Доступ к необходимой деловой информации


Поэтому предприниматели средней руки, не имеющие политического влияния, просто не имеют средств для того, чтобы официально зарегистрироваться и продолжать работать легально 34. Такие предприниматели уходят в теневой сектор из-за невозможности соблюдать установленные требования, а не потому, что они хотят обойти закон или получить перед конкурентами преимущество в смысле сокращения издержек (de Soto 1989).

Для других то положительное, что они могли бы получить, соблюдая закон, просто не сопоставимо с соответствующими расходами. В настоящее время многие страны с переходной экономикой, развивающиеся и развитые страны пытаются решить проблему реформы законов, нормативов и постановлений, которые требуют непомерных производственных издержек, приносят прибыль только определенным слоям общества, препятствуют общему экономическому росту и стимулируют теневую экономику35.
В настоящем разделе рассматриваются различные взгляды на причины, рождающие подобные издержки. Часто чрезмерные расходы являются результатом ряда законов, нормативов или правил, которые частично совпадают или тесно взаимосвязаны между собой.

Это осложняет классификацию таких затрат по четко определенным категориям. В настоящей работе различные источники операционных издержек сгруппированы по следующим категориям36:
1) номинальная стоимость соблюдения законов и нормативов;
2) степень детализации, сложности и согласованности законов и нормативов;
3) доступ к необходимой деловой информации;
4) контроль над выполнением законов и нормативов и система правовых санкций за их нарушение;
5) стабильность и предсказуемость законов и нормативов;
6) качество инфраструктуры;
7) структура рынка труда;
8) степень макроэкономической стабильности;
9) последствия прошлой политической системы и социально-культурные факторы.
Эти факторы оказывают влияние на процесс легализации бизнеса, включающий два этапа: 1) регистрация предпринимательской деятельности и 2) последующее соблюдение установленных требований (налоги, наем рабочей силы и т.д.)37. Исследования указывают на разные факторы, которые следует считать главным источником операционных издержек, способствующих росту теневого сектора.

Одни авторы считают, что одна или несколько из вышеперечисленных девяти причин способствуют уходу предпринимателей в теневой сектор экономики, а другие - что отдельные факторы внутри этих причин (например, уровень налогообложения или преимущества, которые дает официальная занятость) обостряют проблему теневого бизнеса. Ниже дан обзор различных подходов к проблеме операционных издержек по девяти вышеприведенным категориям.

5.1. БРЕМЯ НОМИНАЛЬНЫХ ЗАТРАТ.

5.1.1. Налогообложение.

Многие эксперты считают, что высокие ставки налогообложения38 вызывают уклонение от налогов и активизацию теневой деятельности (Thomas, 1992; Schneider, 1994, 1997; Kaufmann и Kaliberda, 1996; Johnson, Kaufmann и Zoido-Lobaton, 1999; Tanzi, 1999, и другие). Высокие налоги снижают норму прибыли, а значит, и заинтересованность в том, чтобы осуществлять коммерческую деятельность официально, и в коммерческой деятельности вообще (см. Gwartney и Lawson, 1996). Однако связь между ставками налогообложения и размерами теневого сектора довольно сложна.

Johnson и соавторы (1999) пришли к выводу, что в США налоги сравнительно высоки, а теневой сектор невелик,39 и что в некоторых случаях снижение налогов может вызвать рост теневого сектора. Кроме того, разные виды налогов и разные ставки налогообложения по-разному влияют на налоговое бремя предприятий и на размеры теневого сектора.

Результаты этого исследования говорят о том, что учрежденческие факторы (например, деятельность налоговых ведомств) могут влиять на размеры теневого сектора, по меньшей мере, в такой же степени, как ставки налогообложения.40 (К этому вопросу мы вскоре вернемся).

5.1.2. Трудовое законодательство.

Одной из причин больших размеров и постоянного роста теневой сферы является обременительное трудовое законодательство.41 Как пишет Lagos (1992), выполнение трудового законодательства является значительным постоянным бременем для предприятий, в отличие от ставок налогообложения, которые могут изменяться. Поэтому первое является более обременительным для предприятий с небольшим доходом.42


Для измерения последствий требований законодательства для рынков труда Рама (1995) разработал соответствующий индекс и разделил полученные результаты на показатель валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения, чтобы учесть специфику разных стран при оценке данных производительности труда. Указанный коэффициент имеет восемь составляющих:

  • количество дней ежегодного оплачиваемого отпуска;
  • количество дней отпуска по беременности и родам;
  • отчисления на социальное страхование в процентах от заработной платы43;
  • число государственных служащих в процентах от общего числа работающих;
  • минимальная заработная плата в процентах от средней заработной платы;
  • размер выходного пособия;
  • количество ратифицированных страной конвенций МОТ;
  • процент работающих граждан, состоящих в профсоюзах.


Индекс был составлен для 31 страны Латинской Америки и Карибского бассейна за период с 1980 по 1992 гг., когда трудовое законодательство оставалось практически неизменным. Произведя регрессию данных индекса Рамы, Лоаиза (1997:24) обнаружил непосредственную зависимость между жесткими требованиями трудового законодательства и размером теневого сектора.

Это может объясняться тем, что обременительные и жесткие трудовые кодексы толкают предпринимателей на то, чтобы снизить эксплуатационные расходы и расширить свои возможности в использовании рабочей силы за счет использования теневых рабочих.

5.1.3. Регистрация бизнеса.

Официальная регистрация бизнеса может требовать значительных номинальных затрат. Одним из первых этапов открытия предприятия является получение правового титула на активы – земельный участок, служебные помещения, лицензию на патентованный производственный процесс и т.д. Получение правового титула может оказаться слишком дорогим для небогатых предпринимателей.

В начале 80-х годов сотрудники Института свободы и демократии (Лима, Перу) подсчитали некоторые из этих расходов (de Soto, 1989:139-43). Это исследование показало, например, что домостроительный кооператив, члены которого не имеют средств на покупку участков в городской зоне, имеют право потребовать принудительного судебного отторжения государственной земли; за это каждый член кооператива должен внести предварительную оплату в сумме 2156 долларов – эквивалент минимальной заработной платы за четыре года восемь месяцев.44
Отсутствие четких и надежных прав на владение собственностью отбивает желание регистрировать собственность, мешает получению кредитов и преобразованию активов в производительный капитал. Заемщики обязаны иметь собственность, которую можно было бы использовать в качестве залога, иначе кредит не будет предоставлен или будет предоставлен под слишком высокие проценты. Кроме того, отсутствие четких и надежных прав собственности делает невозможным существование законодательства о защите несобственнических прав.

В результате предприниматели обязаны физически закладывать свои немногие активы для получения кредитов, и кредиты получаются слишком дорогими. Отсутствие доступа к кредитам по разумным ставкам мешает многим предпринимателям выходить на легальный рынок.
Официальная регистрация также требует получения лицензий и разрешений, что обходится недешево. В 1983 году открыть в Лиме швейный цех с одним работником стоило 1231 доллар (32 месячных прожиточных минимума); открыть небольшой магазин стоило 590 долларов 56 центов (15 минимальных месячных зарплат). В середине 90-х годов регистрация швейного цеха в Сан-Паулу (Бразилия) стоила в среднем 640 долларов, а в Сантьяго (Чили) - в среднем 739 долларов (Stone и соавторы, 1996:105-6). Весной 2000 года зарегистрировать предприятие в Черногории стоило 5000 долларов плюс 300-700 динаров (Иванович и соавторы, 2000). Недавнее исследование, проведенное в 75 странах, показывает, что официальная стоимость регистрации предприятия в большинстве стран весьма высока.

В лучшем случае она равна 1,4 % валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения в Канаде (280 долларов США); в худшем случае – сумме, в 2,6 раза превышающей ВВП на душу населения в Боливии (2696 долларов США), и в среднем 34 процента ВВП на душу населения (см. Джанков и соавторы, 2000).45 Решение предпринимателя об официальной регистрации предприятия зависит от наличия у него средств и стимулов (доступ к государственным услугам, угроза высокого штрафа и т.д.).


5.2. Плотность, логичность и сложность нормативных актов.

Помимо номинальных затрат, официальная регистрация требует расходов на выполнение сложных, многоступенчатых и нередко противоречивых формальностей. На Филиппинах получение обычного правового титула на недвижимость требует титанических усилий: для этого необходимо выполнить 168 бюрократических формальностей, в том числе пройти 53 государственных и частных инстанции, что занимает от 13 до 25 лет; в Египте необходимо выполнить 77 формальностей и обратиться в 31 государственную и частную инстанцию (5-14 лет); на Гаити – выполнить 111 формальностей (12 лет) (de Soto, 2000:20-1).46



Содержание раздела