Результаты анализа передаются законодателям



  1. Разработка прозрачного и подробного порядка принятия решений и участие всех слоев населения – государственных служащих, населения, профсоюзов, деловых объединений, предпринимателей теневого сектора и политических партий – в разработке и проведении реформ.
  2. Введение законодательных стандартов для свободного доступа представителей общественности на пленумы и заседания комитетов;
  3. Проведение открытых заседаний по обсуждению проектов законов и других нормативных документов, с указанием задач и предполагаемых затрат на введение этих законов в простой понятной форме – чтобы получить отзывы граждан и заинтересовать их в дальнейшем участии в обсуждении; (особенно важно прислушиваться к пожеланиям и комментариям представителей теневого сектора, поскольку теневая деятельность нередко является реакцией на неудовлетворительную структуру и работу официальных учреждений);
  4. Назначение независимых представителей на национальном и региональном уровнях, которые представляли бы интересы граждан в законодательных органах и государственных учреждениях;
  5. Предоставление гражданам права выступать с инициативами о новых законах и референдумах и оспаривать существующие законы и правила (см. Таблицы 2 и 3).

Таблица 2. ПРОГРАММЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ КАК ВАЖНЫЙ ИНСТРУМЕНТ РЕФОРМЫ.
Программы законодательных консультаций предназначены для анализа предлагаемых законодательных и нормативных документов и являются простым средством оценки затрат и выгод от принятия этих документов. Результаты анализа передаются законодателям и общественности. Это способствует более компетентному обсуждению и дает частному сектору возможность вносить свои коррективы в проекты государственных нормативов, повышая их актуальность.

Доминиканская Республика.
В 1986 году Центр экономической ориентации в Доминиканской Республике начал программу законодательных консультаций, финансируемую CIPE. В своих отчетах Центр проанализировал ряд экономических законопроектов, находившихся на рассмотрении Конгресса, обобщил вероятное влияние этих законопроектов на государственный и частный секторы экономики, на государственный бюджет и законодательную систему, и выдал ряд конкретных рекомендаций по принятию, отмене или исправлению законопроектов. Отчеты Центра были распространены среди законодателей и общественности с учетом графика заседаний конгресса. Благодаря этим отчетам Центру удалось показать законодателям, средствам массовой информации и населению вероятные последствия тех или иных экономических законов и правил, а также предоставить СМИ и группам защиты общественных интересов информацию, необходимую для предъявления законодателям требований отчетности. Эти отчеты широко использовались предпринимательскими объединениями и средствами массовой информации.

Аргентина.
В Аргентине аналогичной работой руководит Институт экономических исследований Аргентины и Латинской Америки (IEERAL), финансируемый Средиземноморским фондом и поддерживаемый аргентинскими деловыми кругами. Особенность аргентинского проекта состоит в том, что отчеты составляются как на общегосударственном, так и на провинциальном уровне ввиду независимости провинциальных законодательных собраний.
Эксперты по вопросам законодательства составляют три отчета в месяц, которые публикуются в журнале Средиземноморского фонда Novedades Econmicas и направляются национальным и провинциальным законодателям, государственным чиновникам, предпринимательским и профессиональным организациям и СМИ. Фонд проводит ежемесячные собрания, на которых представители частного сектора могут выступить с комментариями по этим отчетам и убедиться в том, что в отчетах учтены все их интересы. Кроме того, представители IEERAL готовы предоставить консультации всем работникам законодательных органов, независимо от политической принадлежности.
Законодатели приветствовали эти отчеты, назвав их эффективным лекарством для неэффективного парламента – ввиду их систематического характера и ввиду того, что они сосредотачивают законодательные дебаты на самых важных технических вопросах, помогая законодателям принимать компетентные решения. Журналисты также высоко оценили эти отчеты как источник важной информации о законодательной работе.
Согласно ежеквартальным таблицам результативности IEERAL, около 60% предложений IEERAL было закреплено в окончательной редакции законов. Например, IEERAL предложил изменить законодательство, регулирующее работу национальной авиакомпании Aerolineas Argentinas, и ряд законопроектов о ее приватизации – во избежание образования частной монополии, подавляющей конкуренцию. Конгресс учел одно из требований IEERAL и произвел дерегулирование чартерных рейсов.
(Продолжение на следующей странице)


Программы законодательных консультаций в разных странах мира.

Программа законодательных консультаций в Доминиканской Республике стала новаторской инициативой и образцом для других стран. В Западном полушарии такие программы уже проводятся в Аргентине, Бразилии, Центральной Америке, Чили, Эквадоре, Сальвадоре, Гватемале, Парагвае, Перу и Уругвае. В Центральной и Восточной Европе законодательные консультативные службы создаются в бывшей Чехословакии, в Венгрии и в Польше. В Азии первый подобный проект начался в Шри-Ланка. Каждая из этих программ, разумеется, построена с учетом особенностей национального законодательства, однако основной целью всех программ остается лоббирование и информирование политических деятелей.

Основные характеристики успешной программы законодательных консультаций.

Повышению эффективности программ законодательных консультаций способствует перечисленные ниже характеристики.

Обоснованность. Любая программа законодательных консультаций должна основываться на компетентном экономическом анализе; документация, содержащая это обоснование, должна свободно предоставляться технократам и прочим специалистам для изучения и критики.

Простота. Отчеты должны быть написаны простым языком и выражать интересы всей страны, а не только интересы отдельных групп (предпринимателей, профсоюзов и т.п.).

Доступность. Отчеты должны быть доступны самой широкой аудитории. По возможности рекомендуется проводить пресс-конференции для СМИ – в целях еще большего освещения.

Диалог с государственными чиновниками. Во многих странах бюрократия является огромным препятствием на пути реформ. Поэтому для изменения законов и нормативных документов деловые круги должны стремиться воздействовать не только на законодателей, но и на государственных чиновников.

Источники: Wallack (1991) и Sullivan (1999).


Таблица 3. РЕФОРМА В ВЕНГРИИ (1989-1994г.)

В конце 80-х – начале 90-х годов, при финансировании Национального демократического фонда и Агентства международного развития США, CIPE начал проект законодательной и нормативной реформы (ЗНР) в Венгрии, совместно с шестью венгерскими партнерскими организациями. Первоначально проект реформы был сосредоточен на финансовом секторе, теневой сфере, рынке недвижимости, приватизации, налоговых правилах, роли местных властей в развитии частного сектора и воздействии общественного мнения на ход реформ. Основными задачами проекта ЗНР было следующее:

проведение программы реформ на базе компетентных исследований и основных требований венгерской экономической политики;
развитие навыков защиты интересов своих организаций и содействие сотрудничеству между независимыми предпринимательскими организациями и группами надзора за государственной политикой – в целях эффективного продвижения законодательных и нормативных реформ;
ускорение хода реформ путем их согласованной поддержки под руководством местных лидеров.

В будапештском представительстве CIPE начали совместную систематическую работу аналитики и авторы нормативных документов, которые разработали и усовершенствовали методы поддержки реформ и создали прочную общественную группу поддержки реформ. В 1994 г. CIPE и его венгерские партнеры подготовили чрезвычайно важный отчет под названием Пути развития частного сектора. Отчет стал своеобразным путеводителем для руководящих работников венгерских государственных и частных организаций, заинтересованных в проведении реальных экономических реформ. Сегодня, спустя шесть лет после публикации этого отчета, около двух третей рекомендаций этого отчета (всего их было 41) уже утверждено венгерским правительством. Одним из самых успешных преобразований было принятие и практическое введение законов о пенсионной реформе. Не менее важно и то, что все реформы оказались успешными и последовательными в долгосрочном плане.

Источник: Marer и Gelenyi (1999); см www.cipe.org
<

p>
Введение и контроль над соблюдением законов о свободе информации.

Необходимо введение и контроль над соблюдением законов о свободе информации, предоставляющих широкий доступ к постановлениям комитетов, правительственным законам и правилам (как в предварительной, так и в окончательной их редакции), к бюджетной информации и к протоколам голосования законодательных органов – в целях отчетности государственных учреждений перед гражданами и средствами массовой информации.



Содержание раздела