКТ CIPE ДЛЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ЦЕНТРА ПРОБЛЕМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (МЦИП), БУХАРЕСТ

В целях укрепления уверенности инвесторов в рынке, улучшения предпринимательского климата и борьбы с коррупцией, МЦИП совместно со Стратегическим альянсом промышленных ассоциаций разработал Добровольный кодекс акционерного управления для предпринимателей Румынии. Проект кодекса привлек внимание как румынских, так и зарубежных предпринимателей (перевод кодекса на английский язык распространялся в Европе и США). Сегодня этот документ, в котором предложена практика поведения профессиональных участников рынка, приобретает все больший вес и популярность. Проведение в стране цикла из 10 заседаний за круглым столом привело к разработке стратегического плана под развития акционерного управления в Румынии. Замечания и критика со стороны бизнесменов, высказанные в ходе проведения ряда семинаров, помогли создать общенациональную информационную сеть по вопросам акционерного управления и побудило сторонников этой идеи в Румынии поддержать ее на всех уровнях.

Источник: www.cipe.org



Борьба с коррупцией



Крайне важно осуществить эффективные меры по борьбе с коррупцией, для чего потребуется общее совершенствование нормативно-правовой базы, внесение уточнений в законы, определяющие конфликт интересов, применения на практике Порядка присуждения государственных заказов (Government Procurement Code), разработанного международной неправительственной организацией Transparency International, а также присоединения к Конвенции по борьбе с коррупцией ОЭСР и контроля над ее выполнением ( Sullivan 2000).84

Реформа правительственных учреждений

Реформа необходима и в учреждениях, для которых характерны избыточный бюрократизм и низкая продуктивность. В частности, потребуется упростить порядок работы таких учреждений, регулярно оценивать результаты их деятельности на основе четко определенных критериев. Мероприятия по улучшению работы таких учреждений должны проводиться оперативно и всесторонне. Например, если экспортируемые или импортируемые товары подолгу задерживаются в государственных портах, затраты предпринимателей растут, а конкурентоспособность этих товаров снижается.

Более того, в таких ситуациях растет соблазн у государственных служащих просить, а у предпринимателей – предлагать взятки за ускоренное оформление залежавшегося товара.

Приведение законодательной и нормативной баз в соответствие с возможностями государственных учреждений

Необходимо реалистично оценивать возможности государственных учреждений и вносить соответствующие изменения в законы и нормативные акты. Например, если та или иная страна хочет ввести у себя систему имущественного права, которая успешно применяется в другой стране, то делать это рекомендуется лишь в том случае, если соответствующие учреждения данной страны располагают необходимыми полномочиями и возможностями (финансовыми, кадровыми и техническими), позволяющими ввести такую систему и эффективно поддерживать ее на практике.

При отсутствии таких возможностей права собственности не будут защищены и затраты на заключение сделок останутся высокими.

Приведение законодательной и нормативной баз в соответствие с возможностями соблюдения их предпринимателями

Реформируя или вводя в действие новые нормативно-правовые акты, следует учитывать способность предпринимателей соблюдать их требования, особенно, если на первоначальном этапе такие реформы (изменения) требуют значительных затрат. Если предприниматели не располагают достаточными ресурсами, они не сумеют выполнять новые правила, независимо от того, насколько хорошо эти правила разработаны.



В подобных случаях введение официального переходного периода, в течение которого предприниматели смогут приспособиться к новым правилам, может повысить уровень соблюдения новых требований.

Усиление потенциала и укрепление административных функций правительственных учреждений

Важно постоянно совершенствовать и поддерживать на соответствующем уровне способность служащих правительственных учреждений выполнять возложенные на них административные и контрольные функции. В частности, следует стремиться к формированию высококвалифицированные кадров государственных учреждений, способствовать профессиональному росту и продвижению карьеры государственных служащих в соответствии со стандартными критериями, которые поддаются проверке (например, стандартизированные тесты), оплачивать государственным служащим обучение на курсах повышения квалификации, где используются новейшие учебные технологии, выплачивать адекватное жалование, чтобы привлечь специалистов высокого класса и предотвратить взяточничество, предлагать служащим занимать должности сообразуясь с качеством их работы (а не в зависимости от очередных выборных кампаний). Потенциал государственных учреждений можно также усилить, обеспечив служащих государственных учреждений финансовыми и техническими ресурсами, необходимыми для эффективного контроля над исполнением законов85.

Следует попытаться применить современные методы экономии затрат и повышения эффективности контроля над исполнением законов и нормативов, а также для стимулирования экономии в рыночных отношениях. (North 1992).
Потребуются реформы и укрепление судебной системы с тем, чтобы она могла осуществлять контроль над соблюдением законов и применять их эффективно и справедливо, тем самым поддерживая власть закона86. В дополнение к рекомендациям, изложенным в предыдущем абзаце, одним из способов снизить нагрузку на суды является использование так называемых альтернативных или внесудебных методов разрешения коммерческих споров с привлечением арбитров или судебных посредников.

В странах, в которых коммерческая деятельность регулируется гражданским кодексом, а не прецедентным правом (в том числе, во многих странах Латинской Америки), законы и нормативные акты могут быть отменены указами, что значительно ослабляет экономическую стабильность87. Некоторые исследователи предлагают ввести более строгий взаимоконтроль между различными ветвями власти или принцип средреж и противовесов для того, чтобы смягчить последствия частых и радикальных изменений в нормативно-правовой сфере и злоупотребления со стороны властей (Schedler, Diamond, and Plattner 1999).

Реформа системы налогообложения

Следующие реформы предлагаются в системе налогообложения: снизить общие ставки налогообложения, особенно налог на прибыль юридических лиц и налог на доходы физических лиц (а не на налог на внешнеторговые операции, в том числе, тарифы); пересмотреть налоговое законодательство, упростить его, внести больше ясности, убрав многоступенчатые и сложные требования к финансовой отчетности; усилить налоговый контроль, расширив административные возможности налоговых органов и, с другой стороны, максимально ограничив произвол чиновников88. Подобные меры в конечном итоге приведут к увеличению бюджетных поступлений за счет расширения базы налогообложения.

Возросшие поступления в бюджет могут направляться на цели совершенствования других государственных услуг89.(см. таблицу 4).

Реформа трудового законодательства

Важно провести реформу трудового законодательства: отменить устаревшие законы, дать больше свободы в составлении трудовых договоров (например, разрешить работу на условиях неполного рабочего дня, на короткий период или по контракту), разрешить более длительный период условного найма, разрешить работодателю и лицу, поступающему на работу, обсуждать вопросы оплаты труда независимо от государства, приватизировать пенсионные фонды. Далее, следует всемерно защищать право добровольно и свободно вступать в ассоциации.

Иными словами, люди, занятые в любой отрасли промышленности или секторе экономики должны иметь право самостоятельно принимать решения о вступлении в профсоюз или профессиональную ассоциацию, основывая свое решение на собственном понимании того, что это может им дать. Добровольный и свободный выбор невозможен, если существуют правила, делающие ту или иную профессиональную организацию слишком кастовой или если само право формировать профессиональные союзы и организации ограничено государством.

И та, и другая крайность лишает людей права свободно и добровольно объединяться в союзы и организации, т.е. права, которое является ключевым компонентом демократической системы.

Совершенствование порядка лицензирования и сокращение связанных с этим затрат

Потребуется упростить порядок лицензирования и выдачи разрешений на осуществление той или иной коммерческой деятельности.



Содержание раздела